новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 146 (9667) среда, 23 ноября 2005 года

Триумф малгобекских гимназистов

Гимназия №1 города Малгобек относится к числу самых молодых учебных заведений Ингушетии. Но, несмотря на свой юный возраст, она уже успела встать в один ряд с титулованными, получившими всеобщее признание лидерами образования. Ее воспитанники снискали себе известность не только в России, но теперь и за пределами нашей страны. И все потому, что в стенах гимназии с самого начала поселилась дерзновенная, не знающая догм и поражений педагогическая мысль, соединенная с новаторством и подлинным творчеством людей, верно следующих собственному предназначению и прекрасно осознающих свою высокую миссию в воспитании подрастающего поколения.
На счету у воспитанников малгобекской гимназии немало ярких побед, которые сделали бы честь любому учреждению образования подобного уровня. Громкий успех ждал их и на Международной детско-юношеской научной конференции "Санкт-Петербург. Царское село. Пушкин и культура", которая проходила с 19 по 24 октября в Санкт-Петербурге и Миккели (Финляндия).
Конференция, учрежденная Культурно-просветительским Обществом "Пушкинский проект", уже несколько лет подряд собирает под свои флаги многочисленных участников со всех концов России и ряда других стран. В числе научных детско-юношеских форумов, представленных сегодня в Российской Федерации, детище "Пушкинского проекта" занимает, пожалуй, особое место. Став ареной для самых смелых научных изысканий юных исследователей в области культуры, истории и политики, оно, в столкновении разных взглядов и мнений, учит ребят открыто отстаивать собственную точку зрения, рассуждать и полемизировать, видеть всю проблематику современного развития общества и предлагать пути решения стоящих перед ним задач.
К слову сказать, у научного руководителя наших ребят, принимавших участие в нынешней конференции, преподавателя литературы Зары Ахметовны Дидиговой с Культурно-просветительским обществом "Пушкинский проект" налажены давние связи. Образовательное сообщество республики хорошо помнит, что еще два года назад ее ученики Лиза Дотмурзиева и Аслан Коригов (сегодня они успешно продолжают свое обучение в вузах) получили высокую оценку компетентного жюри, выступив в северной столице с докладами "Пушкин и Ингушетия" и "Ингушские художники - выходцы из Санкт-Петербургской академии художеств". Так было положено начало будущим победам малгобекских школьников.
В нынешнем году подготовку к международной детско-юношеской научной конференции "Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура" в Малгобеке начали задолго до объявленного срока. Поэтому, когда в конце лета в гимназию №1 пришло приглашение от организаторов этого форума, Гапур Баркинхоев, Диана Гандалоева, Илез Мамилов и Пятимат Гагиева, об участии которых было уже заявлено, завершали последние приготовления к своему триумфу. Пройти долгий путь к нему ребятам помогала их наставница З. А. Дидигова, для чего ей, как всегда, пришлось отодвинуть на второй план все личные дела. Ребята, уверенные в собственной победе, отправлялись в Санкт-Петербург с хорошим настроем.
Открытие конференции проходило в Царскосельском лицее, причем, назначенный для этого день организаторами был выбран не случайно. Именно 19 октября 1811 года лицей впервые распахнул двери для своих воспитанников, среди которых, спустя два года, оказался 12-летний Саша Пушкин. Шесть лет провел он в стенах Царскосельского лицея. Покидая их по окончании лицейского курса, он стал не только высокообразованным молодым человеком, но и самым многообещающим поэтом России.
Первые поэтические опыты гения датированы 1813 годом. Всего за три последующих года из-под его пера вышло свыше 130 произведений. К лицейскому периоду, который пушкиноведы оценивают как время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути, относятся и его первые публикации. Первое стихотворение юного лицеиста ("К другу-стихотворцу") увидело свет в 1814 году в журнале "Вестник Европы". В январе 1815 года в присутствии Державина читает он стихотворение "Воспоминание о Царском Селе", которое уже весной публикуется в журнале "Российский музеум". На этот раз читатели впервые узнали полное имя поэта, который ранее им не подписывался.
Разумеется, прикосновение к пушкинскому гению было для малгобекских ребят очень волнительным. Их ждала интересная экскурсия по Царскому Селу. С трепетом в сердцах шли они по гулким лицейским коридорам, где витает дух совершенства и творчества.
Свои тайны открывала ребятам лицейская комната Пушкина, словно только вчера оставленная своим хозяином. И за всем этим ими угадывалась хорошо известная из школьной программы возвышенная патетика гражданской лирики, удивительно уживающаяся с легкомыслием "стихов на случай", та пушкинская поэзия лицейских лет, в которой дерзкие драчливые эпиграммы сменяются задумчивыми элегиями, а нежный шепот влюбленного юноши неожиданно прерывается хриплым гусарским голосом. Возлагая цветы к подножию памятника А. С. Пушкину, школьники из Ингушетии вновь вспоминали главную черту пушкинского отношения к миру, в котором он видел тайную, скрытую гармонию. Вспоминали часы, проведенные за изучением творчества гения в своей родной гимназии.
Последующие события разворачивались уже на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Участников международной научной конференции принимал Аничков дворец - резиденция русских императриц, где когда-то молодой повеса Пушкин на балах кружил в танце с самыми красивыми дамами высшего света. После приема гостей и костюмированного представления в Аничковом дворце и начались пленарные заседания, на которых нашим ребятам еще предстояла серьезная борьба за пальму первенства.
Живой интерес вызвала на конференции тема, заявленная десятиклассником Гапуром Баркинхоевым. В своем докладе "Санкт-Петербург - Кавказ. Путин и Ингушетия" он сумел охватить самый широкий спектр вопросов, рассматривая их сквозь призму гуманитарного характера.
Доклад Гапура изобиловал яркими фактами. Он рассказал участникам конференции и о сегодняшнем дне новой столицы Ингушетии, которая, кстати, была спроектирована в Санкт-Петербурге, о том, что в верфях северной столицы недавно сошел со стапелей танкер "Магас". Но главное место в докладе было, конечно, уделено роли Санкт-Петербурга в общественно-политической жизни страны и становлению Южного Федерального округа, где Ингушетия прочно занимает передовые позиции. Кроме этого, Гапур аргументированно продемонстрировал, как политическая связка Путин-Зязиков не только привела к развитию позитивных перемен в Ингушетии, но и оказала свое положительное воздействие на укрепление стабильности во всем Северокавказском регионе.
Глубокий анализ политических и общественных процессов, затрагивающих интересы всех россиян, прекрасное видение современной проблематики привлекли к докладу Гапура Баркинхоева внимание не только со стороны его ровесников. Отстаивая выдвинутые в докладе положения, ему пришлось отвечать и на многочисленные вопросы ученых, занимающихся Кавказом. Далеко не все эти вопросы звучали беспристрастно. Тем не менее, ответы Гапура прозвучали достаточно убедительно. Поэтому при подведении итогов работы Международной конференции школьник из Малгобека не только получил за свой доклад диплом I степени, но и был признан бесспорным лидером в номинации "Блестящая защита".
Тема научного доклада другой претендентки на победу Дианы Гандалоевой "Образ Петербурга в творчестве Евгения Замятина" открывала широкий простор для литературоведческих изысканий автора. Нужно отметить, что одиннадцатиклассница заметно усложнила себе задачу, взяв в основу своих исследований замятинские рассказы. Такой выбор по определению заставлял Диану быть более точной, если не сказать скрупулезной, в предпринятых ею аналитических выкладках. Творчество Е. Замятина интересно прежде всего тем, что в нем можно найти ответы на вечные вопросы. Он тонко прослеживает сложные процессы, приводящие к распаду ценностей. Масштабы художественного осмысления этих процессов у Е. Замятина определяются тремя равнозначными, но очень разными величинами - Петербург, Петроград, Ленинград. Верный традициям, в своем творчестве он передал и дух русской классической литературы, что для Дианы Гандалоевой оказалось очень важным. Она наглядно показала, как в новом Ленинграде у Е. Замятина угадываются и проступают черты старого Петербурга, как волны истории постепенно смывают с имперских камней все пошлое и наносное…
Устроители научного форума были покорены глубиной мысли ингушской школьницы. Работа Дианы получила диплом I степени и победила в номинации "Симпатии жюри".
Илез Мамилов и Пятимат Гагиева принимали участие в работе финской секции конференции. Поэтому им вместе с научным руководителем З. А. Дидиговой пришлось на несколько дней покинуть Санкт-Петербург и отправиться в финский город Миккели, где их приезда дожидались в Молодежном университете туризма, который и стал местом проведения пленарных заседаний. Их однокашники-гимназисты на это время остались в граде Петра под опекой второго руководителя группы Д. Я. Полонкоевой, заместителя директора гимназии №1 города Малгобек по воспитательной работе.
Тема научного доклада Илеза Мамилова "Красные финны", как и следовало ожидать, вызвала в Финляндии неоднозначную реакцию. Отношение к тем, кто когда-то покинул свою Родину и нашел пристанище в Советском Союзе, у финнов даже сегодня большей частью отрицательное. Внешняя политика СССР в отношении этого небольшого прибалтийского государства в те годы определялась его желанием навязать Финляндии правительство прокоммунистической ориентации. В этом заключалась и одна из предпосылок войны, начатой Советским Союзом в ноябре 1939 года.
Тем не менее, Илез отважился показать трагическую судьбу людей, потерявших одну Родину и всю жизнь пытавшихся обрести вторую. Многие из этих людей попали в СССР под молох репрессий, те же, кто уцелел, смогли добиться признания и сделать здесь неплохую карьеру. К примеру, Отто Куусинен стал в свое время заместителем председателя Верховного Совета СССР.
Илез Мамилов в основном опирался на воспоминания Тойво Вяхя, который 50 лет прожил в Советском Союзе под именем Ивана Петрова. Закончив высшие командирские курсы в Петрограде, он служил на границе, был разведчиком. Постарев, Тойво Вяхя перебрался в Карелию - поближе к земле, которую он покинул в юном возрасте, - где и написал впоследствии свою книгу "Красные финны" о людях, в душах которых всегда жила тоска…
Илез не случайно обратился в своем исследовании к столь противоречивым историческим событиям. Его выбор во многом определило знакомство с интересной судьбой нашего земляка Созерко Мальсагова. После знаменитого побега из Соловков в мае 1925 года С. Мальсагов нашел временное пристанище в Финляндии, где был окружен уважением и почетом. Здесь же он написал свою нашумевшую книгу "Адские острова", которая, спустя всего три месяца после побега, стала печататься в одной из эмигрантских газет, выходивших в Риге на русском языке. Этот материал не так давно был обнаружен известным ингушским краеведом Берснаком Газиковым и уже отнесен к числу лучших обретений восстанавливающейся истории ингушского народа. Интерес к судьбе известного земляка, короткий финский период его жизни заставил Илеза Мамилова и его научного руководителя взяться за разработку темы, которая изначально не обещала легких решений.
Надо отметить, что ингушскому мальчишке не изменило чувство такта и исторической справедливости. Он сумел в своем докладе не только блестяще раскрыть тему, но и найти для этого правильные слова. Наверное, еще и поэтому Илезу не было равных в номинации "Симпатии жюри". Став в ней лауреатом, он, как и другие гимназисты из Малгобека, был награжден дипломом I степени.
Следуя принципам политкорректности, устроители Международной конференции предоставили слово и финским школьникам, которые посвятили свои доклады Моннергейму, выросшему и получившему образование в России, но затем возглавившему в Финляндии яростное антисоветское сопротивление. Получившая его имя глубоко эшелонированная оборонительная линия позволила финской армии успешно противостоять войскам СССР. Только ценой огромных усилий и крупных потерь со стороны Красной Армии сопротивление финских вооруженных сил было сломлено, а в марте 1940 года СССР и Финляндия подписали мирный договор, по которому к Советскому Союзу переходил весь Карельский перешеек…
"Испания и Россия. Культурные связи" - такой была тема доклада Пятимат Гагиевой, с которым она тоже выступала в Финляндии.
Несмотря на то, что многие интеллектуалы ХIХ века относили Испанию того времени к европейской провинции, здесь рождались величайшие произведения литературы, живописи и музыки, ничуть не уступавшие самым лучшим образцам искусства. В своем исследовании Пятимат тщательно проследила, как к Испании, где ограненными алмазами блистали имена Эмилия Пардо Биссана, Мигеля де Унамуно, Пио Бароку и, наконец, Сервантеса, обращали свои взоры Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой…
В исследовании школьницы подкупал вовсе не научный прагматизм, а, скорее, его восхитительная эмоциональность. Показательно, что жюри единогласно отметило доклад Пятимат Гагиевой присвоением ему номинации "Яркая работа". Преимущество автора доклада оказалось еще и в том, что народный дух испанцев, особый склад их национального характера сродни мироощущению ингушей, на котором точно так же сказался суровый быт гор.
Свежий взгляд на отношения двух культур - испанской и российской - принес Пятимат победу на научном детско-юношеском форуме. Диплом I степени стал для нее заслуженной наградой.
Перед возвращением в Санкт-Петербург участники финской секции совершили экскурсии по Хельсинки и Миккели, а также посетили аквапарк Иматра-Кюльпюля. Знакомство с Финляндией подарило им массу приятных впечатлений.
Обширная культурная программа была подготовлена для участников Международной научной конференции и в Санкт-Петербурге. Ребята побывали в Русском музее, посетили Юсуповский дворец, знакомились с удивительной архитектурой города на Неве. Удалось им немного окунуться и в театральную жизнь культурной столицы. На подмостках одного из театров Санкт-Петербурга как раз в это время шла премьера "Венских историй". Остались довольны ребята и предложенным им сервисом в фешенебельной гостинице "Крестовский остров", где они проживали. Словом, поездка на Международную детско-юношескую научную конференцию оставила у малгобекских гимназистов теплые воспоминания. Там они почувствовали интерес и к себе, и к республике, которую они представляли.
Были интересные встречи и у взрослых. Д. Полонкоева, к примеру, встретила в Царском Селе свою бывшую учительницу З.И. Харченко, преподававшую когда-то в малгобекской средней школе №6. Оказалось, что сейчас Зинаида Ивановна работает в Царском Селе экскурсоводом, но до сих пор часто вспоминает Ингушетию, где прошли ее лучшие годы…
С триумфом вернувшись домой, наши гимназисты сразу оказались в центре всеобщего внимания. Прежде всего их пригласил на прием министр образования Ингушетии А. И. Танкиев. Поздравив ребят впечатляющей победой, он вручил им почетные грамоты и ценные подарки. Не обошел министр вниманием и их педагогов.
Успех малгобекских школьников еще раз наглядно продемонстрировал, что потенциал любого образовательного учреждения определяют его преподавательские кадры. В этом смысле, директор гимназии №1 города Малгобек А. Ш. Гандалоев собрал под своим началом, без всякого преувеличения, уникальный педагогический коллектив, для которого нет по сути недостижимых высот. Это еще раз доказала Зара Ахметовна Дидигова, специалист высшей категории, отличник образования Российской Федерации, заслуженный учитель Республики Ингушетия. Без малого 30 лет отдала она благородному учительскому труду. За трогательно хрупким обликом этого красивого человека кроется удивительно сильный характер, способный преодолеть любые трудности, которых, кстати, на педагогическом пути Дидиговой случалось немало. Каждый раз, отвергая покой и не успев насладиться достигнутым, она ставит перед собой новые цели. Неуспокоенность натуры и педагогическое мастерство Зары Ахметовны ведут ее воспитанников к их первым в жизни победам. Едва успев вернуться из Санкт-Петербурга, она уже вынашивает новые замыслы, которые, можно не сомневаться, будут обязательно реализованы. Тем более, при поддержке и понимании окружающих. И здесь я не могу не выполнить просьбу З. А. Дидиговой передать ее благодарность Министерству образования РИ и родителям гимназистов, которые разделили между собой финансовые расходы, связанные с поездкой ее воспитанников в Санкт-Петербург и Миккели. Отдельное спасибо педагог адресовала руководителю Управления образования города Малгобек Хаве Магомедовне Картоевой, также оказавшей посильную финансовую поддержку.
Ну, а в завершение мы хотим присоединиться к многочисленным поздравлениям, которые получают в эти дни гимназисты Гапур Баркинхоев, Диана Гандалоева, Илез Мамилов и Пятимат Гагиева.

Так держать, друзья!

Ахмет ГАЗДИЕВ








 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru