новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 165 (9686) вторник, 27 декабря 2005 года

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ОТКРЫТИЙ

(об участии школьников Ингушетии в работе III Всероссийского молодежного форума)

Бейсултан решительно не принял идей Октябрьской революции. Он разделял взгляды Вассан-Гирея Джабагиева, с которым имел встречи. Между Зязиковыми - отцом и сыном - часто случались споры: "Бейсултан утверждал:не сумеют бедняки и батраки управлять государством, как утверждал Идрис. Не смогут все люди жить одинаково хорошо, если часть из них не желает трудиться…"
Уход из жизни Бейсултана Зязикова в 1924 году, по существу, стал очередным беззаветным служением людям. Он умер, заразившись тифом: его гостеприимный дом был открыт и для беженцев из Поволжья и Украины, потоком хлынувших на Кавказ…
ГОРЯНКА, СИЛЬНАЯ ДУХОМ
"ЛЕТ до ста расти" - так называется тема о долгожителях Кавказа. Эпиграф завершается словами: "И мы твердо верим: наступит такое время, когда стыдно будет умирать человеку ранее 100 лет".
По сообщению "АИФ-СК", самая старая жительница Земли сейчас живет в Чечне. В этом году Пасихат Джукалаевой из высокогорного села Итум-Кале исполнилось 124 года. Уроженка живописного уголка Ингушетии - селения Курп - Забрат Мурдуловна Берсанова прожила 115 лет! Это ей, горячо любимой прабабушке, посвятила замечательную работу учащаяся 7 "Б" класса лицея двенадцатилетняя Людмила Мержуева.
В рецензии на трогательное исследование говорится: "Повествование о родном человеке, матери огромного числа потомков, проникнуто гордостью за принадлежность к ним. Через описание большой жизни сделана удачная попытка на примере судьбы одного человека раскрыть историю народа - славную и трагическую.
Деликатное исследование - гимн человеку, только что ушедшему из жизни. Это ли не проявление высшего уважения к предкам?!"
…Юная Забрат жила в селе Курп, на границе Ингушетии с Осетией и Кабардой. Ингушская девушка хорошо владела осетинским и кабардинским языками. Была прекрасной рукодельницей. Конечно, она очаровала джигитов из обеих этих республик. Но замуж вышла за ингуша!
Поражает сила духа этой простой женщины. Избранник ее впоследствии стал директором крахмального завода. Жили они во Владикавказе. Во время репрессий 30-х годов прошлого века прадедушку Люды тоже арестовали. "И только наша нани не пала духом! Она решила во что бы то ни стало восстановить доброе имя мужа", - пишет правнучка в своей работе. Надо же, Забрат дошла до самой Москвы и добилась справедливости. Поразительно, но в то смутное время она каким -то чудом пробилась на прием к "вождю всех времен и народов". Об этом в печати появилась публикация под броским названием "Как неграмотная ингушка Сталина покорила…"

ПРОГРАММА ЖИЗНИ
- Какой полезный проект для человечества мечтаешь осуществить в будущем?
Марина Евлоева, лауреат III Всероссийского форума "ЮНЭКО-2005" :

- Считаю актуальным совершенствование системы усыновления российских детей иностранцами, чтобы не повторились известные печальные факты. Дети, тем более сироты, не должны страдать!
ЛЕТЯТ В ИНГУШЕТИЮ
ПИСЬМА БЛАГОДАРНОСТИ…
УЧАЩИЙСЯ 10 гуманитарного класса лицея Магомед Оздоев посвятил свое исследование теме "ООН и Ингушетия".Оно посвящено, в основном, центральной роли ООН в мировых делах. В этой работе выделяется такая мысль: "Главный урок "школы ООН" состоит в том, что другой альтернативы, как сообща строить более безопасный, справедливый и благополучный мир, у человечества нет". Это особенно актуально в наше тревожное время для разрешения конфликтных ситуаций.
Как известно, весомую гуманитарную помощь на протяжении многих лет ООН оказывает России. Довольно заметно ее участие в улучшении положения вынужденных переселенцев из Пригородного района и Чечни. В главе "Дети-беженцы" Магомед Оздоев пишет о конфликтах конца XX века, не обошедших стороной вайнахские народы. Они коснулись и самого юного автора:
- Нельзя проявлять нетерпимость, это непозволительно. Нам следует глубже изучать свою историю, чтобы трагедия не повторилась, а раны зарубцевались…
Осень 1992 года - осетино-ингушский конфликт
1994 год - начало известных событий в Чечне…

Я стал невольным свидетелем этих драматических событий. С болью в сердце пишу о том, что стало частью моего детства.
…Проезжая посёлок Майский, вижу вагончики, где уже 13 лет ютятся вынужденные переселенцы из Пригородного района. Мне больно за них, потерявших свой очаг. Несколько километров отделяют этих людей от родных сел .Их дети выросли, не видя своих очагов. Они завидуют птицам, летящим высоко в небе, и надеются вернуться в родные места, туда, где жили предки….
Конечно, всех этих людей поддерживает гуманитарная помощь, оказываемая ООН.
Приход к власти в результате демократических выборов умных и сильных политиков кардинально изменил ситуацию на Северном Кавказе. Меня радует то, что осетинские и ингушские дети снова учатся вместе в одной школе!
ЧИТАЕШЬ этот труд лицеиста и как бы ощущаешь разностороннюю деятельность международных гуманитарных организаций, способствующих вынужденным переселенцам в Ингушетии. Среди них выделяется активностью коллектив общественной организации "Веста", которым с 2000 года руководит мать Магомеда Оздоева -талантливый современный менеджер Лейла Дзейтова. Работу по оказанию помощи вынужденным переселенцам из Пригородного района и Чечни ОО "Веста" проводит под эгидой УВКБ ООН, созданного по решению Генеральной Ассамблеи ООН и дважды удостоенного Нобелевской премии.
…ЛЕТЯТ из Москвы в Ингушетию письма, адресованные Лейле Дзейтовой, от благодарных детей вынужденных переселенцев - студентов столичного вуза. Более 20 юношей и девушек Северного Кавказа благодарны ей за содействие в поступлении в высшую школу…
Помнят о гуманности коллектива "Весты" и 68 детей- сирот из Грозного. Благородные супруги Гатаевы совместно с немецкой благотворительной организацией "Капанарум" подарили им заботу, создав Дом "Родная семья" на территории села Яндаре в Ингушетии.
Кстати, труд подвижника Хадижат Гатаевой был высоко оценен обществом: в 1998 году на Международной конференции в Ростове-на-Дону она стала "Женщиной Года", а фильм о "Родной семье" - "Ангел из Грозного"- немецкого журналиста Дитмара Шумана обошел многие страны Европы.
А сколько детей, пострадавших в результате известных событий в ЧР, получили инвалидные коляски или возможность пройти лечение в лучших клиниках России! Работа самоотверженных сотрудников "Весты" (они спешат к обездоленным переселенцам и в снег, и в дождь) проходила перед глазами автора работы, пока он подрастал. Своими глазами Магомед видел людей, потерявших кров и нашедших добрых помощников в офисе, где есть Милосердная Хозяйка - его мама. Поэтому исследование лицеиста получилось по-настоящему выстраданным.

"АЛЬМА-МАТЕР" ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
УЧАЩАЯСЯ 7 класса лицея Хяди Ужахова взялась за тему, которая давно волнует ученый мир Ингушетии. В своем труде она анализирует жизнь и деятельность, а также высокие заслуги перед народом выпускников Ставропольской гимназии, и прежде всего просветителей ингушского народа - Чаха Ахриева, Адиль-Гирея Долгиева, Асланбека Базоркина.
Тема "Ставропольская гимназия - уникальный центр просветительства" живо интересует кандидата исторических наук, доцента Ингушского госуниверситета Эльзу Мужухоеву. Поездка в Ставрополь и работа в местном архиве подарили этому ученому любопытные документы, которые до нее никто не использовал. На их основе она написала статью о роли этого учебного заведения в развитии просвещения и общественной мысли родного края.
Эльза Мужухоева свидетельствует: "Ставропольская гимназия явилась крупным просветительским центром для всего Северного Кавказа, в частности, для наших земляков. В ходе изучения мной этой важной темы обнаружились новые фамилии. Думаю, немалый интерес представляет документ, в котором сообщается о том, что ингуш Ярыч Хантыгов в начале 80-х годов XIX века обучался азбуке, составленной выдающимся ученым-кавказоведом Петром Усларом для народов Северного Кавказа. По заданию учителя словесности в каникулярное время Ярыч вместе с другими гимназистами "занимался собиранием фольклора для народа".
В своем исследовании Хяди Ужахова тоже обратилась к биографиям своих видных земляков, в том числе и уроженца села Базоркино (Мочкий-Юрт), сына известного царского генерала Бунухо Базоркина, первого ингушского литератора Асланбека Базоркина, с отличием закончившего Ставропольскую классическую гимназию.
В работе лицеистки, в частности, анализируется вклад этого исследователя в литературную деятельность ингушей:
- В 1873 году Асланбек Базоркин приехал на каникулы в родное село. Находясь на отдыхе у родственников в Горной Ингушетии, он стал свидетелем и участником всенародного языческого праздника, проводившегося на священной для ингушей горе "Мятлане" ("Столовой горе"). Осенью того же года он написал "Горское паломничество" (на русском языке), которое исследователи относят к жанру новеллы. Это первое ингушское произведение, содержащее также много ценных этнографических и исторических деталей.
Впервые "Горское паломничество" было опубликовано в восьмом выпуске "Сборника сведений о кавказских горцах", вышедшем в Тифлисе в 1875 году.
Если труды Чаха Ахриева носили историко-этнографический характер, то Асланбек Базоркин сделал весьма удачную попытку соединить историко-этнографический материал с формой художественного произведения.
В своих очерках Асланбек Базоркин характеризует несколько ингушских обществ, приводит исторические сведения о народе, фольклорные предания, знакомит читателей с религиозными воззрениями ингушей…
Весьма ценно и описание деятельности известного просветителя Адиль-Гирея Долгиева в роли учителя Назрановской горской школы, открытой 14 февраля 1868 года для "вольноприходящих" учеников. Работа этого учебного заведения явилась одной из ярких страниц в истории развития образования Ингушетии.
- В тяжелые годы становления первой школы в Ингушетии Адиль-Гирей Долгиев, поборник просвещения своего народа, борется за создание нормальных условий для учебы детей.
Почувствовав к себе гуманное отношение, чуткая детвора тянется к новому учителю, свое любопытство и бесчисленные "как" и "почему" адресует ему. А он все свои силы и знания отдает им, старается посеять интерес во впечатлительной детской душе, пробудить любовь к чтению. Знакомит ребят со сказками, произведениями Пушкина, Лермонтова, Толстого и других писателей, стремится приобщить ребят к передовой русской литературе.
Ингушская детвора должна была, как писал Долгиев, "удовлетворяться тем, что дает им чтение и объяснение книг", а главным неудобством "служила и будет служить невозможность одновременного усвоения русского языка практически и теоретически".
Тем не менее ученики Назрановской горской школы за какие-нибудь полтора года "показали в практическом знании русского языка такие значительные успехи, что некоторым удавалось перевестись во Владикавказскую реальную прогимназию"…

"ЗОВ СУДЬБЫ - В АЖУРНОЙ ВЯЗИ АРАБСКОГО ЯЗЫКА…"
МАДИНА Сагова не менее увлечена поиском. В работе "Непрерывная связь времен", выполненной под руководством учителя - краеведа А.М.Сагова, она подтверждает действенность одного из своих тезисов: "Ингушетия - это кладезь сокровищницы талантов и подвигов". По словам рецензента, этот труд - вдохновенное "историческое исследование судьбы гениального представителя ингушского народа, благословенного Всевышним Магомета-Артагана Куркиева - Магомета Дошлакинского - не может не вызывать восхищения". Рецензент отмечает "блестящий стиль изложения истории, иногда приближающийся к стилю притчи…", который "делает представленную работу выдающейся". Он советует автору и его научному руководителю расширить исследование, возможно, создать телевизионный фильм-пособие для молодежи не только Ингушетии, но и других регионов и стран. Более того, В.Соловьев предлагает начинающему исследователю заняться в будущем переводом на языки мира книг Магомета Дошлакинского и тем самым еще раз прославить Родину.
Юный автор на фоне "давно минувших лет" рисует удивительный портрет человека, посвятившего себя высоким нравственным поискам. Магомет Куркиев, нацеленный на приобретение драгоценных знаний, был неординарным человеком. Достаточно сказать, что его Учителем был лучший арабист современности Игнатий Юлианович Крачковский!
Часть авторских трудов Куркиева, по некоторым сведениям, можно найти в Петербургской арабской библиотеке при Институте восточных языков. Среди них "Жемчужина ожерелья", "Мировой кризис", "Суть главного"…Между прочим, эти произведения написаны стихами! Так, книга "Мировой кризис" (1928 г.) состоит из 812 стихов.
- ДВЕ мечты жили в его душе. В ажурной вязи арабского языка, в его пышной красоте, восторженной цветистости, вековой мудрости почувствовал этот юноша зов судьбы. Потом страстное желание совершить хадж в Мекку…
Артаган (Магомет) Кутиевич Куркиев родился в селе Гамурзиево Назрановского округа бывшей Терской области в 90-х годах 19 века, в семье крестьянина.
В детстве ему дали имя Артаган, которое он носил до 1918 года. За его выдающиеся успехи в арабистике муталимы - его друзья по медресе- решили заменить это старое имя новым мусульманским - Мухьаммад. Так он стал Мухьаммадом.
Отец Магомета - Кути Куркиевич Сагов был простым крестьянином, он слыл умным, авторитетным и влиятельным на селе человеком. Нельзя не сказать и о его ратных делах. В середине 70-х годов 19 века у России создалась конфликтная ситуация с Турцией, явно ведущая к войне. Для укрепления боевой мощи своей армии царская администрация решила создать полки из кавказских горцев. В 1876 году в Терской области развернулась работа по созданию Терско-Горского конно-регулярного полка. Многие ингуши, в том числе Кути и его братья Гайрбек и Эскархан, подали заявления в ингушский дивизион этого полка и были приняты.
ИЗ РАБОТЫ Мадины Саговой узнаем о том, что Магомет Куркиев окончил учебу в "Детском медресе". Здесь его обучал известный знаток чтения Корана , житель села Галашки Иналук-мулла. Магомет стал его блестящим учеником: "Он настолько хорошо освоил чтение Корана, что, прочитав одну страницу Священной Книги, мог наизусть продекламировать несколько строк следующей, не переворачивая листа…"
- Где-то он достал редчайшую по тем временам книгу по арабской лингвистике "Альфият", состоящую из тысячи стихотворных строк. Она охватывала буквально все правила сложной арабской грамматики. Он изучил эту книгу от начала до конца.
Когда читаешь наизусть поэтическое произведение, то конец предыдущей строки "подсказывает" начало следующей. Но очень трудно читать большое стихотворение с конца. Это почти невозможно, тем более, когда в поэме тысяча строк. Магомет читал эту тысячу строк наизусть снизу вверх так же свободно, как и сверху вниз…Часто бывало,он уходил в мечеть, находившуюся рядом с медресе, раскладывал книги на полу и часами работал без отдыха. Там он в стороне от шума и посторонних разговоров всецело отдавался труду, писал стихи на арабском языке), изучал учебники по светским наукам, особенно историю и географию…
Шло время…Когда в Ингушский ОблОНО поступили две путевки для поступления на арабский факультет Ленинградского института восточных языков, одним из желающих обучаться в этом вузе был Магомет Куркиев. Он давно мечтал о поездке в Мекку и решил: если представится возможность, отправиться в святые места всесторонне образованным человеком.
Автор повествует:
- На академика И.Ю.Крачковского студенты из Ингушетии произвели сильное впечатление. Позже в своей автобиографической книге "Над арабскими рукописями" (удостоенной Государственной премии СССР (1951 г.)) он писал: "…В 20-х годах 2 ингуша, присланные для завершения образования в Ленинградский институт восточных языков…, совершенно свободно беседовали по-арабски на разнообразные темы мировой политики и современной жизни, а один (Магомет) с легкостью писал стихи по всем правилам старых арабских канонов".(И. Ю.Крачковский. Над арабскими рукописями, издательство "Наука", 4-е издание, Москва, 1965 г.)
Учеба у них шла хорошо. Окончив первый курс факультета,студенты приехали домой на летние каникулы. Они много рассказывали об учебе в институте, о своем мудром преподавателе - академике Крачковском, о богатейшей в мире арабской библиотеке при институте, о жизни в городе на Неве… Потом вернулись в Ленинград, также успешно окончили и второй курс. Экзаменационную работу Магомет написал в стихах на арабском языке, чем очень удивил преподавателя, членов экзаменационной комиссии и студентов института!
Сюжет работы Мадины Саговой отличается новизной подхода к исследованию. Очерк о ярком представителе рода Куркиевых в будущем, если автор всерьез займется исторической наукой, может перерасти в значимый труд.

СЛОВО СОВРЕМЕННИКА
- Какой полезный проект для человечества мечтаешь осуществить в будущем?
Мадина Котиева, лауреат конкурса "ЮНЭКО-2005", обладатель серебряного Знака "Национальное достояние":
- Мой замысел - построить новую большую больницу. Коллектив будет состоять из очень образованных людей. Это позволит моим землякам еще больше доверять лучшим медикам республики.
А еще, если появится возможность, обязательно постараюсь помочь малоимущим и обездоленным людям!

ЗОЛОТАЯ МЕЧТА
ЛЕЙЛЫ МАЛЬСАГОВОЙ
ПОБЕДИТЕЛЬ Всероссийского конкурса "Мир в будущее" (2004 г.) и Кабардино-Балкарских республиканских олимпиад по разным дисциплинам (английский язык, география, экономика) Лейла Мальсагова - типичный акселерат новых времен. Четырнадцатилетняя представительница известного (и наиболее многочисленного) ингушского рода учится…в 10 гуманитарном классе лицея г.Назрань. Она намерена, экстерном завершив в будущем году школьное обучение, в 15 лет стать студенткой вуза!
"Кто мы, Мальсаговы, в прошлом и настоящем?" - таково название исследования Лейлы. Оно содержит многие факты, подтверждающие неординарность многих представителей этого ингушского рода. Славу ему принесли такие известные деятели, как генерал Сафарбек Мальсагов, просветители Дошлуко Мальсагов, Заурбек Мальсагов, основатель музея краведения Туган Мальсагов, меценат Магомед Мальсагов и многие другие.
Вот начало этой обширной работы:
- Род Мальсаговых, давший немало ярких личностей нашему народу, очень древний. Он состоит из 11-12 поколений.
В настоящее время, без учета грузинских родичей Мальсаговых, наша фамилия насчитывает более 30.000 своих представителей.
Самое большее количество представителей рода проживает: в сел. Альтиево-239 семей, 1509 человек (около 27% из 5560 жителей населенного пункта); г. Назрани - 67 семей( 335 человек); с.Гамурзиево - 52 семьи (305 человек) и т. д.
СУДЬБА Мальсаговых неразрывно связана с историей их предков таргимхойцев. Прямой предок нашего рода- Малсаг - жил в горной Ингушетии, в каменной башне Мальсаговых, расположенной в Таргимском башенном комплексе. У него было пять сыновей: Диешер, Улх, Мачад, Заур, Лути. Малсага воспевают устные народные предания: он предстает в них сильным и почитаемым человеком…
Предъявить работу о своей родословной на III Всероссийский форум девочка, увы, не успела (переводилась в учебное заведение РИ из лицея №2г.Нальчик, ставшего в 2005 году "Школой века" и "Народной школой России"), однако не унывает. Ждет возможности проявить свое творческое начало в будущем. Тем более, что помощников в разработке значительной темы у нее хватает. Когда она с родными находилась в Нальчике, ее главным консультантом по исследуемому вопросу был автор книги "Ингуши", кандидат технических наук Ахмед Мальсагов.
К чему же стремится любознательная ученица?
Лейла Мальсагова:
- МОЯ мечта - поскорее поступить на экономический факультет. Я уже выбрала для себя высшую школу - Московскую академию экономики и права. Это моя программа-минимум.
В будущем родную Ингушетию вижу процветающей республикой и хочу личным вкладом укреплять ее экономику. Наши женщины успешно проявляют себя в системе управления. Так, заместителем Председателя Правительства РИ является Хава Исаковна Евлоева, а вице-спикером Народного собрания РИ стала Тамара Орцхоевна Хаутиева. У нас в лицее много активных учениц: они блистают знаниями на молодежных форумах. Может, и мы пойдем по стопам деловых людей?
А пока я усердно занимаюсь учебой и своим исследованием. Конечно, мне помогают близкие, а еще я использую книги. Большая заслуга в накоплении этой бесценной информации принадлежит многим нашим родственникам. Очень им за это благодарна.
Все мои братья и сестры учатся. В нашей семье - культ знаний, и прежде всего благодаря папе. Постараюсь относиться к жизни так, чтобы оправдать доверие представителей своего рода!

_________________________________________

…ПОСЛЕ появления в печати моего труда "Легенда Ингушетии", посвященного 100-летию героической дочери ингушского народа Асият Тутаевой, я стала научным руководителем учащегося 11 гуманитарного класса Макшарипа Алиева. Это один из моих воспитанников - членов Клуба юных журналистов "Мастера пера" лицея г.Назрань. Похоже, пытливый юноша всерьез увлечен как журналистикой, так и наукой!
Работу о подвиге бесстрашного ученого медика лицеист собирается обогатить своими открытиями. Его интересуют, к примеру, архивы Ингушского государственного музея краеведения. Не познакомить ли его с супругой классика ингушской литературы - Азой Магометовной Базоркиной, десятки лет хранящей изумительное рукоделие двух сестер - участниц Великой Отечественной войны Асият и Нины Тутаевых? Об этом я узнала совсем недавно…

Малика ГОРТИКОВА,
автор проекта "Портрет Школы XXI века"








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru