новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 2 (9691) суббота, 14 января

ДЕНИ-ШЕЙХ АРСАНОВ

ДЕНИ-ШЕЙХ АРСАНОВ родился в 1851-м году в семье энгиноевца Т1ахира из Зебир-Юрта. Признан шейхом за свою беспредельную храбрость.
Однажды ДЕНИ попал в водоворот и тонул вмести с конем. Отчаявшись, он призвал на помощь ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА и своего устаза (духовного покровителя) ЭЛАХА - МУЛЛУ. Какая-то неведомая сила понесла его вместе с лошадью к берегу и спасла. После этого злополучного приключения ДЕНИ незамедлительно отправился к ЭЛАХ - МУЛЛЕ в Чанти-Юрт. Любивший пошутить, он сделал вид, что якобы обиделся на шейха, потому что он не пришел его спасать. ЭЛАХ пытался убедить родственника в том, что он вытащил его из реки. В свою очередь ДЕНИ утверждал, что это сделала его лошадь. Тогда ЭЛАХ-МУЛЛА предложил упрямому ученику поднять свою рубашку на спине. К удивлению ДЕНИ, на спине шейха отчетливо были видны четыре вдавленных следа от копыт его лошади. В тот самый момент он поклялся оставить прошлые шалости, и весь погрузился в богослужение и благодеяния. Тогда ЭЛАХ-МУЛЛА и выучил его мудрости. Он, до своей кончины, предсказал ДЕНИ, что он трижды поменяет место жительства. Пророчество сбылось.
Однажды УСМАН - ХАДЖИ и ДОККУ-ШЕЙХ попросили ДЕНИ -ШЕЙХА переселится из Зебир-Юрта в Кень-Юрт и для облегчения переправы построить мост над оврагом, прорытым селевыми потоками, стекающими с Терского хребта после сильных дождей. Овраг этот пролегал к западу от Кень-Юрта. Сославшись на старшинство обратившихся к нему с просьбой, ДЕНИ - ШЕЙХ, в свою очередь, возложил эту стройку на них. Возникли споры, которые привели к решению устроить скачки, обязывающие победителя приняться за сооружение моста. Во время этого состязания мудрые УСМАН - ХАДЖИ и ДОККУ-ШЕЙХ придерживали своих коней, а молодой и прыткий ДЕНИ время от времени погонял своего коня, радуюсь тому, что «соперники» далеко отстали от него. Только опередив своих друзей, он понял суть дела и сообразил, что те заведомо не гнали своих гнедых, чтобы он опередил их и принял на себя строительство. Ему ничего иного не оставалось делать. Вот и принялся ДЕНИ-ШЕЙХ сооружать мост. На помощь ему пришли жители из многих селений Чечни и Ингушетии, которые ускорили работу и закончили ее за сравнительно короткий срок. Однако было предсказано, что после первого же сильного дождя потоки снесут построенный мост, перебросив при этом самый большой булыжник с правого берега Терека на левый. Пророчество оправдалось, и ДЕНИ вновь смиренно принялся исполнять свой долг.
Согласно преданиям, мост этот ему пришлось отстраивать несколько раз. За это время скончались даже инициаторы строительства УСМАН -ХАДЖИ ( в 1893 году) и ДОККУ-ШЕЙХ (в 1914 году). Все же в 1916 году ДЕНИ-ШЕЙХ справился с задачей и оставил после себя прекрасный памятник архитектуры, до сих пор носящий его имя под названием «ДЕНИЙ - т1ий» (мост ДЕНИ).
У ДЕНИ -ШЕЙХА были сыновья: Якуб, Юсуп, Абу-Бакар, Дауд, 1аьла, Умар, Сай-ид-1альви, Яхья, Бах1ауддин,Ильяс, и дочери: Рукъият, Паьт1имат, Хьава.
После февральской революции 1917 года ДЕНИ АРСАНОВ стал комиссаром чеченского национального комитета Грозненского округа. В апреле того же года он вместе с шейхами Сох1ип-муллой Гайсумовым, Абдул-Вахабом, Хаджи Дидимовым, а также с видными чеченскими политиками Тапой Чермоевым, Таштамиром Эльдерхановым и Ахметханом Мутушевым организовал и руководил съездом чеченского народа в Грозном, куда съехались до 10 тысяч человек. Съезд избрал чеченский национальный Совет во главе с социал-демократом А. Мутушевым, высказался за созыв форума представителей горских народов Кавказа и провел выборы делегатов на этот съезд, состоявшийся 14 мая 1917 года. (См. Ж. Гакаев. «Он достоин памяти народной», Грозный, 1991 год, стр. 17-18).
В конце 1917 года вместе с урусмартановскими шейхами Солсой - Хаджи Яндаровым и Билу - Хаджи Гайтаевым, ДЕНИ приостанавливает вражду между варандоевским тейпом и атагинцами, разгоревшуюся из-за притязаний обеих сторон на земли, располагавшиеся в районе, где стояла крепость Чехкар-Кала (Воздвиженская). К тому времени уже (накаливались) накалились отношения между чеченцами и русскоязычным населением Чечни, причиной чему послужили распространившиеся слухи о якобы готовящемся чеченцами во главе с казачьим атаманом Михаилом Карауловым восстания против русских. Местные большевики и казаки объединились и совместными силами 12 декабря 1917 года совершили погром против чеченцев. ДЕНИ-ШЕЙХ спешно занялся пресечением дальнейшего разрастания междоусобицы.
(Адам Духаев. “Плеяда Шейхов из Надтеречья”. с. Лаха Невре, 1997 г.)

P.S.: Подробности о смерти ДЕНИ - ШЕЙХА APCAHОBA изложены в следующей статье, в рассказе очевидца событий, связанных со смертью Шейха.



ВОСПОМИНАНИЕ

бывшего красного партизана, пенсионера Мациева Тата Яхъяевича, 1888 года рождения.
Место проживания - г. Грозный, ул. Асланбековская, д. № 79.
«О событиях, связанных с убийством шейха Арсанова Дени в 1917 г, 27 декабря, в пятницу».

«В конце 1917 г. и в начале 1918 г. в г. Грозном происходили большие события исторического значения. В то же время я находился в г. Грозном и являюсь очевидцем этих событий.
Контрреволюция наступала на органы Советской власти. Грозненские большевики находились в подполье. В городе свирепствовала черная сила реакции. Контрреволюция проводила политику разжигания межнациональной войны. Она действовала, с одной стороны, против большевистской организации Грозного, с другой стороны - против трудящихся Чечено-Ингушетии.
В Грозном, в казачьей станице, находились силы белогвардейщины. Правление казачьей станицы находилось в помещении рядом со зданием вечерней школы №1. Окружной Военно-Революционный комитет красных помещался в здании бывшего дома Нахимова. Тяжело было тогда в Грозном. Вокруг города была охрана. Никого не пускали в город, а также не разрешали выезд из города.
Большевики вели очень тонкую политику среди городского населения и трудящихся Чечни. Они готовились к разгрому контрреволюции. Я проживал в гостинице, в которую меня приютил г. Иобашвили С.Ф. - хозяин этой гостиницы.
27 декабря 1917г. уборщица гостиницы по имени Мария вернулась с базара и сообщила нам, что проехала целая группа верховых чеченцев, и что эта группа направилась в сторону милиции. Это сообщение для меня стало большой радостью, так как я думал, что теперь я с чеченцами выеду из Грозного и соединюсь со своими родителями.
Мы пошли в милицию, но чеченцев там не оказалось - их повела делегация из казачьей станицы к себе, в казачье управление, с обещанием в безопасном порядке провести их к селению Новые Алды, куда шейх ДЕНИ АРСАНОВ держал свой путь.
Мы быстро пошли по следу этих групп чеченцев по направлению к станичному управлению казачества, тут я увидел конную группу чеченцев. Очень обрадовался, что мы их все же догнали до отъезда из города.
Повернувшись в сторону правления, я увидел ДЕНИ АРСАНОВА и еще двух его всадников, которые вышли из управления атамана. В это время около правления стояла большая толпа казаков. В разговоре от них мы узнали об условиях, которые были предложены ДЕНИ АРСАНОВУ и его группе (спутникам).
Они заключались в следующем: руководством станичного правления АРСАНОВУ и его группе было предложено сложить оружие, после чего их поведут с безопасностью к селу Новые Алды, к условленному месту – к кургану.
Далее, нам стали известны подробности о переговорах, происходивших между атаманом правления и АРСАНОВЫМ. Атаманом были предложены отряду АРСАНОВА вышеизложенные условия. В свою очередь, АРСАНОВ высказал свое отрицательное мнение по поводу предъявленных условий. Он сказал: «Был ли когда в истории случай, чтобы чеченцы и ингуши перед своими врагами сложили оружие? Мы оружия вам не сложим и с Божьей помощью проедем в Новые Алды».
Затем они сели на коней и повернули за угол. Вслед за ними пошла толпа людей. Там, дальше, на улице, чеченцам встретилась другая толпа казаков. Подошедшие из правления вооруженные казаки предъявили арсановскому отряду более жесткие требования. В это время подошел атаман станицы со своим отрядом.
АРСАНОВ, его бойцы и окружившие их казаки были готовы пустить оружие в ход. Атаман подошел к руководителю отряда чеченцев АРСАНОВУ ДЕНИ и в грубой, категорической форме, угрожающе предложил АРСАНОВУ и всем остальным, сопровождающим его, немедленно сдать оружие. ДЕНИ АРСАНОВ не подчинился ему и навел прицел австрийского карабина на атамана, а тот, в свою очередь, навел кавалерийскую винтовку на АРСАНОВА.
Одновременно произошли два выстрела. Атаман сразу повалился и моментально от раны в голову умер. АРСАНОВУ пуля попала в грудную клетку с вылетом под лопатку. Вслед за этим чеченцы и казаки открыли друг по другу стрельбу. Через несколько выстрелов АРСАНОВУ пуля попала в голову, и он свалился с лошади. После убийства своего руководителя – шейха ДЕНИ АРСАНОВА – его последователи быстро сошли с коней, и начался ожесточенный бой между ними и казаками. Бой продолжался до темноты. В этом бою пало много людей с обеих сторон. Со стороны чеченцев был убит 31 человек. Сколько человек было убито со стороны белых, мне не известно.
Одна группа чеченцев из 11 человек забежала в чужой двор и временно укрылась там. Другая группа из 10 человек забежала в другой двор, где хозяев не оказалось дома. Использовав этот момент, чеченцы заперлись там и устроили баррикаду.
Ближайший соратник ДЕНИ АРСАНОВА Такаев Магомет-Мирза, раненный в ногу, забежал в другой двор и укрылся там на чердаке сарая.
После убийства ДЕНИ АРСАНОВА и чеченцев из его группы весь город и станица Грозненская находились на военном положении.
Все Чечено-Ингушское население города (в том числе и я) не успевшее или не захотевшее вовремя уйти из города, укрывалось в разных местах, боясь своего преследования. В городе было паническое настроение. Каждый час ожидали вооруженного нападения на город со стороны Чечни с целью мести за убийство влиятельного Шейха ДЕНИ АРСАНОВА и его товарищей.
В городе и в его окраинах было введено чрезвычайное, военное положение с усиленной охраной. Город и его окраина круглосуточно охранялись патрулями. Вокруг города было проведено электрическое проволочное ограждение с надлежащей охраной.
Для проведения оборонительных мероприятий были срочно организованы отряды самообороны.
В эти дни из г. Владикавказа в Грозный приезжал большевик Мамсуров, который организовал митинг населения казачьей станицы, и строго предупредил руководство, военную часть, чтобы они немедленно убрали валяющиеся на улицах трупы убитых чеченцев и похоронили их. Трупы убитых чеченцев валялись без всякого надзора. При этом Мамсуров заявил им, что, если чеченцы узнают о произволе над мертвыми, то они с целью мести могут принять самые срочные меры к горожанам и станичникам. После этого митинга Мамсуров уехал обратно.
Белоказаки немедленно организовали похороны убитых чеченцев, во главе с АРСАНОВЫМ ДЕНИ, в засекреченном месте.
Нашей судьбой сильно беспокоились большевики Грозного. Стало известно, что в связи с создавшимся тяжелым положением для чеченцев и ингушей руководство Военно-революционного комитета города во главе с Ионисиани Г.С. начало принимать меры по нашему спасению. В эти тяжелые дни, когда мы вот-вот ожидали гибели, мудрая политика коммунистов спасла нам всем жизнь.
Примерно за неделю до созыва Пятигорского съезда (февраль 1918 г.) городским Советом рабочих, солдатских и казацких депутатов было получено письмо от представителей Чечни, что на этот съезд от чеченского народа избран депутатом Токаев М., находившийся в то время вместе с нами в тюрьме. В письме просили его отпустить для поездки на съезд. Токаева М. повезли в условленное место с завязанными глазами, чтобы он не видел оборонительные объекты города. Через неделю всех чеченцев и ингушей из грозненской тюрьмы перевезли в бывший дом Цутиева, находящийся на углу улиц Ленина и Субботникова, где мы находились до обмена русских, находящихся в Чечне. Приблизительно в конце марта или начале апреля 1918 года произвели обмен.
Под руководством т.т. Каграмяна и Сафиева, на подводах, с повязанными глазами, под охраной, нас повели к месту, обусловленному для обмена. Обмен был произведен у кургана в районе Окружной улицы. Когда мы стали расходиться, т.т. Каграмян и Сафиев подошли ко мне и попросили, чтобы я на следующее воскресенье приехал обратно к обусловленному месту, где был обмен, для участия в передаче чеченцам трупов ШЕЙХА ДЕНИ АРСАНОВА и его спутников. Одновременно они просили меня передать всем родственникам покойных, чтобы они тоже приехали для получения трупов своих родственников. Я дал согласие приехать в обусловленное место. Мы разъехались по своим аулам в Чечне. Горожане, провожавшие нас, вернулись обратно в город.
В это время по всей Чечне и Ингушетии был распространен слух, что ШЕЙХ ДЕНИ АРСАНОВ и его товарищи-чеченцы якобы убиты по заранее подготовленному заговору ближайшим помощником АРСАНОВА - Токаевым Магомед-Мирзой с контрреволюционной казачьей верхушки, с целью в будущем самому стать руководителем буржуазно-националистической верхушки Чечни.
Мюридами и родственниками ДЕНИ АРСАНОВА, Токаеву М. было предъявлено обвинение, что он является виновником-предателем и их кровным врагом. Все это угрожало кровной местью Токаеву М. В эти дни вся верхушка мусульманского духовенства, особенно мюриды ШЕЙХА АРСАНОВА и сторонники Токаева М. собрались под Новыми Алдами и с нетерпением ждали нашего обмена и встречи с нами. Это было не только заботой о нашей судьбе, - им важно было выяснить обстоятельства и историю убийства ШЕЙХА ДЕНИ АРСАНОВА и роль в этом деле Токаева М.
Сразу, как только нас отпустили на волю, на условный курган, ко мне подошел родственник Токаева М. а именно его родной брат Токаев Яхья. Он убедительно попросил меня до отъезда домой в мое родное село Шали подъехать к толпе народа, которая собралась за водяной мельницей под Новыми Алдами. Народу было примерно более тысячи человек разных слоев населения. Здесь были и видные представители духовенства. Я согласился пойти к ним. Правда, в пути следования к ним я не знал в чем дело и почему меня приглашают на этот сход. По прибытию туда я был представлен присутствующим там авторитетным лицам из духовенства. Мне было неудобно, и я был в растерянности, не понимая, в чем дело, и что дальше произойдет.
В этот момент от собравшихся ко мне быстро подошел Токаев М., поздоровался со мной и, выразив большое удовлетворение по поводу моего освобождения и благополучного возврата к родным, сразу с клятвой попросил меня со всей подробностью рассказать всем присутствующим на сходе, от начала до конца, обстоятельства, связанные с приездом в город ШЕЙХА ДЕНИ АРСАНОВА и его сподвижников, а главное - объяснить обстоятельства, как очевидец, вооруженного столкновения их с руководителем и белоказачьим атаманом в грозненской казачьей станице, и последующие события от 27 декабря 1917 г. Я им рассказал все подробности этого боя - все, что видел и слышал во время нахождения под стражей.
Все присутствующие убедились в невинности Токаева М. в убийстве АРСАНОВА и других. В своих объяснениях я им сказал, что АРСАНОВ ДЕНИ был смертельно ранен двумя выстрелами, обещал показать эти раны при получении его трупа.
В следующее воскресенье, как было условленно с т.т. Каграмяном и Сафиевым, мы встретились у кургана для приема трупов убитых чеченцев.
Под Новыми Алдами, там же, возле мельницы, собрался народ в ожидании приема трупов покойных чеченцев. К кургану подошло нас 5-6 человек, представителей Чечни. Через час подъехали т.т. Каграмян и Сафиев и другие с целым обозом подвод, на которых были трупы 31-го человека в новых деревянных гробах. Гробы положили в один ряд. Во время выгрузки гробов т.т. Каграмян и Сафиев попросили меня в сторону и по секрету показали гроб с трупом ДЕНИ АРСАНОВА, отмеченный маленьким крестиком под красный цвет, и сказали, чтобы его раскрыл после их выезда от кургана, во избежание возможных неприятностей. Я так и поступил. Они на своих подводах сразу выехали в город.
После их отъезда мы сперва раскрыли гробы и отдали трупы родственникам убитых, а гроб с телом АРСАНОВА ДЕНИ как мне было подсказано т.т. Каграмяном и Сафиевым, раскрыли после всех. В момент раскрытия пригласили к гробу всех родственников ДЕНИ АРСАНОВА, и заинтересованных лиц (мюридов). Ударом винтовки сняли крышку от ящика и показали труп ДЕНИ АРСАНОВА, чтобы они воочию убедились в сказанном мною на сходе в день моего возвращения из города. Оттуда гроб с телом ШЕЙХА АРСАНОВА подвезли к месту сбора народа (под Алды). Там все, кто был заинтересован личностью ДЕНИ АРСАНОВА, осмотрели его, убедились, что труп действительно АРСАНОВА ДЕНИ.
Родственники и мюриды ДЕНИ АРСАНОВА увезли гроб с телом в Урус-Мартан для похорон.
Вот, что мне известно об убийстве ШЕЙХА ДЕНИ АРСАНОВА и его мюридов 27 декабря 1917 года, в Грозном».

10 апреля 1964 года, город Грозный. Тата Мациев.

Этот документ мне подарил АРСАНОВ МАГОМЕД БАГАУДДИНОВИЧ, внук Дени Арсанова, 28 марта 2003 года, село Шалажи, Урус-Мартановского района, Чеченской Республики.
ГОМКОРТИЕВ Юсуп Исакович,
г. Малгобек, 2005 г.



ТАРИКАТ

Из высказываний пророка Мухаммада -да благословит его Аллах и приветствует!
Высказываний посланника Аллаха никто не в силах сосчитать, кроме Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует! сказал: «Сын Адама! За тебя то, что было помыслено тобой в благих намерениях, и против тебя только то, что ты сам сделал своими руками. Ты будешь с теми, кого возлюбил». Он также сказал: «Будь в миру, как будто ты чужестранец или пересекающий дорогу. Считай, что ты из обитателей могил». Также он сказал: «Будьте в миру как гости, избирайте мечети как свои жилища, приучайте свои сердца мягкости, усердствуйте в размышлениях и в плаче». Он сказал: «Дружите с бедными — для них приготовлено царство в Судный день». Он сказал: «Лучшее соседство - обустройство дворов и увеличение населения, а кто будет обижать соседа, то Господь завладеет его домом». «Не проявляй злорадства по отношению к собрату твоему - Аллах смилуется над ним и накажет тебя. Храни в себе Господа, и Он будет хранить тебя. Храни в себе Господа, и ты найдешь Его перед собой. Если просишь, то проси Его, если молишь о помощи, то моли Его о помощи, и знай, что если вся мусульманская община захочет тебе помочь, то сможет тебе помочь только в том случае, если эта помощь предписана тебе от Господа. А если люди пожелают сделать тебе вред, то смогут это сделать только в том случае, если Господь предписал что-то против тебя. Пишущие перья уже подняты и высохли чернила на Книгах судеб». «Будь ближе к Господу в дни своего благоденствия, и Он не забудет тебя в дни твоей нужды. И знай, что то, из-за чего ты впал в заблуждение, не было предназначено для наказания тебя, также как и то, из-за чего ты испытал боль не предназначено, чтобы ты впал в заблуждение и ошибку. И знай, что для успеха требуется терпение, и что радости сопутствует горечь, и что после тягот придет облегчение». «Откажись от мира и Господь возлюбит тебя. Будь аскетом и набожным в отношении к людям, и они возлюбят тебя». «Остерегайся мирского и мира, ведь мир колдовство Харута и Марута». «Придерживай свой язык и говори только хорошее». «Если Аллах пожелает своему рабу добра, то сделает из него же самого проповедника, который наставит его в религии». «Если пришло утро, брось занимать свою душу мыслями о прошлом вечере, а если наступил вечер, то не занимай себя ушедшим утром». «Если вы встретите человека, который набожен и отрешен от мира, то сблизьтесь с ним, - ведь он изрекает мудрость». «Если вы увидите человека, поступающего вопреки воле Господа, а Господь одаряет его тем, что любит, - то знайте, что это постепенное заманивание грешника, чтобы неожиданно его наказать». «Советуйся со своим сердцем, иначе другие станут тебя вразумлять». «В Судный день из грешников самым мучительным образом будет наказываться неправедный имам (мусульманский священник), тиран».
«В Судный день больше всех будет наказан ученый, знание которого не было угодно Богу». «Твой враг поражает твою душу, которая содержится в тебе самом». «Самый грешный из грешных людей — злонамеренный лжец. Самый большой грешник тот, кто больше всех погряз во лжи». «Все люди - дети Божьи, и Он больше всех любит того, кто больше приносит пользы Его детям». «Счастье мужчины - в благородном характере». «О, сын Адамов! Довольствуйся в миру пищей, потому что пища для того, кто много раз умирает». «Что бы ты ни пожертвовал Господу, Он воздаст затем своими щедротами». «Господь делает человека святым и своим угодником не иначе, кроме как за щедрость и благородный характер». «Настоящий мусульманский мужчина тот, кто отбрасывает то, что его не касается». «Господь не прощает грехов, кроме тех, которые допущены человеком в поисках пищи для поддержания жизни». «Кто боится своего Господа, тот будет сильным и будет жить даже в стране врагов в безопасности». «Кто хочет узнать о своем положении в глазах Господа, тот пусть выяснит, какое же место Господь занимает в его душе». «Человек кого возлюбит, с ним и будет оживлен в Судный день (грешник - с грешниками, праведный - с праведными)». «Человек больше всего поминает и вспоминает то, что любит».
Затем это таинство и благость перешли от пророка Мухаммада- да благословит его Аллах и приветствует! к его первому «халифе» (преемнику), Абу Бакру ас - Сиддику, удостоившемуся, таким образом, чести быть опорой в религии и в миру, и быть первым из сейидов (господ) тарика Накшбандийа.



Сея Разумное, Доброе, Вечное

Мир образования характеризуется сегодня необычайной противоречивостью суждений, поисков, ситуаций в условиях начала коренных перемен, долгожданной свободы выбора, прорыва в гуманистическую школу будущего. С одной стороны налицо бережное развитие лучшего опыта русской, советской и мировой подготовки, серьезный, грамотный эксперимент, с другой - оголтелое лженоваторство, суетливый авангардизм педагогических дилетантов и пенкоснимателей.
С одной стороны – искренняя и сильная любовь к ребенку, осторожная осмотрительность и ответственность в отношениях с ним, с другой - спекуляция на идеях абсолютной свободы, проповедь самотека в развитии личности, отрицания права педагога на истинную профессиональную позицию. И в центре всей этой немыслимой круговерти -трагический и прекрасный образ Учителя. Почему трагический? Потому что все человеческие неудачи - это его неудачи. Все трагедии, происходящие в мире людей, - это его трагедии. Сея Разумное, Доброе, Вечное, он вступает сегодня в жестокое противоборство с окружающей реальностью. Испытывая чувство непонимания среди своих современников, он нередко подвергается насмешкам и уничтожению прагматиков и скептиков, которые вообще воспринимают его как блаженного почти юродивого. В то же время он прекрасен, потому что все лучшие деяния на земле вдохновлены и подготовлены им. Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя - мать всех профессий на земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянен и может подпитывать его духовные и физические силы. Вечный двигатель школы оберегает его от отчаяния, от деградации личности. Не случайно сегодня в школу идет тот, кто хочет сохранить и развить в себе человека. Все люди на земле делятся на учеников и учителей, каждый при этом бывает и тем и другим. Сегодня профессия учителя - одна из самых массовых. Давно замечено, что массовые профессии редко бывают престижными. Вот и профессия учителя кажется на первый взгляд обычной, даже банальной. На самом же деле она уникальна. Доказательством тому служит наша память, которая на всю жизнь сохраняет любимые образы учителей.
Но разговор об учителе был бы не полон и не честен, если бы я ограничился только праздничной стороной. Важно сказать и о другом. Учительский хлеб был всегда труден и горек. Еще в стародавние времена учитель зарабатывал мало и жил бедно. В деревне - на положении пастуха, которому всем миром собирали на харч. В господских семьях -на положении слуги, которого и за стол-то с господами не сажали. Лучшие духовные силы общества шли в науку, политику, искусство, литературу. Остальные питали учительскую среду. Но, несмотря на это, Россия всегда славилась своими учителями, которые нередко выполняли и роль народных заступников.
Не случайно в общественное сознание накрепко вошел образ “народного образования”.
Сегодня самое время поклониться учителям России, укрепить их веру в конечное торжество нашего дела, верность ученикам своим, пожелать Добра и Света, Справедливости и Признания.

А.Хашагульгов



Образы во времени

ОНА БЛИСТАЛА
В ПАРИЖСКОМ СВЕТЕ…
НАХОДЯСЬ в Грозном в 90-е годы, я редактировала журнал «Малика», пропагандировавший духовные ценности вайнахских народов. В подготовке второго номера этого издания мне оказывал активную помощь известный писатель Хамзат Саракаев.
Внучатый племянник первого чеченского миллионера, премьер-министра Горского правительстваТапы Чермоева - Хамзат Саракаев является сыном известных людей. Его отец Ибрагим-Бек Саракаев был первым чеченским журналистом, публицистом, позже ставшим офицером «Дикой дивизии». (Ибрагим-Бек до революции сотрудничал с тифлисской газетой «Кавказ» вместе с грузинскими просветителями князем Ильей Чавчавадзе, Акакием Церетели). Мать Хамзата Мариам по женской линии относилась к известной фамилии Чермоевых и была первой чеченской журналисткой.
…Последнее десятилетие писатель Хамзат Саракаев работает над историческим романом «Ибрагим-Бек», в котором повествует о своей родословной. В поисках новых сведений для этого произведения он побывал у родственников во Франции, откуда привез фотографии блестящих вайнахских женщин, имевших отношение к знаменитому роду Чермоевых.
Хамзат Ибрагим-Бекович предоставил мне некоторые из этих зарубежных снимков для публикации в журнале «Малика». Образы высокообразованных женщин - аристократок и вдохновили меня на создание рубрики «Образы во времени».
…СРЕДИ парижских красавиц выделяется фотография Тамары Чермоевой, в девичестве Бек-Боровой. Хамзат Ибрагим-Бекович Саракаев рассказал мне о том, что эта блестящая ингушская женщина была супругой Абубакара (Пики), племянника Тапы Чермоева.
Тамара Бек-Борова-Чермоева отличалась высокой образованностью и слыла очаровательной светской дамой. В парижском городе Йере, близ Тулона, в настоящее время живет ее дочь Дженара Чермоева. Это известная певица, исполнительница романсов (вначале она пела русские песни, а потом - испанские), много гастролировавшая по Европе.
Дженара, как и ее мать Тамара, в молодости была девушкой редкой красоты. Недаром в Париже она больше известна как «Принцесса Дженара»… Один из парижских журналов в 1975 году написал о Дженаре: «Сейчас ее звучный голос, как никакой другой соответствующий ее волшебной внешности, и ее задумчивое очарование хорошо известны в Код де Азуре…
Несмотря на свою добрую натуру и мягкость, Дженара одинокий человек…»
ВО ФРАНЦИИ в 80-е годы довелось побывать и мне. Но могла ли я тогда предположить, что в этой стране живет моя известная землячка потомок представителей двух вайнахских народов?!

Малика ГОРТИКОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru