новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 4 (9693) среда, 18 января

АРХИВЫ ИНГУШЕТИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ:

основные задачи и проблемы восстановления и дальнейшего развития историко-культурного документального наследия ингушского народа
Процесс построения нового периода в истории ингушской государственности, начавшийся в 1992 году, поставил перед нашим обществом целый спектр задач, одной из важнейших среди которых является воссоздание историко-культурного наследия нашего народа. Думается, что любой человек, осознающий себя составной частью общества, гражданином, согласится с тем, что без знания прошлого трудно, да и не возможно осмыслить настоящее и строить будущее. История представляет собою непрерывную логическую культурную и духовную связь между поколениями во времени, от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.

Весьма большое значение для подлинного (научного) освещения и восстановления целостной картины событий нашего прошлого имеют архивы - материализованная кладезь истории любого народа. Архивные документы - это подлинная историческая и культурная память. Без полноценного восстановления историко-архивного фонда Ингушетии трудно представить плодотворную деятельность и дальнейшее развитие исторической науки Ингушетии.
Одним из самых популярных мнений о сущности архивов является представление о них как хранилищах человеческой памяти, зафиксированной на материальных носителях - архивных документах. Соответственно, архивы выполняют исключительно важную социальную функцию: непосредственно транслируют сознательную деятельность человека из прошлого в настоящее, осознанно сохраняя для будущих поколений их историю.
Вместе с тем, архивы - это не склады, где скапливается "ненужный хлам" в виде документов, вышедших из делопроизводственного процесса, как относятся к ним, к сожалению, и в "присутственных местах": государственных учреждениях и ведомствах, вспоминая об архивах только в случае необходимости получения справочной информации. Как справедливо отмечает Т.И. Хорхордина, один из современных ведущих специалистов в области отечественного архивоведения: "Именно ведомственно-потребительское отношение к архивам как к прямому продолжению регистратуры постепенно привело к представлению о периферийной роли архивов в жизни общества и государства, а следовательно, и к недооценке Государственной архивной службы России в системе административных органов управления" .
Однако, следует помнить, что как раз-таки архивы являются "атрибутами государственности, ее правовым гарантом", так как "несут важнейшее бремя и обязательство перед государством и гражданами в документационном подтверждении их юридических прав и социальных гарантий. И если для государства это законодательные, дипломатические, картографические и другие источники, в подлинниках фиксирующие базисные национальные интересы, то для рядовых граждан - управленческая документация, включая документы по личному составу, всего спектра государственно-экономической и социально-культурной деятельности" . Таким образом, и обществу и государственной власти следует осознавать, что архивы служат среди прочего национальным интересам, включая в себя интересы государства и каждого гражданина в отдельности. Тем более, что "... отношение к судьбам архивов оценивается в качестве существенного критерия степени культурного (цивилизованного) развития наций, характера и уровня ее самосознания" .
В соответствии с действующим законодательством, Архивный фонд Ингушетии - это исторически сложившаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое, культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия ингушского народа и других этносов Республики Ингушетия и подлежащих постоянному хранению. Государственную политику в области архивного дела на территории Республики Ингушетия осуществляет Государственная архивная служба РИ (ГАС РИ). В настоящее время ГАС РИ совмещает функции органа управления архивным делом и ЦГА (Центрального государственного архива) республики. В структуре архивной службы три отдела: сохранности и государственного учета архивных документов; комплектования ведомственных архивов и делопроизводства; научных исследований. В соответствии с Постановлением Правительства РИ от 24.04.2000.г. созданы территориальные органы управления архивным делом: архивные отделы при администрациях и мэриях: городские (Магас, Назрань, Карабулак, Малгобек) и районные (Сунженский, Назрановский, Малгобекский, Джейрахский).
Наиболее значимые, ценные комплексы документов сосредоточены в Архивной службе РИ. Всего в настоящее время сформировано 30 фондов, крупнейшие из которых "Министерство юстиции РИ (1993-2000)", "ОАО Назрановская трикотажная фабрика (1960-1998)", "Химпром (1964-1998)", "АОА Электроинструмент (1959-2000)", по этим фондам наиболее часто поступают обращения и запросы граждан и учреждений Ингушетии и других субъектов России. За прошедший 2005 год выдано более пятисот справок социально-правового характера.
Особое место среди фондов ГАС РИ занимает архивная коллекция по истории Ингушетии, включающая частично подлинники, но в основном копии документов и материалов, начиная с середины XVIII века по настоящее время. В целях воссоздания исторического фонда уже на протяжении многих лет ведется работа по выявлению и копированию документов в архивах России и ближнего зарубежья. Архивная коллекция ГАС РИ состоит из фотокопий, ксерокопий, микрофиш архивных документов из центральных федеральных архивов России (ГАРФ, РГВИА, РГИА, РГАДА, РГАФМФ, РГАКФД), ведомственных архивов (АВПРФ МИД, ЦАМО, Архив Российской академии наук и др.), а также, из ЦГА Республики Грузия. Деятельность по выявлению и копированию документов связана со значительными финансовыми расходами, поэтому мы занимаемся этим по мере появления такой возможности. Крайне важно целенаправленное аккумулирование средств, для решения этой сложной, несмотря на пафос выражения "стратегической задачи". Необходимо принятие специальной республиканской программы, тем более, что в настоящее время по инициативе президента России В.В. Путина активно ведется работа над осуществлением приоритетных "национальных проектов". Создание историко-культурного документального потенциала на базе государственного архива Ингушетии, по нашему мнению, является одной из "национальных задач" нашей республики. Что необходимо не только для полноценного развития науки, образования и культуры, но и практически всех сфер жизнедеятельности Ингушетии. Для решения многих проблем, как исторических и современных, так и тех, которые могут возникнуть в будущем. Обусловлена такая необходимость тем, что архивные документы обладают юридической аутентичностью (подлинностью, достоверностью), к ним нельзя относиться небрежно, недооценивать их значение. Нельзя не учитывать их функциональной значимости для гармоничного развития общества, как и самосознания и самоутверждения каждого человека и гражданина.
Одной из главных составляющих функциональной роли архивов в обществе является то обстоятельство, что они служат источниковой базой исторической науки, информационным ресурсом общества и государства. Значение Архивного фонда РФ, как неотъемлемой части историко-культурного наследия народов России и относящегося к "информационным ресурсам", закреплено и в новом ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" /от 22.10.2004/.
Известный архивист России, профессор историко-архивного института РГГУ (г.Москва) Е.В. Старостин, делясь своими впечатлениями об участии в очередном международном конгрессе архивов, отмечает: "Мысль о том, что архивы не кладовые памяти, а архивисты не сторожа при них, давно преодолена в западном архивном менталитете. Хранитель, не пренебрегая своей миссией государственного служащего, обязан активно участвовать в пропаганде исторических знаний"5. Архивисты Ингушетии не только согласны с этими "золотыми словами", но и по мере своих сил пытаются осуществлять этот принцип в жизнь. Во-первых, понимая, что накопление документального массива не является самоцелью, если он не используется в активной практической работе, предпринимается попытка публикации наиболее интересных с исторической точки зрения материалов. С этой целью нами налажен выпуск периодического издания - "Архивного вестника" ГАС РИ, в котором помещаются подготовленные к публикации специалистами отдела архивные документы и материалы. Привлекаются авторы и со стороны, если они предлагают для публикации интересные архивные материалы. Критерием отбора служит их научно-практическая значимость, оригинальность, новизна и малоизвестность широкой читающей аудитории. К настоящему времени вышли в свет два номера "Архивного вестника", подготовлен к изданию выпуск № 3. Кроме того, архивисты не только пропагандируют исторические знания путем публикации документов в "Архивном вестнике", но и активно сотрудничают с научными и образовательными учреждениями Ингушетии. Такими как НИИ им. Ч.Ахриева, Ингушский государственный университет, СКГТУ и другими. Публикуют работы, в том числе созданные на основе архивной коллекции, в научных изданиях этих учреждений. Выступают в печатных и иных средствах массовой информации, участвуют в научно-практических конференциях как в республиканских, так и в российских и международных.
Сравнивая музеи, библиотеки и архивы, руководитель Федерального архивного агентства РФ В.П. Козлов отмечает: "музеи, библиотеки и архивы являются равноценными, взаимодополняющими друг друга подсистемами единой системы исторической памяти", однако, анализируя организацию хранения исторической памяти, он подчеркивает: "в архивах она более упорядочена, более системна, наиболее приближена к действительности, а значит, будет всегда востребованной"1. Сегодня важно помнить о месте и роли архивов в нашем обществе, особенно это актуально для ингушского народа, пережившего немало потрясений в минувшем XX столетии. Короткий перечень потрясений, коснувшийся лишь одной архивной отрасли, наглядно характеризует сложную судьбу архивного дела в Ингушетии.
1924г. При ликвидации Горской республики из фондов Ингушского архивного бюро значительная часть документов по истории народов Северного Кавказа была передана Архивному бюро Северной Осетии. Ингушское архивное бюро получило "в наследство" только фонд Терской областной чертежной мастерской (впоследствии он оказался в архивах г.Грозного и потерян безвозвратно в военных действиях в Чечне в 1994-2000 гг.).
1934г. С ликвидацией Ингушской автономной области прекратилось и создание ингушского архивного дела. Лишь в 1937 г. документы были перевезены в Грозный, во вновь созданный Чечено-Ингушский областной архив, три года архив фактически находился без надлежащего присмотра, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
1942 г. Перед эвакуацией Чечено-Ингушского областного архива в Семипалатинск, были уничтожены 112 фондов, как "не представляющих ценности", среди них 16 фондов непосредственно касающихся истории ингушей. 1946г. Большинство фондов возвращенного из Семипалатинска Чечено-Ингушского областного архива были переданы в архивы Дагестана, Северной Осетии, Ставропольского края, не все они были возвращены и после восстановления республики.7

Наконец, после распада Чечено-Ингушетии мы получили в "наследство" лишь документы предприятий и учреждений, располагавшихся на территории трех ингушских районов, все исторические фонды остались в Грозном. Судьба их неизвестна, по некоторым оценкам, в ходе военных действий безвозвратно потерян почти весь документальный массив архивов Чеченской республики. Список этот можно продолжить.
Однако, не забывая о прошлом, нужно думать о будущем и сделать все для того, чтобы воссоздать историческую память нашего народа, выраженную в архивных документах, в стенах нашего национального архива. Усилиями одних архивистов эту проблему не осилить, здесь необходима как государственная поддержка, так и активная заинтересованность и содействие наиболее активных слоев населения - интеллигенции, предпринимателей, общественных организаций, совместная работа для достижения цели общенационального значения.
Архив со своей стороны готов к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами и открыт для любых конструктивных и позитивных предложений.
Одной из возможных форм сотрудничества в рамках вышеизложенных задач, доступной каждому из граждан Ингушетии, заинтересованному в сохранении истории его народа, является посильное участие в комплектовании исторического фонда нашего архива. В этой связи, хотелось бы отметить особую ценность для поддержки ряда направлений научно- исследовательской деятельности Архивной службы, а самое главное, для комплектования архивной коллекции - документов и фотоматериалов из семейных архивов наших сограждан. Не секрет, что в них сосредоточен большой массив документов, в основном персонифицированного (личностного) характера, освещающих жизнь и деятельность наших предков, а также выдающихся современников: ученых, общественно-политических и религиозных деятелей, представителей военной интеллигенции, культуры и/ искусства и других, сохранение памяти о них и их наследия, выраженного в собраниях документов об их жизни и деятельности крайне важно. Из этих собраний в нашем национальном архиве будут формироваться личные и семейные фонды, как известных представителей нашего народа, так и
рядовых граждан, изъявивших желание сохранить для потомков свое имя, историю и генеалогию своей семьи и фамилии. В числе такого рода документов особую культурно-художественную ценность для национального наследия представляют фотоматериалы из семейных и личных архивов. Если конкретизировать эту формулировку, то под термином "фотоматериалы" имеются в виду не только фотокопии документов и фотографии известных представителей нашего народа, либо знаменательных событий из нашей истории, имеющих историческую и культурную ценность для исторической науки и других областей знания, но так же, не в последнюю очередь, фотографии наших предков, простых людей и быта прошлого. А лица прошлых лет говорят о многом. Особый интерес для фондов Государственной архивной службы РИ, помимо документов, представляют фотографии ингушей, относящиеся к дореволюционному периоду (до 1917 г.), периоду установления и развития Советской власти на территории Ингушетии (1920-1930-е гг.), а также фотографии, относящиеся к периоду 1940-1950-х гг. Мы убеждены, что многие документы и фотоматериалы, десятки лет бережно хранящиеся в семейных архивах, поистине уникальны и бесценны для нашей исторической науки, для нашего национального культурного наследия. Хочется отметить, что фонды ГАС РИ неоднократно пополнялись документами и фотоматериалами из семейных архивов наших граждан. И они заняли свое достойное место в фондах нашего национального архива.
Сегодня Архивная служба одна из динамично развивающихся структур органов государственной власти Ингушетии. Впервые за много лет значительно улучшилась материально-техническая база архива, у нас есть возможность принимать и обрабатывать, обеспечивать учет и сохранность документов, предоставлять услуги по их использованию. Если и есть некоторые трудности, связанные с недостаточностью архивных площадей, то в ближайшее время они будут преодолены. В г. Магасе начато строительство специализированного здания Центрального государственного архива и архивохранилища РИ, в котором будут предусмотрены практически все условия для благоприятного и перспективного долгосрочного (вечного) хранения архивных документов. Перспективы развития архивного дела в республике наметились весьма позитивные. Наша задача состоит в том, чтобы новые хранилища не пустовали, а заполнялись документами, со своей стороны сохранность и качество их использования и доступность всем пользователям Архивная служба готова обеспечить.

И. АЛМАЗОВ,
М. КАРТОЕВ,
Государственная архивная служба
Ингушетии.

----------------------------------
1 Хорхордина Т.И. Российская наука об архивах: История. Теория. Люди. М., 2003. С. 38.
" Дискуссия вызвана взаимным интересом, Т.М. Горяева, директор РГАЛИ, д.и.н. / Отечественные архивы.
2004. № 6.
3 Хорхордина Т.И. Там же. С. 9.
4 Закон РИ. Об Архивном фонде и архивах Республики Ингушетия. От 31.05.2001.
3 Впечатления участников XV конгресса архивов. Е.В. Старостин, заведующий кафедрой истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ //Отечественные архивы. 2004. № 6.
6 Козлов В.П. Музеи, библиотеки, архивы в системе исторической памяти //Отечественные архивы. 2004. №6.
7 Алмазов И.Г. Архивный потенциал Ингушетии //Сердало. 25.12. 2003. № 158.



Обязательность совершения намаза больным

Мусульмане, остерегайтесь оставлять намаз, даже если вы больны. Намаз - долг каждого мусульманина, который установил для нас Аллах1. Знайте же, что намаз несет нам душевный отдых во время болезни и способствует выздоровлению.
Всевышний Аллах1 сказал: "И испрашивайте помощь с терпением и намазом". (Аль-Бакъара 45).
Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "О, Биляль, зови на намаз и мы получим с ним отдохновение".
Если больному суждено умереть, то для него лучше умереть молящимся, и не умрет непослушным, оставив намаз.
Аллах1 облегчил правила намаза для больного и позволил ему совершать очищение песком, если он не может использовать воду, чтобы больной не отказывался от намаза. Всевышний Аллах1 сказал: "И если вы поражены недугом, или вы в путешествии, или кто из вас вышел из отхожего места, или вы касались женщин, и вы не найдете воды, пойдите туда, где есть чистый песок и оботрите там лица и руки ваши. Не угодно Аллах1у вводить вас в затруднение, но угодно Ему очистить вас и завершить милость Его к вам, дабы были вы благодарны".

Как должен очищаться больной
1. Больной должен очищаться водой и совершать малое омовение после малой нужды и полное омовение после большого осквернения.
2. Если больной не может совершить омовение водой из-за своей слабости, страха усугубить болезнь или замедлить выздоровление, то он может совершить очищение песком.
3. Для очищения песком следует ударить ладонями обеих рук по чистой почве один раз, затем протереть руками лицо и потереть руками кисти рук.
4. Если больной сам не в состоянии совершить очищение, то его омывает или очищает другой человек.
5. При наличии ран на омываемых частях тела они омываются водой. Если омовение какой-либо части тела водой может причинить вред, то этот орган протирается мокрой рукой. В том случае, если и протирание делать не рекомендуется, то данная часть тела очищается песком.
6. Если больной имеет переломы, которые находятся в гипсе, то эти части тела протираются водой и не моются. В очищении песком в этом случае нет необходимости, так как протирание заменяет омовение.
7. Для очищения песком можно пользоваться любой чистой стеной или другим чистым предметом, где скопилась земляная пыль. Если же стена покрыта чем-либо еще, кроме земли, например, краской, то очищение можно производить только при наличии земляной пыли.
8. В том случае, когда очищение песком невозможно осуществить из-за отсутствия сыпучего грунта или пыли, то можно принести песок в сосуде или платке из другого места.
9. Если человек сохраняет свою чистоту, совершив очищение песком перед намазом, то он может совершить и следующий намаз без вторичного очищения, поскольку не случилось ничего, что нарушило ритуальную чистоту после первого очищения.
10. Больному следует очищать свое тело от любого осквернения и нечистот. Если же он не в состоянии сделать этого, то может молиться и без очищения. Его намаз в этом случае будет истинным, и не потребуется его повторения.
11. Больной должен совершать намаз в чистой одежде. Если же одежда испачкана, то ее следует постирать или же заменить на чистую. Если же такой возможности нет, то можно молиться и в нечистой одежде. В этом случае намаз будет действительным и его повторять не нужно.
12. Больной должен совершать намаз на чистом месте. Если место осквернено, то его следует помыть, найти другое чистое место или же подстелить что-нибудь чистое. В случае невозможности сделать это, молиться можно в любой обстановке. Такой намаз считается действительным, его повторять не нужно.
13. Больному не следует опаздывать с намазом под предлогом невозможности совершить очищение. Очищение следует совершать по мере возможности молиться в установленное время, даже если тело, одежда и место совершения намаза осквернены и нет возможности их очистить. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Самый лучший намаз - это совершаемый вовремя".

Как делать намаз больному
1. Обязательный намаз больной должен совершать стоя, хотя бы даже и сгорбившись, опираясь при необходимости на стену или посох.
2. Если больной не в состоянии стоять, то следует молиться сидя.
3. Если больной не может молиться сидя, то намаз должен совершаться лежа на боку, обратившись лицом к Каабе, и этот намаз будет действительным.
4. Если больной не может совершать намаз на боку, то может молиться лежа, вытянув ноги в направлении Каабы. При этом целесообразно немного приподнять голову в том же направлении. Если такой возможности нет, то можно молиться в любом положении. Этот намаз также будет действительным.
5. Во время намаза больной должен делать поясные и земные поклоны. Если он не в состоянии делать это, то должен обозначить поклоном наклоны головы. При обозначении земного поклона голову следует наклонять сильнее, чем при обозначении поясного поклона. Если больной в состоянии совершать поясные поклоны, но не может делать земные, то необходимо делать поясные поклоны и обозначить земным наклоном головы. Если же больной может делать земные поклоны и не в состоянии делать поясные, то ему следует исполнять земные поклоны и обозначить поясные наклоны головы. При этом больной не нуждается в подушке для совершения земных поклонов.
6. Если больной не в состоянии наклонять голову для обозначения поясных и земных поклонов, то в этом случае поясные поклоны обозначаются неполным смыканием век, а земные поклоны более полным смыканием век. То, что делают некоторые больные, обозначая поклоны движением пальцев, является неверным.
7. В том случае, если больной не может наклонять голову и смыкать веки, то он должен совершать намаз сердцем, мысленно возвеличивая Аллах1а, читая про себя аяты Корана, совершая поклоны в душе, будучи преисполненным добрыми намерениями.
8. Больной обязан каждый намаз совершать своевременно, по мере сил делая все необходимое. Если же больной по своему состоянию не может своевременно делать каждый обязательный намаз, то он вправе объединить полуденный и послеполуденные намазы, а также вечерний и ночной намазы. Порядок совершения намазов зависит от состояния больного. При этом следует учитывать, что утренний намаз нельзя совершать или объединять с предшествующим или последующим.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru