новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 159 (9680) четверг, 15 декабря 2005 года

НАШИХ КОРНЕЙ СЧАСТЛИВОЕ СПЛЕТЕНЬЕ…

В скором будущем состоится празднование 450-летия основания г.Астрахани. Республика Ингушетия и Астраханская область имеют давние традиции дружбы и сотрудничества. Яркий пример тому - взаимодействие двух субъектов в разных сферах жизнедеятельности общества.
Плодотворные связи с представителями других регионов даруют нам возможность общаться и совместно проявлять свои способности на благо общества. В этом смысле поучительна книга Алана Коэна "Исцеление планеты Земля", утверждающая приоритеты гуманизма и любви. Именно они - Ключ к успеху во всех предприятиях, будь то работа, дружба, семья, достижения или сотрудничество народов и стран. "Мы должны верить в то, что все, кто нас окружает, хотят одержать в жизни победу, что наша победа только помогает их победе. Мы должны знать, что Богу угодно, чтобы мы были счастливы во всех областях нашей жизни.
Мы не должны смиряться ни с чем, кроме полного и святого изобилия в здоровье, дружбе и средствах к жизни".
Любой подлинный успех рождается из внутренней силы, которую мы вкладываем для достижения целей. Если же мы действуем сообща, побеждают все!

Мурат ЗЯЗИКОВ



ТОЛЕРАНТНОСТЬ, А НЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ РАЗЛОМЫ

(из книги "Традиционная культура ингушей: история и современность")

В прошлом году в Ростове-на-Дону вышла в свет книга кандидата филологических наук, известного российского политика, Президента Республики Ингушетия Мурата Магометовича Зязикова "Традиционная культура ингушей: история и современность", в которой всесторонне исследуются истоки и характерные ценности культуры ингушского народа. В ней впервые с привлечением богатого фактологического и теоретического материала актуализируется вопрос существования кавказской цивилизации, практически не исследованной в современной науке.
"Для решения данной проблематики автор на основании сравнительно-исторического, социально-философского и культурологического подходов формулирует доказательства существования особой цивилизации на Кавказе, выявляет ее специфические черты.
Великая суть этого феномена в истории человечества - его толерантный дух и творческая устремленность, открытость миру, идеям ненасилия, глубокого гуманного признания единства всех народов". В резюме отмечается, что автор выявил и показал конкретное воплощение аксиологической идеи общекавказского исторического и культурного единства, формирование цивилизационной самобытности народов Кавказа.

…ТРАДИЦИОННАЯ культура имеет в обществе слишком актуальный характер и не поддается разрушительному воздействию.
В самой горловине Главного Кавказского хребта была расположена древняя Ингушетия, которая имела "выходы" как на территории Северного Кавказа, так и в Закавказье по ущельям рек Терек (Дарьяльское ущелье), Асса, Фортанга и др. По этим проходам в оба направления шли торговые караваны, прогонялись стада, проходили путешественники и дипломатические миссии русского и грузинского посольств. На территории Г1алг1айче (Ингушетии) даже проводились ярмарки (Е. Крупнов), в которых участвовали, помимо ингушей, и представители живущих с ними по соседству народов. Они имели самые активные связи со всеми окрест них проживающими народами. Длительные взаимоотношения вырабатывали в ингушском народе идеи толерантности, ставшие стилем и образом его жизни.
В течение длительного исторического периода ингуши были и огнепоклонниками, и приверженцами языческой религии, попеременно на них влияли то христианство, то ислам. Ингуши длительное время контактировали с разными народами, часто принадлежащими к разным конфессиям. Все это выработало в ингушском народе конфессиональную и этнонациональную терпимость. Имеются свидетельства, когда ингуши и горные грузины, принадлежа к разным конфессиям и народам, вместе проводили некоторые религиозные праздники. Развитию толерантности способствовали довольно частые миграции как ингушей к соседним народам, так и тех к ингушам.
Именно понятие традиционной культуры, например, ингушской, дает методологический стержень в плане характеристики толерантности как одной из базовых составляющих социокультурного бытия кавказских народов.
…В СПРАВОЧНОЙ отечественной литературе под толерантностью понимается терпимость и снисходительность к чужим верованиям, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Психологи признают за толерантностью ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, выраженное в самообладании и выдержке, способности организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора окружающей среды. Американские ученые определяют толерантность как уважение убеждений и действий других людей. Толерантность интерпретируется как отрицание или сдерживание нетерпимости и неприязни к противным мыслям, обрядам, действиям. На основании этого выделяются два уровня толерантности: первый - сдерживание нетерпимости и неприязни, второй - отрицание нетерпимости и замена на позитивное отношение.
Идеи толерантности в целом и национально-религиозной толерантности в частности являются не только условием и фактором развития демократического общества, но и требуют также от этого общества разработки механизмов своей материализации (или "опредмечивания"). Механизмы материализации (или "опредмечивания") национальной толерантности, а вслед за ней и религиозной толерантности, закладываются национальной политикой государства и государственно-церковными отношениями, а также этнонациональной и межконфессиональной культурой общества.
К концу ХХ - началу XXI в. логика развития культурного процесса перестроилась от системы выбора "или/или" к системе "и/и" (Дж.Несбит).
В этот период Россия столкнулась с активным политическим и культурным самоутверждением этносов и наций, дифференциацией множества культурных проявлений, расколом политической культуры. Сегодня мультикультуризм российского общества страдает от отсутствия тенденций интеграции, что усиливает рост значимости культурного универсализма1, или рост значимости, как указывалось выше, "универсального менталитета".
…ИСТОРИЧЕСКИ сложившаяся на юге Российской Федерации (в условиях Южного федерального округа), в том числе и под воздействием различных факторов миграционной волны, внутри мультикультурализма, поликультурность (соответственно, полиэтничность и поликонфессиональность) требует определенных усилий нашего общества по преодолению возникшей социальной напряженности внутри российского социума. Южный федеральный округ являет собой сегодня как микрокосм (модель толерантности с собственными, выработанными тысячелетиями структурными волокнами, формирующим каркас ментальности общества) культурного взаимопонимания (в отдельных регионах и областях, например, Астраханской), так и центр этнокультурно-административного и религиозно-политического противостояния и конфликтности (например, в регионах Северного Кавказа).
Так, в Астраханской области сложилось в исторически длительное время (хронологические характеристики) на определенной географической территории (пространственные характеристики) такое социальное явление, как религиозная терпимость: с IX-X вв. на той территории, где находится нынешняя Астраханская область, в рамках Хазарского каганата распространялся на язычество иудаизм. Затем, с упадком каганата, влияние иудаизма ослабло и вновь усилилось язычество, которое впоследствии испытало влияние монгольского нашествия и тех религиозных представлений, которые пришли с новыми завоевателями. На данной территории в XIII в. была отстроена ханская ставка со столицей Сарай-бату (ныне село Селитренное Астраханской области, недалеко от Астрахани), и официально утвердился ислам. Однако уже в середине XIII в. на территории Сарай-бату Русской Православной Церковью утверждается Сарайская епископия, которая распространяет на исламизированной территории православие. В XVII в. на эту же территорию приходят монголы-ойраты (предки калмыков), которые приносят с собой буддизм. Чуть позже миссионеры завозят сюда же католичество, а затем лютеранство. Через дербентские ворота и со стороны Средней Азии упрочивается ислам. Так на одной территории сосредотачиваются не только три мировые религии (ислам, христианство, буддизм), но и три строго монотеистических религии (иудаизм, христианство, ислам). На одной территории проживают не только разные этносы или их представители - носители этих религиозных взглядов, но и те этносы, народности, нации, которые исповедуют ответвления от данных конфессий или вообще не исповедуют никакой религии. Как указывают исследователи, складывается ситуация, в которой рождается хронотоп религиозной толерантности в условиях поликультурного общества.
Астраханский пространственно-временной образец (модель) менталитета общества как хронотоп религиозной толерантности играет важную роль в формировании модели мирного существования социума в рамках мировой культуры. Астраханский хронотоп являет собой пассивную, или предрасположенную (диспозитарную), религиозную толерантность, которая должна быть дополнена активной (или практической) толерантностью. Это необходимое требование сегодняшнего дня, поскольку ни одно общество, в том числе и население Астраханской области, не имеет иммунитета против нетерпимости. Нетерпимость - это потенция насилия.
Обществу необходимо предпринять усилия для того, чтобы вырасти в образец "культуры мира"…
МОДЕЛЬ толерантности напрямую зависит от массовой коммуникации, от общения и самовыражения людей, которые ориентированы на контакт, а также от обучения, благодаря которому возможна постоянная трансляция принципов толерантности.
Другими словами, возникает острая потребность моделирования этнонациональных коммуникаций и религиозной культуры, а также культуры национально-государственных и государственно-религиозных отношений. Совершенно очевидно, что эта потребность вызвана суровыми реалиями современной России. В силу этого необходимо создать набор механизмов заинтересованного постоянного участия в этом процессе не только государства, с его законодательно-правовой и другими властными функциями, но и общества в целом, и отдельной личности (не только любого индивида общества, но и личности регионального лидера особенно).
-------
…ИНГУШСКИЙ народ выступает одним из характерных субъектов кавказской цивилизации, его культурный опыт есть неотъемлемая часть цивилизованного богатства Кавказа. Несомненно, Ингушетия - "Страна Гор", но это не просто географическое определение. "Страна Гор - это не территориальное название, это духовное сообщество людей, объединенных меж собой каким-то общим древним корнем. У них общий дом - Горы, и особые правила поведения, которые учитывают особенности этого необычного Космоса"1. Ингушская культура устойчива как традиционный тип культуры , в то же время достаточно мобильна для восприятия современного технологического, образовательного, торгового, экономического и других видов международного опыта, открыта к сотрудничеству и диалогу, а толерантность как интеркультурная ценность позволяет в корне пересмотреть взгляд на Кавказ как на арену столкновения цивилизаций, что не исключает внимательнейшего изучения происходящих в этом направлении процессов.
…Сегодня можно назвать еще множество тем, которые ждут своей разработки. До последнего времени количество исследований, посвященных ингушскому народу и его культуре, было небольшим. Однако сейчас, когда в республике Ингушетия имеются свои научные и образовательные учреждения, думается, процесс изучения материальных и духовных оснований ингушской культуры будет поднят на академическую высоту.

1 Кузнецова Т.М. Мультикультуризм и проблема культурной интеграции // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса (16 - 20 сентября 2002 г.): В 3 т. Т.2. Ростов н/Д, 2002.С.170.
1 Харсиева Л.М.-Т. Специфика ингушской культуры (эстетический и духовно-нравственный аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Ростов н/Д, 2003. С.34.



ПОПРОБУЙ ОПИСАТЬ КАВКАЗ…

Большая часть жизни уроженки Астрахани, талантливой поэтессы из Грозного Ии Васильевны Николаенко прошла в Чечено-Ингушетии. Ее стихи глубоко лиричны, проникнуты большой любовью к нашему краю.

Ия НИКОЛАЕНКО
КАВКАЗ
Попробуй описать Кавказ
Без пышных слов, без громких фраз,
Без подражаний образцам,
Известным дедам и отцам,
Попробуй, опиши его -
Клянусь, не выйдет ничего.

Попробуй не любить Кавказ…
Без громких слов, без пышных фраз.
Одевшись мантией снегов,
Он встанет выше облаков,
Попробуй, не люби его -
Клянусь, не выйдет ничего.

Попробуй не создать, поэт,
Кавказу солнечный сонет,
Его стремнин не разглядеть,
Его вершин не одолеть,
Народов не воспеть его -
Клянусь, не выйдет ничего!



НАШИ СВЯЗИ ПЛОДОТВОРНЫ

Как сообщили нам в Министерстве по связям с общественностью и межнациональным отношениям РИ, результаты взаимодействия между Республикой Ингушетия и Астраханской областью довольно ощутимы в сферах образования и здравоохранения.
Так, Министерство образования РИ заключило договоры о целевой подготовке специалистов с Астраханским инженерно-строительным институтом и Астраханским государственным техническим университетом.
Дружественные отношения поддерживает Министерство образования РИ с руководством Астраханского инженерно-строительного института. Ректор этого вуза, академик А.И.Сапожников постоянно предоставляет для Ингушетии информацию об успехах ингушских студентов, делится своими планами на будущее. В этой связи интересно его последнее письмо. Ректор извещает о том, что дипломный проект выпускника этого года Рашида Цурова представлен на VIII Международном смотре-конкурсе "Зодчество-2005". В свою очередь, Министерство образования РИ оказывает поддержку Астраханскому инженерно-строительному институту. Например, для нужд общежития, подведомственного этому вузу, были отправлены постельные принадлежности.
Кроме того, Министерством образования РИ заключено соглашение с профессиональным лицеем Астрахани. Теперь выпускники школ РИ смогут приобретать редкие профессии декоративно-прикладного творчества. Благодаря связям с Астраханской областью Республика Ингушетия получит таких специалистов, как "художник росписи", "резчик по дереву", "вышивальщица художественной вышивки", "ткач в производстве стекловолокна"...
В настоящее время на стадии завершения договор о дружбе и взаимодействии между Министерством образования РИ и Департаментом общего и профессионального образования Астраханской области.
Налицо и плоды активного сотрудничества двух регионов в сфере здравоохранения. Заключен договор между Министерством здравоохранения РИ и Астраханской государственной медицинской академией, согласно которому ежегодно выделяются 10 целевых мест для жителей Ингушетии. Указом Президента РИ от 3 марта 2005 года учреждены 15 стипендий для лучших студентов академии. В настоящее время на ее лечебном и педиатрическом факультетах обучаются 80 студентов из РИ. Согласно заявок Министерства здравоохранения Республики Ингушетия ежегодно выделяются места в клиническую ординатуру и аспирантуру.
В течение последних 5 лет в Ингушетию после окончания Астраханской государственной медицинской академии прибыли 112 специалистов. 5 врачей продолжают обучение в клинической ординатуре.
Как видим, наши связи плодотворны. В республике появляется все больше квалифицированных работников, растет взаимопонимание между представителями двух регионов.

Плоды учебы

ПРОФЕССИЯ ВРАЧА - ДАР АСТРАХАНИ…
- Выпускники Астраханской медицинской академии? Они есть среди работников нашего коллектива, - ответила на мой вопрос главный врач Республиканской поликлиники Тамара Тамерлановна Горчханова. И сразу назвала фамилии представительниц молодого поколения медиков - Марии Муталиевой, Бэллы Наурузовой, Заремы Гиреевой:
- Эти выпускницы Астраханской медицинской академии работают у нас сравнительно небольшой срок. Мария Муталиева трудится в поликлинике с 1999 года, участковый врач Бэлла Наурузова и врач- травматолог Зарема Гиреева несколько меньше.
Как специалисты девушки зарекомендовали себя довольно неплохо. У них хорошая профессиональная подготовка. Они добросовестны, умеют находить индивидуальный подход к пациентам, способны чувствовать чужую боль и проявлять отзывчивость. Это очень важные качества профессионалов.
Астраханская марка знаний стала для наших врачей своего рода компасом для продвижения в практическую медицину. Мы благодарны соседям- астраханским педагогам высшей школы - за пополнение нашего коллектива надежными помощниками!
…В тот день Зарема Гиреева заступала на службу значительно позже, а вот с Бэллой Наурузовой и врачом -терапевтом Марией Муталиевой встретиться мне удалось. Они закончили вуз почти в одно время, их воспоминания о студенческой жизни и радости познания азов самой гуманной профессии еще так свежи…
Участковый врач Бэлла Наурузова:
- Годы студенчества, удивительной поры Юности неповторимы и незабываемы. Тем более, если они были проведены в таком прекрасном старинном городе, как Астрахань…Мы узнали о том, что скоро ему исполнится 450 лет. Колоссальная дата! Желаю астраханцам счастья и крепкого здоровья, а самому городу - дальнейшего процветания!
Астраханская область запомнилась мне не только лугами, усыпанными чудесными цветами - лотосами. В государственной медицинской академии я нашла много замечательных людей - и среди сокурсников, и среди преподавателей. Академия славится высоким уровнем подготовки специалистов. Педагоги очень требовательны, поэтому нам, студентам, приходилось учиться "на все сто", приобретая более широкий взгляд на жизнь, на себя и на все, что составляет наш мир.
Нас учили устремляться к возвышенным целям, идти по пути праведности, постоянного духовного развития. Эти уроки нам не забыть. Я глубоко благодарна моему любимому педагогу Анне Аркадьевне Молдавской и другим преподавателям за их труд и терпение в благороднейшем деле - передаче нам знаний.
…В Астрахани живет близкая подруга Бэллы - ее бывшая сокурсница Наталья Сопинская. В настоящее время доктор Сопинская трудится в одном из медицинских учреждений города. Два молодых врача -представители Ингушетии и Астраханской области - не забывают друга, обмениваясь письмами, в которых столько теплоты…
Ее коллега Мария Муталиева тоже вспоминает Астрахань, как город активных контактов, настоящего света дружбы:
- Вспоминаю Дни города, которые проводились как великолепные праздники. И еще - ежегодные землячества, где студенты находили массу новых друзей. Астрахань - доброжелательный город. Здесь проживают люди разных национальностей, в том числе русские, армяне, татары, казахи…У нас на курсе учились представители Калмыкии, Дагестана, Ингушетии, Чечни…И все мы чувствовали себя достаточно комфортно. Атмосфера дружелюбия, искренности нас восхищала. Она гармонично дополняла процесс нашего обучения и украшала годы, проведенные в этом прекрасном крае.
Вернувшись после учебы домой, в Ингушетию, специалисты Наурузова и Муталиева обрели здесь хороших наставников. Старшие работники помогают им углубить профессиональную базу. Обе с благодарностью называют имена своего руководителя Тамары Тамерлановны Горчхановой, а также Аси Магомедовны Плиевой, Айшуры Нурадиновны Чемурзиевой, Тамары Алиевны Цечоевой, Тамары Мухтаровны Томовой, Лейлы Висан-Гиреевны Даурбековой. С особой теплотой вспоминают девушки и недавно ушедшую из жизни бывшую заведующую терапевтическим отделением, настоящего подвижника медицины Зинаиду Исмаиловну Экажеву. "Нам есть на кого равняться!" - говорят молодые ингушские врачи.
В тот день я услышала положительные отзывы о работе доктора Наурузовой и ее коллег от медицинских сестер Любови Султановны Бакаевой и Лидии Евлоевой. Прозвучало и следующее высказывание:
- Руководство нашей поликлиники подает пример нравственного отношения к больным людям. Вы не найдете у нас в очереди престарелых людей или больных, нуждающихся в неотложной помощи. Наши врачи не отсиживаются в кабинетах: они сами выходят к людям и приглашают на прием в первую очередь таких пациентов. С этого и начинается гуманность…
В КАБИНЕТ, где ведет прием пациентов Бэлла Наурузова, входит Ирина Умат-Гиреевна Албогачиева. И сразу попадает в микроклимат соучастия, усиленный добрым отношением медицинских сестер Любови Бакаевой и Лидии Евлоевой. Это их постоянная пациентка, которая очень ценит дружный коллектив Республиканской поликлиники:
- Буквально вчера я попала на прием, а сегодня утром Лида Евлоева позвонила мне на работу. Интересовалась, как мое самочувствие, помогают ли мне их советы, консультации. Сотрудники поликлиники доказывают нам, своим пациентам, что имеют самые счастливые сердца! Их труд - это непрерывный поток блага. Имя ему - милосердие…
…Лидия Евлоева необыкновенно предана своей любимой профессии, которую считает самой трудной и наиболее востребованной. Она-то и раскрыла маленький секрет из биографии Бэллы Наурузовой. Оказывается, молодой ингушский врач в свое время окончила… музыкальное училище. В принципе, эта девушка вполне могла избрать более спокойную профессию. Но вдруг круто изменила свою жизнь, сделав выбор в пользу Медицины. Как показало время, выиграли от этого решения многие ее земляки. А значит, наше общество.
Соб.инф.
АДРЕС НАДЕЖДЫ - АСТРАХАНСКОЕ "ОРТО"
МАЛЕНЬКАЯ Эля пришла в наш мир очень слабенькой. Диагноз врачей - детский церебральный паралич (ДЦП), звучал приговором судьбы.
В два года Эля уже понимала, что она не такая, как все: не могла сидеть, стоять, не говоря уже о том, чтобы ходить и бегать, как соседский мальчишка, который иногда приносил ей игрушки. Он робко присаживался на краешек Эллиной кровати и через минуту убегал: играть с ней ему было неинтересно. А Эля разглядывала потолок: она знала на нем каждую царапинку, каждый еле заметный бугорок…
Но однажды произошло чудо, как в тех сказках, которые читала мама. Первый раз в своей жизни Эля села! Правда, не без помощи - ее крепко держал корсет-сиденье. Но все равно это было чудо: мир враз изменился, он стал большим и интересным…
Появилась надежда, что Эля научится сидеть, ходить, играть с детьми, будет учиться…
Специалисты Астраханского центра диагностики и реабилитации детей с ДЦП говорят, что это больше, чем надежда. Применение специальных ортезов (корсетов-сидений и корсетов-вертикализаторов) , изготавливаемых в России пока только на Астраханском протезно-ортопедическом предприятии "Орто", в сочетании с запатентованным совсем недавно изобретением "Способ статической проприоцептивной стимуляции постуральных рефлексов у детей раннего возраста с церебральными параличами", позволяет успешно реабилитировать ранее считавшихся бесперспективными обездвиженных детей с ДЦП. Авторы изобретения - директор Астраханского протезно-ортопедического предприятия "Орто", заслуженный врач РФ В.Г.Симонов и заместитель директора центра диагностики и реабилитации детей с ДЦП, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук Т.Н.Симонова.
…Астраханское "Орто" было признано победителем Всероссийского конкурса "1000 лучших предприятий России- 2001" и лауреатом Международной премии Совершенства и делового престижа (золотая категория), присужденной дирекцией деловых инициатив (Мадрид). Эти награды были первыми ласточками в признании состоятельности коллектива, его творческого потенциала.
…Шесть лет назад на учете в "Орто" состояло 3700 обратившихся сюда за помощью астраханцев, сейчас их - 13676 человек. Медико-техническая комиссия ФГУ "Главортпомощь" отмечает высокое качество продукции, выпускаемой астраханским "Орто".

Журнал "Человек", №21, 2003 год.

Подготовила
М. ГОРТИКОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru