новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 151 (9672) четверг, 1 декабря 2005 года

Работа с домашним заданием

Орджоникидзевская средняя школа №2 - старейшая в районе, да, пожалуй, и в республике тоже. Репутацию одной из успешной школ она держит благодаря хорошим знаниям своих учащихся и работоспособности педагогического коллектива.
Мой сегодняшний рассказ о педагоге, который трудится в стенах ОСШ №2 уже почти четыре десятка лет. За эти годы она выпустила в жизнь сотни и сотни ребятишек. Несмышлеными приходят они к Тамаре Юсуповне Батаевой, учителю начальных классов. И уже спустя 4 года переходят в среднее звено школы, унося с собой наработанные знания, самостоятельность, не проходящую, сколько бы ни минуло лет, память о первом учителе.
"Первый учитель и первый урок, так начинаются школьные годы", - поется в песне. А как воспринимает первый урок у новой смены первоклашек сам учитель?
- Знаете, когда берешь через каждые 4 года 1-й класс, то каждый раз, как и в начале работы, ощущаешь холодок страха - Боже мой, смогу ли я их чему-нибудь научить, - рассказывает Тамара Юсуповна Батаева. - И тут совершенно не важно, 10 лет ты работаешь, 40 или 50. Ты получаешь в руки живой, трепетный "материал", целое море доверия авансом, которое должен оправдать. Отсюда и страх, и неуверенность. И вот потом, к концу I четверти, когда твои усилия начинают давать первые ответные "ростки" принятых детьми знаний, ты вздыхаешь облегченно и с новой энергией берешься за работу. Понимаешь, вот теперь пошли, теперь можно смело продолжать.
- Тамара Юсуповна считает, что каждая новая волна первоклашек несет с собой что-то, соответственно, новое. И подход к детям нужен тоже своеобразный. Разный уровень подготовленности поступивших первоклашек, разные родители - учитель всегда должен поспевать за изменениями, нововведениями, должен соответствовать времени. Поэтому планку требовательности к себе Тамара Юсуповна держит высоко, оправданно считая, что в школьном образовании учитель начальной школы - это начало начал, самая трудоемкая и самая ответственная работа.
- Когда мои ученики, спустя 4 года, уходят от меня в старшие классы - переживаю за них сильно, - делится Тамара Юсуповна. - Очень тяжело отдавать их в чужие руки. Они тебе становятся за это время родными, к ним прикипаешь сердцем. Их успехи в учебе впоследствии - самая большая радость для меня.
Могла ли Т.Ю. Батаева, заканчивая в 1966 году педагогическое училище на базе школы для горянок, предположить, что выбранная ею профессия окажется одной и на всю жизнь. Ей выпала эта редкая удача - найти себя в своем деле, работать с душой, увлеченно.
Родилась Тамара Юсуповна в Казахстане, во время высылки, в 1947 году. Вернулась семья домой в то же село, откуда высылалась - в с. Чемульга. Здесь она закончила 4 класса, и поскольку другой школы, кроме четырехлетки в селе не было, продолжила учебу уже в Бамутской восьмилетней школе, живя у родственников.
- В это время как раз стали открываться школы горянок для тех, кто не мог продолжить образование у себя дома, - вспоминает она. - И десятилетку я заканчивала, получая одновременно по программе педучилища профессию учителя начальных классов в грозненском интернате.
По его окончании Тамара Юсуповна поступает заочно на химико-биологический факультет педагогического института, но после 3 курса по семейным обстоятельствам прерывает учебу. Свою педагогическую практику она начинала в Грозном, затем работала учителем начальных классов в чемульгинской школе. В 1975 году переезжает с семьей в Слепцовск, устраивается в ОСШ №2, где и продолжает работать по сей день.
Коллеги по работе, в частности, Луиза Хусеновна Опиева, Мадина Юнусовна Костоева, отмечают, что в Тамаре Юсуповне сочетаются необычайная работоспособность и удивительная энергичность.
- Когда бы не обратились к ней за помощью в методике и преподавания или в вопросах воспитательного характера, никогда не встречаем отказа, - говорит Луиза Хусеновна.
Малика Мусаевна Базгиева, заслуженный учитель Республики Ингушетия, тоже, как и Тамара Юсуповна, ветеран труда. Они пришли в школу №2 почти в один период. Вместе повышали свое педагогическое мастерство, во многом советовались и учились друг у друга. Отсюда взаимопонимание и уважение, которое они сохраняют на протяжении всех этих лет. По мнению Малики Мусаевны, Тамара Юсуповна - учитель, который не только дает знания ребенку, но и владеет умением подбирать ключик к характеру каждого, вырабатывая в нем одновременно умение думать, чувствовать. Без опыта и любви к детям это трудно сделать, уверена она.
Открытые уроки, разработка и внедрение в школьную программу передовых идей (Тамара Юсуповна успешно провела несколько лет назад эксперимент по методике Занковой, работа над усовершенствованием техники чтения детей), эти и другие формы работы - составляющая педагогического опыта преданного своей профессии педагога. Она пользуется заслуженным уважением среди родителей, коллег, а также руководства школы. Завуч начальной школы Айшат Хасановна Костоева заметила, характеризуя ее:
- Я сама учусь у нее многому. Да и всем преподавателям может служить примером высокая самоотдача, внутренняя дисциплина, профессионализм Тамары Юсуповны.
А директор школы Пятимат Даудовна Чаниева подчеркивает постоянную работу Тамары Юсуповны над повышением уровня самообразования.
- Реализацию своего педагогического мастерства и опыта Тамара Юсупована не мыслит без постоянной работы над собой.
Когда человек, считая, что достиг вершины, успокаивается, начинается самое страшное - его ограниченность. Это такие шоры, которые мешают человеку адекватно оценивать себя и окружающих. Слушаю Тамару Юсуповну и думаю, что ей подобное состояние не грозит.
- Какого человека уважают, - рассуждает Тамара Юсуповна, - знающего, требовательного к себе, своим знаниям. Эти же качества необходимы и учителю. Человек, уважающий себя, будет стремиться к знаниям. Учителю же просто необходимо учиться. И чтобы соответствовать званию учителя, и чтобы тебя воспринимали твои же ученики, прежде всего. Потом очень важно, как тебя оценивают коллеги и как ты сам ощущаешь себя в этой среде. Я вот работаю, в основе своей, с молодежью. И поверите, кроме профессиональной литературы читаю порой те книги, которые на слуху у более молодых коллег. Иногда и в ущерб собственным интересам, предпочтениям, потому что мне важно не чувствовать себя за пределами их интересов, кругозора.
Мой сын мне однажды сказал, - делится мыслями моя собеседница:
- Мама, мне тебя жалко. Нет дня в твоей жизни, в котором не было бы домашнего задания.
Такой у учителя труд. Его невозможно измерить ни часами работы, ни деньгами. Это у кого-то работа начинается в 8 и заканчивается в 5-6 часов вечера. А учитель трудится в школе на уроках и дома - готовясь к завтрашним занятиям, ведя, вместе с учебной и воспитательную работу.
Тамара Юсуповна убеждена, что без любви к детям, без уважения к личности ребенка, без постоянной готовности служить избранному делу - нет настоящего учителя.
Она любит свою работу, свою школу, коллег, учеников. И доказывает это самоотверженным трудом, который вот уже 38 долгих лет начинается для нее трелью школьного звонка, зовущего на урок к детям.

А. ГАЗГИРИЕВА.
На снимке автора Тамара Юсуповна: (слева) с коллегой - М.М. Базгиевой



Живая память

Их судьбы не знали проигрышей. Представители одной фамилии, сыновья двух братьев - Ахмет Османович и Хасан Эсмурзиевич Султыговы - вышли победителями из всех сражений, которые навязывала им жизнь. Они победили даже неумолимое время, доказав при этом окружающим, что судьбу делают не только какие-то обстоятельства, но и сам человек, имеющий твердость и мужество противостоять им. Драматические перипетии жизненных дорог, которые вели братьев Султыговых, дали им возможность сполна испытать себя, выковали в горниле войны их несгибаемый дух и неистребимую волю. Жизнь людей этого поколения при всем желании легкой не назовешь. Война, годы безрадостного существования на чужбине, долгий гнет государственного произвола - испытаний, выпавших на долю людей, хватило бы на несколько жизней. Но у каждого из них была только одна жизнь. И выбор у них был только один - победить или сдаться…
"От первого мгновенья до последнего…"

В 1979 году в одном из московских издательств вышла в свет книга "170 лет Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева". В этом юбилейном издании, поведавшем читателю славную историю кузницы профессиональных кадров военной инженерии России, в ряду лучших выпускников академии нашлось место и для Ахмета Султыгова. Имя Ахмета Османовича соседствовало с именами Э.И. Тотлебена, прославившегося во время обороны Севастополя 1853-1854 г. и Д.М. Карбышева, Героя Советского Союза, жестоко убитого фашистами в годы Великой Отечественной войны. Уроженцу ингушского села Яндаре в этой книге посвящены следующие строки: "А.О. Султыгов начал войну помощником начальника штаба саперного батальона и встретил Победу на ответственном посту в штабе инженерных войск армии. За успешное выполнение задания в ходе Ясско-Кишеневской операции награжден Орденом Ленина".
Столь высокой государственной награды Ахмет Османович был удостоен в 1944 году. В то время 373 стрелковая дивизия, в составе которой сражалась его саперная рота, освобождала Винницкую область. С наступлением весны дивизия перешла румынскую границу и закрепилась на новом рубеже под город Яссы.
Этот населенный пункт имел большое стратегическое значение. Через него фашистское командование усиленно перебрасывало на Кишиневское направление крупные силы, задействовав железнодорожную магистраль Яссы-Кишенев. Эшелоны шли круглосуточно.
Активные передвижения противника не могли оставаться незамеченными фронтовой разведкой. Советское командование сразу же приняло решение нанести удар, который надолго обескровил бы важную для фашистов артерию. Эта ответственная задача была поручена Ахмету Султыгову.
Отобрав два десятка проверенных бойцов, командир саперной роты выступил с ними в опасный рейд по тылам неприятеля. Группа Султыгова поставила перед собой задачу уничтожить железнодорожный мост, на восстановление которого у фашистов ушло бы немало времени.
Прошло несколько дней, прежде чем небольшой отряд под командованием Ахмета Султыгова смог достичь намеченной цели. Оставаясь незамеченными, бойцы Султыгова заминировали мост и уничтожили его. Эта крупнейшая диверсия советских саперов вызвала смятение противника. А когда растерянность немного прошла, вслед за группой Султыгова был снаряжен карательный отряд. Бойцам пришлось вступить в бой с фашистами. К сожалению, в этом неравном бою многие боевые товарищи Ахмета пали смертью храбрых…
Орден Ленина был не единственной наградой Ахмета Султыгова, бесстрашного солдата Великой Отечественной войны. Еще в феврале 1942 года он получил медаль "За отвагу", ставшую свидетельством его мужества. Получив приказ возвести наблюдательный пункт на безымянной высоте, он тогда за одну ночь справился с этим важным и ответственным заданием. Высота, находившаяся под постоянным обстрелом, на следующий день стала легендарной. Вся дивизия говорила о подвиге молодого командира-ингуша, который, даже получив тяжелое ранение, продолжал руководить операцией.
На всю жизнь запомнился Ахмету Османовичу апрель 1944 годы, когда фашистам удалось прорваться у села Контратешти и создать реальную угрозу штабу дивизии. Только отчаянное мужество Султыгова переломило опасную ситуацию. Его саперная рота, установив минное заграждение, целые сутки отбивала атаки наседающего врага. Вновь получив серьезное ранение, Ахмет Султыгов все же не ушел с линии огня. Из последних сил он продолжал руководить обороной на этом участке до тех пор, пока фашисты не отступили.
В начале 1944 года командование дивизии представило капитана Султыгова к высокому званию Героя Советского Союза. Однако не ко времени пришлось это представление. Целый народ, достойным сыном которого был Султыгов, власти обвинили в предательстве. Могли ли быть у этого народа герои? Ущербное, отравленное подлой ложью сознание диктовало только один ответ на такой вопрос…
Сколько их, славных сынов нашего народа, которые за ратные подвиги свои на фронтах Великой Отечественной, в партизанских отрядах представлялись к наградам, да так и не получили их по той лишь причине, что были ингушами, людьми, чей народ оболгала сталинская тирания. Бесчеловечные репрессии в отношении целых народов не могут иметь оправдания. Но этого так мало - клеймить позором преступников. Наш долг, живущих ныне, вернуть ингушским героям отнятые у них награды. Сейчас это нужно больше нам, чем им…
Сегодня, по прошествии многих лет, ордена и медали Ахмета Османовича, в отблеске которых живет слава победителя, красноречиво говорят о высочайшем человеческом мужестве, ставшем символом к Родине. К той самой Родине, которая предавала своих лучших сынов…
Летом 1946 года А.О. Султыгов демобилизовался из армии и отправился в Казахстан на поиски своей семьи, высланной из родных мест. Здесь его тоже ждал ярлык спецпереселенца. Но оставив позади ратный труд, Ахмет Османович посвятил себя труду созидательному. И это был его осознанный выбор. Выбор сильного человека.
Вскоре о нем пошла слава строителя. Признание и почет пришли к Султыгову. Вот только затерялся где-то душевный покой - сердце терзала тоска по отчему краю. Родные горы снились ему ночами и часто просыпался Ахмет от рокота горной Ассы. В аромате весенних степных ветров чудились ему порой полузабытые запахи далекой Родины. Зов земли предков неумолчно стучал в его сердце…
После возвращения под сень древних гор Кавказа всю свою нерастраченную сыновнюю любовь А.О. Султыгов отдал земле, на которой испокон веков жили и трудились его предки. Четверть века он бессменно возглавлял строительно-монтажное управление Чечено-Ингушского респотребсоюза. Все эти годы он служил любимому делу и украшал облик Грозного. Благодаря вдохновенному труду Ахмета Османовича, здесь появилось много красивых зданий, органично вписавшихся в архитектурную канву подлинной жемчужины Северного Кавказа.
В 1996 году, когда А.О. Султыгов был уже смертельно болен, траурный смог, нависший над Грозным, словно реквием по некогда цветущему городу пронизывал болью его сердце. Боевой офицер Султыгов, чья отвага снискала ему на другой войне любовь и уважение односельчан, в кромешном аде Грозного, который стонал, погибая под ракетно-бомбовыми ударами авиации, силился и никак не мог понять происходящее. Внуки тех, с кем породнило его когда-то святое фронтовое братство, принесли разрушения в его город…
Ему не довелось дожить до второй чеченской войны. Окончательно стершей с лица земли построенные им за долгие годы дома. Но если война смогла уничтожить творение его рук, то труд души Ахмета Османовича не пропал бесследно. Он и сегодня зовет нас на подвиг. А имя Султыгова увековечено в названии одной из улиц ингушского села Яндаре…

Судьба и Родина -едины
Для Хасана Султыгова, сельского учителя, начавшего свой педагогический труд в родном селе Яндаре, Великая Отечественная война тоже стала мерилом мужества. В первые же дни войны он ушел на фронт добровольцем. Защитить свою Родину любой ценой - в этом он увидел свой долг. И ни минуты не сомневался, делая свой выбор, наполненный для него особым смыслом.
Учитель, наставник сельской детворы, Хасан обостренно воспринял опасность, нависшую над его страной, над теми, кто склонив головки, еще вчера старательно выводил в тетрадках свои первые слова. Потому-то и не было у него сомнений, когда наступила пора сменить школьную указку в руках на оружие. Ведь только так можно было остановить врага, посмевшего посягнуть на самое святое…
Боевое крещение Х. Султыгов принял под Мелитополем. Юго-Западный фронт отчаянными усилиями своих бойцов едва сдерживал превосходящие силы противника. За каждую пядь земли дрались советские воины, не щадя своих жизней в кровопролитных боях с врагом. До самого последнего патрона защищала свой рубеж и группа, в составе которой находился Хасан. Уже оказавшись в окружении, бойцы приняли решение прорываться к побережью Азовского моря. В рукопашных схватках с фашистами красноармейцы добрались до Ейска. Отсюда их путь лежал в Сталинград, где формировалась новая часть.
Ежедневно видя горе и разрушения, которые принесли на его землю захватчики, Хасан Султыгов наполнялся праведным гневом и ненавистью к врагу. В его сердце, закалявшемся в боях, крепли решимость и отвага.
В зимнем наступлении на Среднем Доне он получил ранение и был вынужден на время покинуть передовую. Но страстное желание как можно скорее вернуться назад к боевым товарищам ни на минуту не ослабевало в его душе. Покинув Бутурлинский госпиталь уже в марте 1943 года, он добился зачисления в 42-ю отдельную бригаду особого назначения. Здесь он вскоре освоил самую опасную военную специальность - стал минером-подрывником. Как раз в это время развернулась историческая битва на Курско-Орловской дуге.
Хасан оказался под Прохоровкой и был в числе тех саперов, которые в ходе крупнейшего за всю историю танкового сражения обеспечили успех первой танковой армии генерала Катукова. Там, на Прохоровском поле, в канун 55-летия Великой Победы президенты России, Белоруссии и Украины открыли Мемориал павшим воинам…
Летом 1943 года помощник командира взвода саперов старшина Султыгов был принят в партию. Рекомендацию дал ему командир второй роты старший лейтенант Акентьев. В боевой характеристике командира были такие строки: "… находился в роте с марта 1943 года. При выполнении боевых заданий по разминированию минных полей им снято 300 мин. При июльском наступлении противника в 1943 году установил 200 мин. Кроме того, ему приказали закрыть и охранять проход в минное поле. С поставленной задачей справился. Проходы были закрыты вовремя, после отхода наших частей. Дисциплинированный, смелый, находчивый, политически грамотный…"
Суров и лаконичен стиль характеристики, которую получил Хасан Султыгов. Это словно военная сводка, не терпящая словесного сора - в ней говорит за себя подлинность документального свидетельства о битве не на жизнь, а на смерть. Об этом помнит спасенный Белгород, в который Султыгов вошел победителем…
12 августа 1943 года под городом Богодуховым во время контрнаступления советских войск Хасан Султыгов был тяжело ранен. В госпитале врачам пришлось ампутировать отважному бойцу ногу. После долгого лечения он отправился домой…
На заснеженный перрон маленькой железнодорожной станции Назрань Султыгов ступил 21 февраля 1944 года. Трагедия состояла в том, что бойца, едва уцелевшего в кровавой мясорубке войны, подстерегала новая смертельная опасность. Через два дня после возвращения домой его привели на этот перрон уже под дулом автомата. В день Красной Армии израненного солдата вместе с его соплеменниками изгоняли из родных мест. Ничего не значили в тот страшный миг даже боевые награды Султыгова - орден Красной Звезды, орден Отечественной войны первой степени, многочисленные медали. Его заслуги перед родиной были в одночасье перечеркнуты.
Но преступный режим, отправляя Х.Э. Султыгова на верную погибель, просчитался. Отважному воину было суждено уцелеть и на этот раз. В 1957 году состоялась его новая долгожданная встреча с родным краем. Привыкший трудиться, добывая горький хлеб чужбины, Султыгов и дома нашел применение своим силам. Вернуться в школу, правда, уже не смог - здоровье не позволило. Но нашлась для него работа на мельнице в станице Орджоникидзевской.
Долгие годы эта старая мельница, укрытая от посторонних глаз вековыми деревьями, надежно хранила тайну, за которую дорого заплатили бы соглядатаи из охранки. В начале 70-х годов прошлого столетия она стала конспиративной явкой известных ингушских правозащитников. Здесь бывали Ахмет Газдиев, Идрис Базоркин, Джабраил Картоев, Султан Плиев, Сусарко Бакаев, Абдул-Хамид Измайлов, Ахмед Куштов, Насреддин Умархаджаев, Борис Льянов, Мурад Ведзижев и многие другие патриоты. Эти люди находились на самом острие драматической борьбы за восстановление попранного сталинщиной национального достоинства ингушского народа.
В то время опасней миссии не существовало. Ведь тогда даже в народе находились те, кто за подачки с барского стола клеймил позором подлинных ингушских патриотов. Время в своем тревожном разбеге все расставило по местам. Чьи-то имена уже давно развеял ветер Истории, и только настоящим героям забвение не грозит…
В доме Х.Э. Султыгова родилось знаменитое письмо "О судьбе ингушского народа", направленное высшим руководителям страны. Вот, как позже вспоминал об этом событии хозяин старой мельницы: "Работали, не считаясь со временем. Если и возникали какие-то разногласия, то сообща приходили к единому мнению. Когда было закончено письмо "О судьбе ингушского народа", встал вопрос, чей адрес указать. Возникло некоторое замешательство. Тогда Ахмет Магиевич Газдиев твердо заявил: "Указывайте мой адрес…"
Так рождался сегодняшний день Ингушетии. Его зарю зажигали лучшие сыны нашего Отечества. Среди них был и Х.Э. Султыгов - фронтовик, патриот, человек, сумевший стать примером для последующих поколений.
Год 60-летия Великой Победы завершается. Но в нашей живой памяти навсегда останутся имена героев, делавших эту Победу.
Их подвиг бессмертен.

Ахмет ГАЗДИЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru