новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 146 (9667) среда, 23 ноября 2005 года

Байсхара Мочкъа

Эти воспоминания о своем прадеде, которого по документам звали Сергей Федорович Базоркин, я пишу по настоятельной просьбе читателей газеты "Сердало" - патриотов нации, которые по крупицам восстанавливают историю своего народа. К сожалению, у нас мало людей, интересующихся историей и стремящихся вернуть народу добрые имена знаменитых предков, благодаря которым ингушская нация состоялась. Одной из таких ярких личностей, заслуживающей наше уважение и почитание, является Байсхара Мочкъа, о котором я хочу написать то, что сохранилось в памяти из рассказов и бесед Асхаба, Бексолта и Японца Газдиевых, которые помнили о моих предках, своей бабушке Пятимат Базоркиной и других стариков, которые любили поговорить о событиях давно минувших дней.
У Мочкъа была комната, где он проводил время, размышляя о своем сокровенном. В эту комнату никто не смел входить, кроме доверенного человека, который оказывал ему услуги в жизни и гордился этим. После того, как этот человек ставил таз и кувшин с водой для омовения, и уходил, оставляя Мочкъа одного, он замечал: из комнаты исходило какое-то сияние, хотя там не было никаких источников света.
Мочкъа первым узнавал о постигшем односельчан горе и первым приходил, чтобы утешить их и оказать необходимую помощь. Однажды Мочкъа навестил безнадежно больного, уважаемого им человека - Кантышева Тоя, и был поражен, что тот его встретил в парадной форме - в полном соответствии с требованиями ингушского этикета. Обрадованный тем, что его обманули чувства, Мочкъа уехал. Не успел он выехать из села, как его настигла печальная весть: Той умер. Мочкъа распорядился поставить чурт (памятник) Тою на том месте, где он узнал о смерти дорогого соседа.
Когда умер Мочкъа, его могила несколько дней излучала свет, как говорят люди: лир даьгад. Спустя десятилетия после смерти Мочкъа, умерла его жена, которую похоронили в его же могиле. Двоюродный брат моего деда Базоркин Мухтар не удержался и вскрыл склеп Мочкъа: он лежал как живой: борода, цвет лица и форма сохранились свежими. Трудно понять: где правда, где легенда о нем. Многие причисляют его к лику святых. Имя Байсхара Мочкъа стало символом мужества и добропорядочности, эталоном лучших человеческих качеств. И сегодня среди ингушей в ходу такие выражения: "Ему можно верить: его слово - слово Байсхара Мочкъа", "Ты посмотри на него: возомнил, что он Байсхара Мочкъа", "Он такой опрятный и видный - словно Байсхара Мочкъа".
На заре советской власти были организованы отряды из партийных работников по сбору продовольственного налога. Один из таких отрядов, в составе которого находилась и моя тетя Джанет Базоркина, оказался в очень сложном положении: старик-крестьянин разбушевался, ругал власть и кричал: "Если даже придет просить Байсхар Мочкъа, ни одного яйца я вам, дармоедам, не дам!" Когда ему сказали, что Байсхара Мочкъа мы не можем привести, но с нами его внучка, старик успокоился, и, убедившись, что перед ним действительно внучка Мочкъа, сказал: "Тогда придется дать".
Два брата - Мочкъа и Бонухо - возвращались домой с какой-то свадьбы. Младший сказал старшему: "Как мало ты дал на свадьбу: неужели денег было жалко?" "Нет, меня волнует другое: я стараюсь крепить родственные узы, а ты их разрушаешь, и своим поступком отдаляешь от себя людей. Ингуши - гордый народ. Они не могут оставаться в долгу. Завтра, случись у нас горе или радость, ко мне все придут, а к тебе - нет: они не смогут вернуть тебе ту сумму денег, что ты им дал", - ответил старший. "Потому-то ты и Байсхар Мочкъа!", - воскликнул младший.
В 1961 году после окончания института меня направили работать завучем в сурхахинскую среднюю школу. В школу пришли старики, чтобы познакомиться с правнуком Мочкъа. Один из них сказал: "Мальчик мой, не легко тебе будет в жизни, что бы ты ни сделал хорошего, даже если построишь золотые башни, никто не удивится, скажут: так поступать ему на роду написано; а допустишь какую-либо оплошность, скажут: как мог так поступить потомок таких предков?!" Они рассказали мне о нескольких событиях из жизни Мочкъа.
Однажды один известный религиозный деятель поклялся убить "христианина" Мочкъа. Через своих лазутчиков он узнал, что каждую пятницу Мочкъа посещает родовое кладбище. Из засады он наблюдал, как Мочкъа сидел у могилы сына, убитого случайным выстрелом сына родного брата Бонухо, и перебирал четки. Когда Мочкъа закончил свои дела и вышел с территории кладбища, он бросился ему в объятия, прося прощенья за свои ошибочные мысли.

Один видный осетинский князь устроил праздник в честь совершеннолетия своей дочери, куда были приглашены знатные люди со всего Кавказа. На третий день пиршества именинница с бокалом вина в руках трижды обошла вокруг стола, где сидели гости, и вручила этот бокал Мочкъа: в знак согласия выйти за него замуж. Отец одобрил выбор дочери, так как Мочкъа выделялся среди гостей своей выправкой, умением держаться в обществе, умеренностью в еде. Только один офицер-осетин, который все время пытался привлечь к себе внимание красавицы, обращаясь к ее отцу, возмутился: "Теперь вам с дочерью осталось только поменять религию!" На этот выкрик Мочкъа спокойно отреагировал: "Она свой выбор сделала. Теперь - слово за мной".

"Он принял православие", - говорили старики. Но я-то знаю, что Мочкъа учился в Тифлисской Духовной семинарии и менять религию ему не надо было.
Мочкъа много сделал, чтобы ингуши приняли ислам. Он с большим уважением относился к Кунта-Хаджи. Как-то Мочкъа ехал во Владикавказ и увидел старика, который шел пешком. Он посадил старика на свой фаэтон рядом с собой. В разговоре узнал, что это был Кунта-Хаджи, которого вызвал комендант города на допрос. Мочкъа добился, чтобы Кунта-Хаджи отпустили с миром, и дал ему на дорогу золотой рубль. Кунта-Хаджи взял рубль, поблагодарил Мочкъа и вернул деньги обратно со словами: "Благослови тебя Аллах! В этом мире много людей, более нуждающихся в милости, чем я". Кунта-Хаджи отправился домой. Житель села Базоркино по имени Туги решил доставить его в родное село Илисха-Юрт на бричке с двумя волами в упряжке. После приезда на родину устаза Туги одного быка принес в жертву в честь возвращения домой невредимым Кунта-Хаджи. Узнав о поступке Туги, Мочкъа пригласил его к себе и похвалил: "Ты настоящий ингуш. Выбери себе из моих быков лучшего", - так Мочкъа отблагодарил и возместил убытки своего односельчанина.
Во времена Мочкъа в религиозных взглядах людей был хаос. Не было единой религии, способной объединить народ. Не было духовных лидеров, которые знали бы основы ислама и могли бы их донести до умов простых людей. Подвернулся случай: через село Базоркино проезжали несколько человек, возвращающихся домой после окончания высших духовных учебных заведений в арабских странах. Мочкъа их пригласил к себе в гости. Когда настало время прощаться, Мочкъа раскрыл перед ними свой замысел: один из них должен остаться в селе в качестве муллы до тех пор, пока не подготовит себе замену. Гости возразили: "В селе нет мечети, а хуже всего, что люди откажутся ходить в мечеть, если бы она и была". Никакие доводы, что Мочкъа все берет на себя, не помогли. Тогда Мочкъа сказал: "Ну что ж, идите, если у вас есть оправдание перед Аллахом: люди стремились принять ислам, а вы их оттолкнули!" Пришлось одному остаться. Ему построили дом, быстро построили мечеть, которую по пятницам обязали посещать всех мужчин. Первое время те, кто не ходил по пятницам в мечеть молиться подвергались довольно крупному денежному штрафу: 50 копеек. Постепенно все признали единого бога Аллаха и его пророка Мухаммада.
Жил в селе Базоркино один молодой человек - сорви-голова: гордый, не признающий никакие авторитеты, незнатного происхождения, бедный, но всегда при форме и блестящем оружии, верхом на прекрасном коне. Однажды он подъехал к месту, где обычно собирались мужчины, и поздоровался так: "Ассаламу-алейкум! Всем салам за исключением православного Мочкъа". Бонухо хотел ответить на оскорбление, но не посмел ослушаться старшего брата Мочкъа, который его резко одернул и продолжил беседу, не обращая внимания на такой дерзкий выпад. А было это в то время, когда ингуши вели тяжбу за ольгинские земли, переданные правительством России в 1820 году (год рождения Мочкъа) Осетии по настоянию наместника Кавказа. Во Владикавказ были приглашены делегации от Ингушетии и Осетии, чтобы решить этот вопрос навсегда. В состав своей делегации Мочкъа включил и своего оскорбителя. Когда Мочкъа на совещании привел неопровержимые доводы в пользу Ингушетии, глава осетинской делегации позволил себе недостойный бранный выпад в отношении Мочкъа, провоцируя его на скандал. Не успел он закрыть рот, как голова его покатилась по полу, продолжая шевелить челюстью. Никто не понял, что произошло: как молодой человек, спокойно стоящий у дверей большого зала, сумел оказаться с кинжалом рядом с председательствующим и срубить голову врага. С большим трудом и большими материальными затратами, с позиции силы, мир был восстановлен. От Ольгинска пришлось отказаться. Когда возвращались домой, Мочкъа сказал брату: "Вот видишь? Такие мужчины тоже нужны. Ты и глазом не успел моргнуть, как он смыл вражеской кровью оскорбление". Эти истории мне рассказали старики сурхахинцы в 1961 году.
Из материалов, хранящихся в архивах (ЦГВИА, фонд № 330; ЦГИА, фонд № 1343), следует, что Байсхар Мочкъа родился в 1820 году в семье прапорщика Базоркина Байсагура (Федора), воспитывался в Тифлисской Духовной семинарии, службу начал переводчиком при Владикавказском коменданте 18 сентября 1838 года. В 1841 году произведен в прапорщики и далее, в порядке пожалования чинов, 30 августа 1870 года награжден чином подполковника. 5 мая 1865 года назначен командиром седьмой сотни терской постоянной милиции.
Является кавалером орденов: Святого Георгия 4 класса за храбрость, Святого Владимира 4 степени с бантом, Святой Анны 2 степени с мечом, святой Анны 3 степени с бантом, Святой Анны 4 степени за храбрость, Святого Станислава с императорской короной. Имеет другие награды и Крест за службу на Кавказе.
Сергей Федорович и его потомки внесены в третью часть дворянской родословной книги.
Умер Байсхара Мочкъа в 1891 году в чине полковника. Был похоронен в саду своей усадьбы в с. Базоркино.

А. БАЗОРКИН,
правнук Байсхара Мочкъа



БАХЬАУДДИН АРСАНОВ

В 1893-м году в семье Дени-Шейха, от его брака с Зайбуллой, родился сын, которому дали имя основателя Накшбандийского тариката - Бахьауддин.
С детства мальчик отличался от сверстников скромностью и порядочностью. Благодаря своему глубокому уму, он быстро освоил исповеди Ислама и выучил русский язык. Отца потерял в 24 года (в 1917 году). Со смертью Дени-Шейха встал вопрос, кому наследовать его учение. Задачу помог решить Шейх Сохьийп-Мулла Гайсумов, который в присутствии влиятельных духовных авторитетов Чечни провозгласил Бахьауддина Шейхом. Новый руководитель вирда (братство) Дени-Шейха- Бахьауддин - оправдал надежду народа. За сравнительно короткий срок он стал одним из почетных людей в крае. Пользуясь авторитетом Шейха, местные власти Чечено-Ингушетии просили его успокоить абреческое движение в Притеречье. Таким образом, деяния Бахьауддина Арсанова(Бахьа) тесно переплетались с общественно-политической жизнью Чечено-Ингушетии.
Шейх Бахьа был женат на Эрубик, Хадишт, Хадишат, Марет, Зайнап. От них родились сыновья - Идрис, Магомед, Ахмед, Джамалейла и дочери: Амийнт, Марет, Рукъийят, Асет, Марем.
В это время семья Арсановых проживала в селе Шалажи Урус-Мартановского района. Однако Бахьа никогда не прерывал связи с жителями Кень-Юрта. Он часто посещал родных и близких, проживавших в Надтеречье.
С огромной болью отозвались в душе каждого чеченца события сороковых годов ХХ-го века.
В 1942-м году в ходе Великой Отечественной войны, когда немецкие войска прорвались к Тереку,
Бахьауддин Арсанов, объявив против них "газават" (священную войну), воодушевлял чеченцев и
ингушей на борьбу с захватчиками. Когда, потеряв надежду удержать оборону на Тереке, советские
войска по личному приказу И.В. Сталина готовились взорвать Грозненский завод "Красный молот",
чтобы он не достался немцам, Шейх Арсанов, сославшись на предсказание Овлия Хаджи, заверил их в том, что немцам не удастся прорваться в глубь Чечни. Об этом пророчестве было сообщено генсеку Сталину, который приказал привезти Бахьауддина к себе. Воля диктатора была немедленно исполнена. Иосиф Виссарионович принял чеченского Шейха весьма недружелюбно. Он спросил у него:
- Откуда ты знаешь, что немцам не удастся прорвать оборону на Тереке?
- Это полвека назад предсказал великий Шейх Усман-Хаджи, - спокойно ответил Бахьа..
- А ты уверен в правдивости предсказания?
- Безусловно!
- Тогда пиши расписку. Если немцы захватят Грозный, тебя ждет расстрел, - предложил Сталин свое условие.
Арасанов согласился. В феврале 1943-го года, после поражения под Сталинградом, немецкие войска отступили с Кавказа. Пророчество сбылось. Сталин лично пригласил Арсанова в Кремль. На этот раз Шейх был встречен с почетом. Генсек подарил Бахьауддину именной пистолет с дарственной надписью, а также присвоил ему звание подполковника. С тех пор Бахьа стал одним из немногих людей, к которым диктатор был искренне благосклонен. Даже во время ссылки вайнахов в Казахстан, 23 февраля 1944 года, для семьи Арсанова был выделен специальный вагон. В ссылке он жил в городе Алма-Ата.
Однажды, достигнув 69-ти летнего возраста, Бахьауддин Арсанов предсказал точную дату своей смерти. Он скончался 11 июня 1962-го года, в тот самый срок, который сам предсказал при жизни. Тело Шейха ныне покоится на кладбище села Гехи Урус-Мартановского района, где в 1918-м году был похоронен и его отец - Дени-Шейх Арсанов.
Над могилами обоих Шейхов стоят мазары (зияраты), сооруженные благодарными потомками Шейхов, а также их мюридами.
Рядом со своим братом Шейхом Бахьауддином, в его мазаре, похоронен сын Дени Шейха -Дениев Ильяс, скончавшийся 3-го августа 2002 года в городе Карабулак (Ингушетия).

Подготовил к печати Ю. ГОМКОРТИЕВ,
г. Малгобек



Борьба с пороками

Борьба с пороками возможна только посредством истинного духовного наставника. Как можно отрицать возможность улучшения характера человека, которым управляет разум, если возможно изменение характера диких животных.
Животных приучают, они становятся домашними, собака перестает кусаться и поддается дрессировке, лошадь из необузданной превращается в послушную - все это свидетельство изменения характера.
Следует отметить, что все созданное Аллах1ом делится на две части: 1) - то, на что мы не можем повлиять это небо, звезды… даже некоторые органы нашего тела; 2) - то, что было сотворено, неся в себе возможность изменения и совершенствования при условии работы над ним и его развития. Существуют врожденные черты характера. Одна из них - опережение в существовании, ведь желание - это первое, что проявляется в человеке еще с младенческого возраста. Потом, с развитием, ребенок начинает проявлять свой гнев, если что-то не нравится или если лишить его чего-либо и т.д. В человеке проявляется разум, и объясняется это тем, что какая-то черта характера утверждается в результате ее частого применения, подчинения ей и уверенности в том, что она более благоприятна ему. По изменчивости характера люди делятся на четыре вида: первый - это небрежный человек, который не отличает истину от лжи, красивое от уродливого. Он остается без веры и без укрепления своих желаний следовать за наслаждениями. Люди этого вида легче всего поддаются лечению: они нуждаются в направлении учителя, за которым они последуют и улучшат свое поведение в кратчайшее время.
Второй - тот, кто познал плохое, но не привык творить благо. Он приукрашивает свои плохие деяния и совершает их, не прислушиваясь к истинности своего мнения. С этим дело обстоит сложнее: его болезнь тяжелее. Ему нужно избавиться от той привычки к испорченности, что закрепилась в нем, и обратиться с душой к противоположному.
Третий - тот, кто уверен в том, что пороки (плохие деяния) желательны и обязательны, что они истина и сам был воспитан на них. Этого почти невозможно вылечить, и не ждите, что он станет праведным.
Четвертый - тот, кто вырос на неверном убеждении и был воспитан на противоречии этого убеждения в жизни. Он видит благо в большем количестве зла и гибели людей, и гордится этим, думая, что это возвышает его положение, это самый трудный вид.
Цель борьбы с нафсом (телом) и самовоспитания посредством совершения благих дел - совершенствование души, ее развитие и очищение. Путь самовоспитания - самосовершенствования - это приучение себя к делам, исходящих от чистых и совершенных людей до тех пор, пока это не станет привычным из-за частого повторения. Если кто-то хочет воспитать в себе такое качество, как щедрость, то для этого надо стараться быть щедрым - раздавать милостыню из своего имущества до тех пор, пока это не станет для него легким. Каждая болезнь лечится противоположным - если оно случилось от жары, то холодом, или наоборот. Также и порок, ставший причиной несовершенства души, лечится при помощи противоположности: невежество - обучением, скупость - принуждением себя к щедрости, гордость - принуждением себя к смирению, обжорство - принуждением себя к отказу от обильного приема пищи. Один человек лечил себя к отказу от гнева тем, что заставлял себя быть мягким, платя нехорошим людям за то, чтобы они ругали и оскорбляли его там, где всегда много народа. Он терпел это, и вскоре о нем начали говорить как о примере терпеливости и кротости. Другой готовил самые вкусные кушанья и угощал ими других, а сам ограничивался лишь черствым хлебом, чтобы избавиться от обжорства. Как больному нужен врач, также, чей нрав, характер и поступки не соответствуют шариату, нужен учитель. Поэтому мы должны следовать за учеными, алимами.
Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Ученые - наследники пророков".

Дорогие братья и сестры! Не забывайте, что каждое сказанное нами слово, за каждое плохое деяние мы отвечаем перед Аллах1ом. Не забывайте, что каждый орган нашего тела в Судный день будет свидетельствовать против нас перед нашим Создателем. Всевышний Аллах1 говорит: "…В День, когда их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них о всех делах, которые они творили…" (Сура ан-Нур, аят 24). Поэтому мы должны сохранять себя от грехов. Особенно такие органы, как: глаза, уши, язык, живот, половой орган, руки, ноги.
Глаза мы должны сохранить от 4-х вещей:
1) от взора ими на чужих женщин или мужчин;
2) от взора на порнографическое изображение;
3) от взгляда на брата - мусульманина с презрением;
4) от взгляда изучающего недостатки мусульманина.
Уши мы должны сохранить от прислушивания хулы, музыки, ко всему тому, что запрещено шариатом. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Слушающий - соучастник говорящего и один из двух хулителей". Что касается языка. Язык самый вредный орган тела для нас и других людей, его нужно охранять от восьми вещей:
1) от лжи в шутку и всерьез; 2) от невыполнения своего обещания; 3) от хулы и сплетен (г1ийбат). Хула - это то неприятное, что ты говоришь о другом человеке за его спиной. Для того, чтобы воздержаться от хулы, нам достаточно слово Всевышнего: "…Не злословьте друг на друга за глаза. Разве хочет кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Ведь это вызывает у вас отвращение…" (Сура, аль-Худжурат, аят 12); 4) от спора и пререкания в разговорах. Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Кто оставит спор с кем-либо, будучи сам не прав, тому Аллах1 воздвигнет дворец в предместьях Рая. А кто оставит спор, будучи прав, тому Аллах1 построит дворец на самой высокой части Рая". (Тирмизи и Абу Дауд); 5) от хвастовства. Всевышний Аллах1 наставлял: "…Не восхваляйте самих себя, ведь Он, Аллах1, знает, кто лучше, кто искренен в богослужении и богобоязнен. (Сура ан-Надж, аят 32); 6) от проклинания кого-нибудь или что-либо из творений Всевышнего Аллах1а, будь то животное, птица или сам человек; 7) от мольбы к Аллах1у обрушить бедствие на кого-либо из людей; 8) от шуток, насмешек и издевательства над людьми. Наш Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: "Умен тот, кто требует у своей души отчета и совершает благие дела для загробной жизни, глуп и несчастен тот, кто позволяет своей душе следовать ее страстям и при этом надеется на Аллах1а". Поэтому мы должны оберегать свои внешние органы тела (имеется в виду семь вышеупомянутых органов). А их действия зависят от качеств, которыми обладает сердце. Если мы хотим сохранить свои внешние органы от грехов, то нам, в первую очередь, необходимо очистить сердце от отрицательных качеств. И это называется внутренней богобоязненностью. Займитесь исправлением своего сердца, чтобы и остальные органы были в порядке. Мы сможем исправить свое сердце только тогда, когда проследим за тем, чтобы оно всегда понимало праведный путь. Да направит нас Всевышний на путь истинный.

М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru