новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 160 (9681) суббота, 17 декабря 2005 года

Семинар директоров: исследование, опыт, обобщение.

В Орджоникидзевской средней школе №6 Сунженского района на минувшей неделе состоялся семинар директоров школ Сунженского района по теме: "Управленческий труд в условиях обновляющейся школы".
Более 10 открытых уроков и мероприятий было предложено вниманию участников семинара в данной школе. К сожалению, посетить все представленные уроки и другого рода общешкольные мероприятия не представилось возможным в ходе короткого отрезка времени. Поэтому директора школ посещали их выборочно. Получить общее представление об уровне семинара помогает его итоговое обсуждение, где участники семинара обмениваются мнениями, вынесенными впечатлениями. Такой обстоятельный разговор состоялся и здесь, но о нем позже. Мое участие в семинаре началось с посещения урока литературы. Литературный салон по творчеству поэта Ф.И. Тютчева (учитель - Цолоева Мадина Султановна) был подготовлен и проведен учениками 10 "а" класса. Все в кабинете литературы создавало соответствующую моменту атмосферу: и серьезные, сосредоточенные лица старшеклассников, читающих стихи, и ненавязчиво звучащая тихая музыка, выдержанное оформление кабинета с портретами классиков - величайшими умами всех времен.
На классной доске прекрасно выполненные в графическом стиле художественные работы по творчеству Ф.И. Тютчева ученицы школы Пошевой Халимат.

"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими и молчи".


С этих строк Ф.И. Тютчева начинается литературный вечер. В нем, наряду с рассказом о жизни и творчестве Тютчева, повествуется о женщинах в жизни великого поэта-философа, внушивших ему наиболее серьезные чувства. В стихах, проникновенно и прочувствованно читаемых старшеклассниками, отражено состояние, переживаемое Тютчевым в те или иные мгновения жизни, напряженные духовные искания.
И снова звучат стихи Тютчева, с их выразительной философской масштабностью, заключенной в предельно сжатую форму, свежестью чувств, оригинальностью мысли.

"…О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей".

Стихи перемежаются проигрыванием протяженно-лирических романсов, которые только дополняют глубину чувств и эмоции, вызванных соприкосновением с величественно-трагическим пафосом тютчевской поэзии.
Особое удовольствие присутствующие получают от выступлений учащихся Ибрагима Гапархоева и Хавы Татиевой, читающих стихи увлеченно и выразительно. Остальные участники вечера тоже демонстрируют вкус к художественному слову, даже к исполнительскому мастерству.
Урок-представление с музыкально-литературной направленностью, необычным оформлением и формой проведения, где учащиеся чувствовали себя полноценными участниками, исполнителями, и учитель был, наровне со всеми, одним из них, на мой взгляд, удался. И не важно, кто из оценивающих урок какую оценку выставит детям. Гораздо важнее - что вынесут для себя учащиеся из такого урока, как осмыслят и воспримут, в данном конкретном случае, поэзию Федора Ивановича Тютчева. Думаю, что такого рода "живые" связи с литературой не пройдут для них бесследно.


…Человек, полюби человека
Мне повезло (именно так) в этот день побывать еще на одном театрализованном представлении, подготовленном силами учащихся всех классов школы, под руководством завуча по воспитательной работе Заиры Висангиреевны Оздоевой и завуча-организатора Залины Даудовны Мерешковой. Спектакль по сказке А. Сент-Экзюпери "Маленький принц", объединенный с частью сценария "Будьте добры и человечны", нес в себе идею добра и милосердия, страстный призыв к человеколюбию. И, наверное, особая сила его воздействия на нас, ставших в этот день зрителями, объяснялась тем, что забываемые нами в суете буден простые истины изрекались устами детей. Причем детям удалось так глубоко вжиться в роли, так прочувствовать, пропустить через себя и мастерски сыграть их, что я, как и многие участники семинара, была неожиданно и приятно удивлена талантами и способностями учащихся ОСШ №6. Один из кабинетов школы на время преобразился в театр с импровизированными сценой и кулисами, с изготовленными сообща (и учителями, и детьми) декорациями, могущими сделать честь любому ТЮЗу (театру юного зрителя). Удачно подобранная музыка, песни в исполнении самих учащихся, прекрасно пошитые костюмы и, самое главное, - вдохновенная игра героев, все эти элементы вкупе вылились в настоящее представление, в которое и дети, и взрослые вложили душу и сердце.
Мы уходили после просмотра спектакля просветлевшие, унося с собой близкие всем, но часто забываемые истины из сказки "Маленький принц".

***
"Если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь".

***
"Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветок. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: складывает цифры. И с утра до ночи твердит: "Я человек серьезный! Я человек серьезный!"
***
"Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок…"

***
"Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь".

***
"Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".

Роль "Маленького принца" исполнял ученик 7 класса Кукаев Абдулла, роль "Цветка" - Исаева Малика, "Короля" играл Мазаев Муслим, "Честолюбца" - Албаков Ахмед (9 кл.), "Пьяницу" - Адам Мурдалов (10 кл.), "Делового человека" - Магамед Кукаев (5 кл.). Учащиеся 4 кл. изображали "Розочек", они же - участники школьного хора "День и ночь". Прекрасные вокальные данные демонстрировала в ходе представления Фатима Далакова (8 кл.). А танцор Абуязит Колоев (5 кл.), призер многих соревнований, поразил воображение зрителей виртуозным исполнением лезгинки с партнершой Изабеллой Пошевой (6 кл.). Усилия и фантазия учителя труда Гапархоевой Марьям Султановны, руководителя кружка "Умелые руки" - Оздоевой Лидии Мусаевны, Богатыревой Асет Магамедовны, завучей: Оздоевой Заиры Висангиреевны и Мерешковой Залины Даудовны, помогли подготовить данное общешкольное мероприятие.
Заира Висангиреевна отметила в ходе беседы, что театра школьного у них нет, однако в активе праздничных сценариев школы есть уже сыгранные сказки: "Мальчик - звезда", "Золушка". "Маленький принц" - уже третья по счету. На очереди - новогодние представления. Кто знает, может это будет новая сказка, такая же захватывающая и интересная?

Секреты успешного руководства
Директора собрались для обсуждения и анализа увиденного. Как правило, наиболее правдивые и объективные оценки чаще всего слышишь в ходе непринужденного обмена мнениями, того самого, что "не на показ". Хотя, собственно, и публичность вряд ли удержит руководителей школ Сунжи (среди которых много опытных профессионалов, таких, например, как: Далиев Гирихан Хусейнович, Калиматова Ольга Евгеньевна, Матиев Магомед Османович, Бузуртанова Лули Абдурахмановна и др.) от замечаний, если они у них возникнут. Однако показательно звучат слова Розы Магомедовны Евлоевой, начальника Управления образования Сунженского района, которая отмечает, что в ОСШ № 6 есть свои давние традиции, устоявшиеся взгляды на систему образования и воспитания учащихся. "Конечно, - говорит она, - любой открытый урок готовится учителем, где-то что-то корректируется, шлифуется. Но нельзя в одночасье подогнать под какую-то определенно требуемую форму все содержание учебно-воспитательного процесса. Здесь я всегда чувствую стабильную и системную работу коллектива, выдержанное, продуманное, без излишеств оформление школы; учащиеся, их поведение, даже привычная вторая обувь в помещении. Это, без сомнения, заслуга, прежде всего, руководства школы".
Наверное не случайно именно коллектив Орджоникидзевской средней школы № 6 работает, уже второй год, над исследованием мотивации труда педагогов. Перед обсуждением итогов семинара директор ОСШ № 6 Лидия Саидовна Шадиева знакомит директоров с результатами проводимого в школе исследования, раскрывая, таким образом, озвученную в начале тему семинара:
"Будучи руководителями школ, мы несем ответственность, прежде всего, за достижение целей образовательного процесса, а также стремясь достичь максимальной его эффективности мы часто забываем, что в образовательный процесс вовлечены не только дети, но и взрослые, - рассказывает Лидия Саидовна. - Они пришли работать в школу не только из-за любви к детям или педагогике, но и для достижения своих материальных потребностей. Отсутствие внимания к этим потребностям со стороны руководства чревато серьезными негативными последствиями".
Что следует предпринять администрации школы для того, чтобы стимулировать труд учителя, как поддержать их заинтересованность к работе? "Не может быть стандартных приемов руководства, - продолжает далее Л.С. Шадиева. - Думается, чтобы быть успешным руководителем нужно поставить себя в позицию исследователя людских ресурсов своей школы, что весьма трудоемко и непросто".
В ОСШ № 6 такое исследование включает в себя выделение пяти групп учителей на основе пирамиды известного американского ученого-психолога Маслоу, по которым определяются ведущие потребности учителей, с доминирующими положительными и отрицательными мотивациями, характерными стремлениями. Результаты такого исследования и положены в основу трудовой деятельности руководства педагогическим коллективом в целом и каждым из учителей в частности. Для определения и уточнения своих представлений об оценке труда учителей, руководство школы использует специальные таблицы на каждого учителя, где под определенным шифром фиксируется вся информация о деятельности того или иного учителя: замечания, выводы, положительные и отрицательные моменты в его работе. Такая информация, собранная воедино и проанализированная, позволяет дать оценку труду и потенциальным возможностям учителя, его слабым и сильным сторонам. Это помогает впоследствии корректировать и направлять труд учителей, способствовать их профессиональному росту, поощрению, а кое с кем, если не поддается изменению, даже прощаться.
По мнению куратора школы, специалиста Управления образования Сунженского района Раисы Мухтаровны Нальгиевой, работа над исследованием мотивации труда педагогов в данной школе дает свои результаты. Каждый педагог, находясь в поле зрения руководства и коллектива, поставлен перед необходимостью трудиться, искать методы повышения эффективности своей деятельности, что, конечно же, не может не сказываться на общем учебно-воспитательном процессе школы.
Впрочем, наглядно примеры того, как учителя справляются со своими непосредственными функциями, продемонстрировал семинар. И не для красного словца скажу, отзывы по открытым урокам преподавателей: Зары Бексултановны Климатовой (алгебра, 9"б" кл. тема: "Геометрическая прогрессия"), урока-исследования по литературе в 8"а" кл. Натальи Валериевны Братко, истории религий ("Кизга г1ала" 11"а" кл.) Хамида Абдуловича Хамхоева, русского языка по теме "Синтаксис" в 5"а" Марзиевой Фатимы Геланиевны и др., были самыми положительными.
В том числе те, что прозвучали в анализе директора школы Лидии Саидовны, завуча школы Айшат Ахметовны Шадиевой, завуча по воспитательной работе Заиры Висангиреевны Оздоевой, руководителя Управления образования Сунжи Розы Магомедовны Евлоевой, специалиста Управления образования Сунжи Касума Мейриева.
Уроки алгебры и истории религий, по мнению директора ОСШ № 3 Магомеда Османовича Матиева, прошли в тесном и результативном контакте учителей и учащихся. Своими впечатлениями поделились: Лули Абдурахмановна Бузуртавнова (директор ООСШ № 2), Любовь Бексултановна Дзейтова, руководитель профкома работников образования Сунженского района. Были и незначительные замечания рекомендательного, в общем, характера, отражавшие видение выступавшими тех или иных моментов в ходе уроков. В целом была дана хорошая оценка уровню проведенного семинара. Завершая его работу, руководство ОСШ № 6 вручило участникам семинара для использования в работе пакет документов с методическими наработками из опыта школы и другими полезными рекомендациями.

А. ГАЗГИРИЕВА.



Башни Оздика

О башенной культуре Горной Ингушетии, о красоте гор и окружающей среды можно писать и говорить бесконечно. На каждом повороте дороги или тропинки встают перед взором неповторимые пейзажи, каждый раз все новые и новые. Не зря говорят - лучше гор, могут быть только горы!
Сегодня мы поговорим о крупном башенном комплексе Оздик.
Оздик подразделяется на три части: Верхний, Средний и Нижний. Башенный поселок замкового типа Оздик расположен вблизи дороги Джейрах-Таргим-Алкун. Так что доступ к башенным постройкам не сложен. Неподалеку расположены горные селения Гадаборшево, Лейми, Эгикал и другие. По сравнению с другими горными поселениями Оздик расположен более удобно во всех отношениях. Здесь есть пригодные для земледелия участки, неплохие пастбища, родниковые воды, сосновые и липовые леса, под ногами зеленым ковром стелятся субальпийские травы. Летом сюда съезжаются десятки пчеловодов к медоносным травам и цветам.
Начнем с Нижнего Оздика. Он расположен на высоком, довольно крутом горном кряже, в окружении соснового бора, а внизу протекает небольшая горная речушка. По описанию кандидата исторических наук Д. Чахкиева, он включает в себя различной степени сохранности одну боевую, 2 полубоевые и 9 жилых башен, с различными пристройками, несколько склепов, которые наряду с протяжной каменной закругленной оборонительной стеной представляют историко-архитектурный комплекс.
Центральное положение в поселке занимал замковый комплекс из боевой, полубоевой и жилой башен. Боевая башня 6-этажная, с квадратным основанием и пирамидально-ступенчатым покрытием. Башня в высоту достигает 28 метров.
…Из этого башенного поселения (как и из Среднего и Нижнего Оздика) вышли Баркинхоевы, Хамчиевы, Контиевы, Точиевы и многие другие позднее отпочковавшиеся ингушские фамилии. Они сегодня носят более 17 фамилий. Но все они - Баркинхой.
По материалам Б. Далгата, сообщает Д. Чахкиев, галгайцы из селения Оздик, из фамилии Баркинхой, приводили из Дагестана вооруженные отряды лезгин и брали дань с осетин, хевсуров, грузин. За отказ платить дань галгайцы не давали покоя этим соседям, грабили их, брали в плен и продавали в рабство. В Оздике проживали высококвалифицированные мастера-строители, опытные охотники. Местные девушки считались искусными портнихами, мастерицами шитья из золота и серебра.
Неподалеку от Верхнего Оздика находятся Средние и Нижние Оздикские башенные комплексы. В Среднем Оздике находится стройная боевая башня из 11 жилых башен в полуразрушенном состоянии. Боевая башня имеет 6 этажей и достигает 28-метровой высоты, с западной стороны в свое время примыкала высокая заградительная каменная стена.
В Нижнем Оздике башенные постройки находятся в 150 м. от Среднего Оздика. По описаниям ученых здесь располагались очень красивая боевая башня, 4 жилые башни и оборонительная каменная стена. Боевая башня так же была 6-этажной и достигала высоты 26 м. Вокруг во всех 3-х частях Оздика имеются склеповые могильники. Они разных форм: циклопические, столпообразные, пещерные, полуподземные…
Немало в горах преданий, легенд, сказок. Каждый башенный комплекс, в том числе и Оздик, имеет свои предания и легенды, и обязательно своих героев-родоначальников. Здесь вам расскажут предание о сыне Тимура Барким, о происхождении фамилии Баркинхой и его неверной жене. Есть предание, как Тимур-хромой в поиске пропавшего сына прорыл ров от Каспийского моря до Черного моря, и как, наконец, он его нашел.
По преданию Барким был одним из приближенных Тимура на Кавказе. Между ними произошел разлад. Над Барким нависла угроза и он вынужден был ночью бежать из лагеря Тимура. Для безопасности он похитил сына Тимура и увез его с собой в общество г1алг1ай.
Тимур очень горевал, многие годы он провел на Кавказе в поиске сына, везде рассылал гонцов, обещал большие вознаграждения. Тимур так и не нашел сына и ушел на Восток. Для Баркима опасность миновала, но мальчик постоянно тосковал по отцу и он решил отпустить его. Сын Тимура нашел отца и соединился с ним.
Барким женился и остался жить в г1алг1ай краю. Рассказывают, что от Баркима произошел род Баркинхоевых, известная в Ингушетии фамилия идет от него.
В этих краях мне часто приходилось бывать, и в один из летних дней мне довелось встретиться с родом Баркинхоевых.
К родовым башням Среднего Оздика одна за другой подъезжали десятки автомашин. Баркинхоевцы в тот день собирались на свой фамильный сход. Долго и внимательно я слушал их неторопливый разговор о вчерашнем и сегодняшнем дне. Они говорили о родном языке, что его нужно изучать и знать, человека оценивать по его делам, о гостеприимстве, каким оно было раньше. Досадовали, что микроб зависти, мелочности кое-где начинал проникать в нашу среду.
Интересную притчу рассказал один из горцев:
"По дороге шел путник. Был он небольшого роста, но шапка на голове была чрезмерно высока. Увидел путника оказавшийся вблизи другой, не сдержался и засмеялся. Заметив это, Пророк заметил весельчаку: "Большего греха нет, чем смеяться над ближним. Догони его и попроси у него прощение". Поняв в чем дело, путник говорит: "Мое тело создал Всевышний, а шапку мне сшили... Я тебя простил, пусть Бог тебя простит". Смысл этой притчи ясен: не будь высокомерным.
На сходе радовались, что появилась своя республика, государственность. Говорили, нужно не слухи распускать, а, засучив рукава, работать. Долго продолжали разговор баркинхоевцы у родных башен. Казалось, в горы вернулась жизнь, и этому радовались и люди, и башни.

М-Б. ЦИЦКИЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru