новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 116 (9491);вторник, 12 октября 2004 года

35 лет из жизни, отданные обучению и воспитанию детей!

"Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее"
(А. Барбюс).
М. АМИРОВА

У директора школы много обязанностей. Он намечает большие перспективные задачи и разрешает сотни маленьких каждодневных дел. Но как и с чего начинать? Как создать дружный, работоспособный педагогический коллектив, наладить трудовое содружество между учителями, учащимися и родителями, добиться такого авторитета, основой которого было бы подлинное уважение, взаимопонимание и содружество между директором и всеми работниками школы? Но Адрохим Ахметович не растерялся, выдержал, овладел искусством руководить, и 35 лет возглавляет сельскую школу. Он своей деятельностью, примером, умением направить и организовать учителей и учащихся добился тех высоких результатов, которые украшают школу и доставляют творческую радость всем ее работникам. Нет, он не идеальный директор, которых, наверное, вообще нет, но он по моей мерке, прекрасный директор. Как известно директоров специально не готовят. Их подбирают среди опытных учителей, руководитель школы формируется непосредственно в процессе работы. Личность директора, его общая эрудиция, профессиональная подготовка, такт, энергия, организаторские способности фактически определяют лицо школы. Директор школы признается, что нелегко было организовать жизнь детского коллектива. Представьте себе. Большая масса детей, объединенная в один коллектив, представляет сложный, находящийся все время в состоянии физического, умственного и нравственного развития организма, который при определенных условиях может подвергаться влиянию и воздействию различных стихий и веяний. Учитель - ключевая фигура в школе. Учитель - доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное - детей, свое будущее. Адрохим Ахметович говорит, что такому важнейшему в нашем деле вопросу, как педагогический контакт между учителем и учениками уделяется самое серьезное внимание (посещение уроков, наблюдение и выяснение складывающихся отношений). Ибо без должного трудового контакта, основанного на взаимном уважении, невозможно говорить о более или менее достаточной эффективности обучения и воспитания в школе. Педагогический контакт достигается способностью учителя стать авторитетом для учащихся и как специалист по своему предмету, и как педагог-наставник, и как человек; умением руководить и направлять мысли и дела воспитанников, возбуждать их творческие силы, инициативу и трудовые усилия в том направлении, в каком в данный момент или в перспективе это нужно и важно для самого учителя и для всей школы. Главное, что должно привлекать и интересовать нас, - это деловой настрой всего класса и взаимоотношения учителя со своими подопечными. Прежде чем с учителя спрашивать, необходимо создать в школе оптимальные условия для его плодотворной и творческой деятельности. Ничто так не огорчает человека, как несправедливая, поверхностная, формальная критика, не учитывающая конкретных условий и возможностей работника. Значение учебно-материальной базы хорошо знает каждый педагог. Еще 25-30 лет назад мы обходились скромным набором наглядных пособий. Теперь этим не обходимся, так как перед школой стоят задачи обучения на современном уровне для привития школьникам необходимых практических навыков и умений по всем предметам, как того требовала реформа. Возьмем, к примеру, важный раздел лексики из современной программы по русскому языку. Если вы станете утверждать, что требования объяснительной записки и программы по этому разделу в вашей школе выполняются полностью, вы просто скажете неправду. Ведь практическое усвоение этого раздела предполагает умение учащихся грамотно, сознательно, оперативно пользоваться различными словарями. А этому можно научить только в том случае, если у вас в кабинете русского языка имеются орфографические, фразеологические словари, словари омонимов, синонимов и другие (хотя бы по одному экземпляру на каждый ученический стол). Вот какой уровень материального оснащения требуется для обеспечения практической направленности обучения, совершенствования учебного процесса в расчете на один кабинет. Но, как это бывает, средств не хватает, и процесс оснащения кабинетов продолжается из года в год. В Али-Юртовской СШ имеются кабинеты по всем предметам, но не будем вникать в вопрос завершенности их оснащения. В хорошем рабочем состоянии кабинеты: по химии и биологии, по математике, по родному языку, кабинеты начальных классов. С 2001 года открыт кабинет арабского языка (преподавание ведет имам села Евлоев Муса Аббасович), что необходимо для духовного развития. Деятельность учителя, в какой бы форме она ни протекала, - это сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд, требующий от человека проявления всех свойств и характеристик его личности. Адрохим Ахметович сформировал деятельный профессиональный, трудоспособный педколлектив из 46 человек (причем 37 человек с высшим педагогическим образованием, трое со средним специальным образованием, 6 человек учатся заочно). Немаловажен и тот факт, что все эти учителя, за исключением нескольких человек, выпускники этой же школы. И неудивительно, что отдаленная сельская школа поражает нас отличными знаниями учеников, их осведомленностью и аккуратностью во всем. Это - результат самоотверженного труда учителей школы. Ежегодно выпускники школы продолжают учебу в вузах России, работают в самых различных отраслях народного хозяйства как в самой республике, так и за ее пределами. В ранге особой гордости школы и сельчан Сукиев Асхаб Абдрохманович - первый зам. министра образования нашей республики, выпускники школы - преподаватели Ингушского госуниверситета: М.М. Долов, М.М. Албогачиева, П.М. Алиева, Э.М. Дударова, А.К-С. Гагиев. Три ученика школы являются кадетами. Знатоки своего дела, учителя, мастера: Н.О. Дзейтов (математика), Д.М. Мизгиева (химия и биология), Т.М. Дзейтова (родной язык), М.А. Кокурхоева (русский язык), Х.Я. Евлоев (основы военного дела и физкультура), Л.М. Аспиева и Т.М. Гагиева (начальные классы). Учебно-воспитательный процесс в школе един. Мы часто повторяем: "Обучение и воспитание неразрывны и реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую". И обучение, и воспитание имеют свои определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности. Воспитание в классе проводит классный руководитель (он организатор класса), а внеклассное и внешкольное воспитание возлагается на организатора внеклассной и внешкольной работы. Это многогранная и ответственная работа. Утверждая решающую роль воспитания в формировании личности, А.С. Макаренко писал: "Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству". М. Евлоева - целеустремленный, энергичный школьный организатор. Воспитательный процесс протекает в таких видах деятельности как: общественная, спортивная, художественная, трудовая и т.д. Я ознакомился с многочисленными грамотами, фотографиями, альбомами, стендами, в которых показаны достижения учащихся в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах на уровне района и республики. Есть успехи и у юных краеведов школы. Их поисковыми усилиями пополняется коллекция набора вещей из различных предметов (посуда, украшения и др.), которыми пользовались еще сравнительно недавно наши предки (100-150 лет назад). Массовыми стали походы однодневные и выходного дня. Популярен зеленый десант "лес для тебя, ты для леса". Многоцелевой штаб юных краеведов возглавляет организатор школы. Управление школой в современных условиях - сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучения и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль и проверка исполнения. И мне, как бывшему инспектору Назрановского райотдела народного образования, внештатному корреспонденту "Сердало" было приятно посетить школу, в которой я не раз был с проверками, в которой всегда царит атмосфера доброжелательности, приветливости, необходимый психологический микроклимат. Мое пребывание в школе закончилось вопросом, который касался неизжитой еще негативной практики: удаления учащихся с уроков. Удаление учеников с уроков под различными предлогами до сих пор является хронической болезнью некоторых учителей. Мой вопрос не удивил Адрохима Ахметовича, воспринял серьезно. Удаление с уроков приводит не только к невосполнимым пробелам в знаниях ученика. Пожалуй, самое опасное то, что изгоняемые с уроков быстро начинают понимать вкус "ничегонеделанья" (появляются и соратники). Ведь болтаться по школе или гонять футбольный мяч легче, чем заниматься учебным трудом. Постепенно "ничегонеделанье" может стать привычкой и даже потребностью ученика, и он начинает делать все, чтобы его удалили с урока. Начинается все с маленьких хитростей: "я потерял портфель", "я забыл дома дневник". И так далее. Мы их, конечно, отпускаем, сами способствуя появлению "трудных" детей. Случаи другого характера. "Барахоев, опять ты без ручки? Уходи из класса и ищи ее, где хочешь?" Еще хуже, когда учитель показывает свое бессилие, подрывая учительский престиж - свой и коллег. "Касиев, покинь класс, иди к директору и скажи ему, что у меня уже нет сил, и я не знаю, что с тобой делать". Учительница окончательно расписалась в своем полном бессилии. Эта учительница не хочет обременять себя поисками методов и приемов педагогического воздействия на ученика, стремится легко освободиться от его присутствия. С таких учителей спрос должен быть строгий. Одна из основных психолого-педагогических задач директора школы и его помощников - это создание в школе условий, которые бы способствовали установлению психологической совместимости учителя с учениками. Отсутствие педагогического контакта с учащимися вносит диссонанс в систему воспитательной работы всего коллектива. Для большинства учителей, у которых педагогический контакт с детьми и подростками достаточно устойчив и прочен, нет никакой необходимости даже думать о том, чтобы удалить из класса ученика. Они знают и видят каждого, кто находится в состоянии несобранности или у кого может вот-вот начать "бушевать" накопившаяся потенциальная энергия, и очень искусно и своевременно умеют включить таких учащихся в учебную и трудовую деятельность, отвлечь от посторонних раздражителей. Ответ директора школы А. Цокиева по данной проблематике был таков. Порочная практика удаления учеников с уроков не обошла стороной и нашу школу, и мы результативно боремся с ней. Так в 2003-2004 учебном году зафиксирован только один случай. Он произошел на уроке физкультуры. Учитель физкультуры удалил с урока двух ребят, которые не принесли спортивную форму. Я уверен, что подобных фактов в школе не будет, сказал в заключение Адрохим Ахметович. Где бы ни находилась школа, какой большой или малой по числу детей и классов ни была, какого бы уровня в своей работе ни достигла, для руководства школы первостепенной задачей была, есть и будет задача создания сплоченного педагогического коллектива; организация жизни и деятельности детского коллектива; обеспечение тесного взаимодействия этих коллективов. Как это сделать? Так как это делает в течение 35 лет директор Али-Юртовской средней школы Цокиев Адрохим Ахметович! Желаю директору здоровья, дальнейших педагогических успехов в нелегкой, но благородной работе.

В. БАРХАНОЕВ, ветеран труда и спорта,
отличник просвещения СССР,внеш. корр.




В Назрани состоялся финал республиканской спартакиады для призывной молодежи

Финал республиканской спартакиады для призывной молодежи, организованный Министерством молодежной политики спорта и туризма, состоялся 6 октября на стадионе школы-лицея в г. Назрань.
Как сообщил главный специалист молодежного отдела Министерства молодежной политики, спорта и туризма РИ Рамзан Угурчиев, в финале спартакиады приняли участие команды, победившие в отборочных соревнованиях в городах и районах республики. Состязания проходили по семи видам спорта - это бег на 100 м., кросс на 3000 м., эстафета 4 по 100 м., подтягивание на перекладине, метание гранаты, прыжки в длину, стрельба. Один из видов подобных спартакиад "сборка, разборка автомата Калашникова", не был проведен ввиду того, что МВД не предоставило 2 учебных автомата и двух инструкторов. По итогам соревнований главный приз - Кубок, достался команде Назрановского района, второе место заняла команда г. Назрань, и третье - команда г. Карабулак. Все команды, занявшие призовые места, получили денежные призы, учрежденные Министерством молодежной политики спорта и туризма. Нужно отметить, что подобные спартакиады проводятся Министерством молодежной политики, спорта и туризма ежегодно. Главная цель проведения подобных мероприятий - повышение престижа службы в рядах вооруженных сил РФ, повышение физической подготовки юношей призывного возраста.

Ш. БОКОВ




"Московский" микрорайон зиму встретит в тепле

Впервые за всю историю своего существования жилые дома №№ 21,23,27,31 "Московского" микрорайона к началу отопительного сезона будут обеспечены теплом и бесперебойной подачей воды. По словам заместителя главы администрации г. Назрань Байали Оздоева, уже произведена замена насосов, подающих воду в дома и подключены две дополнительные глубинные скважины. Полностью заменен трубопровод, подающий горячую воду. "Этот отопительный сезон будет настоящим праздником для жителей этих домов, так как они почти 10 лет испытывали дефицит даже холодной воды, а о тепле и горячей воде и не мечтали, - говорит Байали. - Мы прилагаем все средства для того, чтобы качественно и в срок завершить начатую работу".

М. ДЗАУРОВА




На примере одного кафе

Постепенно и вроде бы незаметно в нашей жизни происходят изменения, которые еще совсем недавно казались нам абсолютно невозможными. Активное, а главное, повсеместное наступление частного капитала и сдача своих некогда незыблемых позиций государственным сектором экономики, стали главными приметами нового времени. Канула в вечность эпоха, когда огромная советская держава, а вместе с ней и государства социалистического лагеря были вынуждены жить по утопическим законам коммунистической уравниловки и придерживаться строго регламентированного режима планового хозяйствования. "Лагерь", "режим", "план" - не правда ли, до боли знакомые и весьма подходящие названия для нашей недавней действительности? Это было время, когда люди были лишены самого первого и самого главного условия для внутренней свободы любого человека - права выбора. За нас решали, как жить, чему верить и даже каким "богам" следует молиться! Гражданское общество было превращено в безликий "народ". А самая грамотная и интеллектуальная часть этого общества презрительно именовалась "прослойкой"… Но я не об этом думал писать. Я хотел рассказать вам об очевидных приметах сегодняшнего дня, а свой разговор начал с минувшего только для того, чтобы читатель сам имел возможность для сравнения и для собственных выводов. Несколько дней назад, находясь в ст. Орджоникидзевской, я зашел немного отдохнуть и выпить чая в кафе "Маида". Скромный, невзрачный фасад и отсутствие красочных рекламных украшений говорили об обычной заурядности данного заведения, каковых в настоящее время расплодилось в наших городах и селах великое множество. Хозяйкой этой "точки общественного питания", как их называли в прежние времена, оказалась сравнительно молодая, опрятная на вид женщина - Зина Махаури. Приятная улыбка на лице, чисто ингушское приветствие и гостеприимная манера общения располагали к тому, чтобы не ограничиваться наскоро выпитым чаем. После такой встречи вполне естественным оказалось желание заказать какое-нибудь блюдо и завязать разговор, тем более, что меня уже давно подогревал чисто профессиональный интерес к деятельности и к проблемам этой важной для всех нас сферы обслуживания. И еще, я хотел выяснить, как в условиях столь жесткой конкуренции удается держаться на плаву и оправдывать свое существование подобным заведениям, для которых, с учетом регулярных налоговых отчислений и затрат на ежедневное приобретение с рынка свежих продуктов, остается уповать только на постоянство немногочисленных клиентов. Но опять-таки, как хорошо известно, чтобы привлекать клиентов, хозяину кафе нужно неукоснительно следовать определенным принципам, которые в тесных рамках вышеназванной конкуренции, являются единственными правилами для более или менее успешного функционирования. Их всего три, этих правил; первое - чтобы в вашем кафе всегда было чисто, уютно и приветливо; второе - чтобы ваши блюда были вкусными и разнообразными; и, наконец, третье - чтобы ваши цены "кусались" не так больно, как в остальных конкурирующих заведениях. Мне уже неоднократно доводилось писать на тему выживания в условиях рыночных отношений и называть случаи, когда разумное следование их классическим законам способствовало быстрому росту и успешному процветанию любого современного предприятия, а игнорирование этих законов - приводило к очень скорому банкротству и разорению их владельцев. Некоторые горе-предприниматели, в погоне за немедленной прибылью, начисто забывают о долгосрочных перспективах и лихорадочно рвут куски еще не испекшегося "пирога", а назавтра готовы обвинять кого угодно, только не себя, в несостоявшемся бизнесе. Самый показательный пример, подтверждающий правоту наших рассуждений - это работа шести или семи автозаправочных станций на пути следования из Слепцовска в Назрань. Разве секрет, что подавляющее большинство водителей постоянно заправляют свои машины только в двух или трех из этих бензоколонок. Потому что хозяева остальных пяти, с самого начала, скомпрометировали себя продажей некачественного "левого" бензина, недоливом, обсчетом или низкой культурой обслуживания. Что ж, они когда-то умудрились урвать "несанкционированную" сверхприбыль с бедных водителей, которые потом долго расплачивались за их нечистоплотность нервно дергающимися и чихающими моторами своих автомобилей. Зато теперь эти, с позволения сказать, "дельцы" с черной завистью провожают пролетающие мимо машины, шофера которых готовы даже простаивать в очереди, лишь бы быть уверенными в добропорядочности хозяина выбранной заправки. Так и в сфере общественного питания. Например, недавно я обедал в одном кафе в центре Назрани и откровенно поразился, когда взглянув на меню увидел, что обыкновенная яичница из трех яиц стоит там более 60 рублей. Ну и что, пообедал я в этом кафе один раз, но разве зайду я туда еще когда-нибудь! Для сравнения, в "Маиде" обед из большой порции по-домашнему вкусных пельменей, овощного салата и чая с лимоном обошелся мне в 45 рублей. При этом, условия для спокойного отдыха и приема пищи здесь были ничуть не хуже, чем в том, который, видимо, рассчитан или на очень богатых клиентов, или на таких как я, "одноразовых" посетителей. Кроме названных блюд в меню "Маиды" постоянно присутствуют: борщ, дулх-хьалт1амаш, котлеты, тефтели и всевозможные сладкие блюда. А главное, готовится все это и подается к столу с таким не наигранным радушием, как будто вы не простой клиент, а долгожданный гость, пришедший к добрым знакомым. Два маленьких эпизода. Я застал в кафе одну пожилую русскую женщину, которая, уходя, не заплатила за еду, и потом выяснил, что старуха приходится Зине соседкой, а по той причине, что является пенсионеркой и приятельницей хозяйки, она пользуется правом на ежедневный бесплатный обед. И еще увидел, как Зина сложила в пакет несколько котлет, хлеб и передала сверток маленькому попрошайке, заглянувшему в дверь за подаянием… Я человек очень впечатлительный, и поэтому такие факты человеческого бескорыстия обычно вызывают у меня чувство искреннего умиления и, как следствие, тут же появляется желание рассказать о таких людях нашим читателям.

К. ЛАТЫРОВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru