новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 137 (9658) среда, 9 ноября 2005 года

Их не смогли поставить на колени

Отзыв на книгу «Голос из Ада» Ю.Чахкиева
Книга Чахкиева Юсупа даёт возможность нашему подрастающему поколению задуматься о том, через какую адскую машину сталинского режима пришлось пройти нашему старшему поколению. Мальчишки и девчонки от 5 до 15 лет, детство которых прошло в ссылке, помнят тот ужас. Что они видели? С чем они столкнулись? Как они выживали? Это знает один Бог.
Частицу от той жизни и попытался показать в своей книге Ю.Чахкиев.
Эта книга учит выживать и бороться за жизнь, и не только свою, но и целого народа. Невольно обращаю внимание на наших старцев 65-70-летнего возраста. Они похожи сегодня на глубоких стариков, кутаются в овчинные тулупы и не могут согреться. Потому что прошли всю жизнь через КПЗ, тюрьмы, СИЗО и лагеря. А раз попадали туда, значит, попадали в карцер, а это помещение, напоминающее бетонный мешок высотой 3,4,5 м., шириной 1х2м. Помещение цементное. В легкой одежде, без стула сидишь в таком каменном мешке, после чего промерзают не только мягкие ткани, но и кости. А человек сидел ни день, ни два, а месяцами. После этого уже не могут согреться они до конца своих дней. С тех пор и выражение: он промёрз нутром. В костях его застыл тот холод.
В своей повести «Голос из Ада» автор Ю.Чахкиев впервые рассказал людям, как относились к людям в тюрьмах, лагерях и комендатурах, куда мы попадали. Был ещё и Иркутский лагерь, его называли просто «зоной». Из 300 человек там было 270 ингушей, их пытались сломить, и этим припугнуть других. Но они не только умели за себя постоять, но и вызвали дружбу всех к себе и были справедливы ко всем. Их не смогли поставить на колени.
Ингуши умеют за себя постоять.
Книга «Голос из Ада» всколыхнула во мне воспоминания из прошлого, гордость за наших людей. Всё, что написано в ней, молодёжи надо знать, чтобы понимать цену нашей государственности, строить свою жизнь, не предавая землю отцов, память о тех, кто мужественно переносил тяжкие испытания, не терял самообладание и силу духа.

С огромной благодарностью к писателю Чахкиеву Юсупу пенсионер Алаудин Муртузович Базоркин



Кто догонит Радугу?

При содействии мэра г. Назрани М.У-Г. Цечоева вышла в свет книга детских стихов «Радуга» известной ингушской поэтессы Марьям Льяновой.
Мир детства прекрасно знаком «Отличнику народного просвещения РСФСР», «Заслуженному учителю Республики Ингушетия» Марьям Ахмедовне Льяновой: много лет своей жизни она отдала педагогической работе.
С помощью этого замечательного педагога, филолога по образованию, знатока и мастера художественного слова занялись изучением гуманитарных наук многие воспитанники учебных заведений Ингушетии. К ней и сегодня обращаются за консультацией участники республиканских, Всероссийских и Международных конкурсов учащихся. Так что Марьям Льянова – настоящий друг и помощник своих юных земляков!
Ее любовь к малышам – отдельная интересная тема. Автору этих строк она подарила свою новую поэтическую книгу с надписью «Не грусти, улыбнись, в детство давнее вернись!» Возвращает она нас в Детство с помощью своей книжки «Радуга» очень быстро и психологически верно: сборник детских стихов начинается стихотворением «Маме». Ну а следом читатель (маленький и взрослый) попадает в занимательный мир обитателей леса. Поэтесса, например, рисует в своих стихах рыжую красавицу Белку, которая так много трудится!

Белка, бедняжка,
сегодня устала,
Много орехов
в дупло натаскала.
Ждут
с нетерпением маму
бельчата,
Любят они
семена и опята…

О смешном Ежике – любителе книг и журналов (!) – Льянова создала отдельную сказку. Попал на страницы книги «Радуга» и непоседа, забавный маленький «сосед Ислам»…
Стихи «Кошка на прогулке», «Осьминог», «В зоопарке», «Жучок» и другие, по отзывам многих родителей, детям дошкольного и младшего возраста понравились. Они эмоциональны, познавательны, насыщены юмором. А в стихотворении «Летом» появляется замечательный образ маленького Пастушка. При этом поэтесса воспевает красоту родных просторов…
Почитайте своим малышам новые стихи Марьям Льяновой! Известные рисунки самой поэтессы и Тимура Арчакова прибавили ее книге доброты и сердечности. Желаем приятного путешествия по страницам, посвященным Миру Детства!

А. АМИРОВА



«СПЕКТАКЛЬ АХМЕТА БОКОВА ПОРАЖАЕТ СИЛОЙ ДУХА ГЕРОЕВ…»

В этом убедились лицеисты после просмотра новой работы

драмтеатра имени И.Базоркина
«Сыновья Беки» - книга, рисующая дореволюционное прошлое ингушского народа, раскрывающая драматический, сложный процесс становления социального самосознания трудящихся…
Ингушский писатель воспроизвел в своем романе уникальные картины прошлого, и мы не можем не быть ему за это признательными»
Ю. Гальперин,
журнал «Дружба народов», VII – 1970 г.
Лицей г. Назрань находится неподалеку от здания Ингушского государственного драматического театра имени И.Базоркина. После уроков можно здесь побывать, пообщаться с членами творческого коллектива, соприкоснуться с таинствами сценического искусства. Это и происходит, поскольку два коллектива – общеобразовательный и театральный – имеют давние связи. Лицеисты и их наставники часто получают приглашения посетить драматический театр.
Недавно коллектив Ингушского драмтеатра пригласил друзей из лицея на свой новый спектакль «Сыновья Беки» по известному роману Ахмета Бокова (режиссер – народная артистка РИ Роза Мальсагова).
В тот день, 22 октября, театральный зал был полон. Абсолютно все места заняли лицеисты - учащиеся 7 – 11 классов - и их педагоги. Равнодушных зрителей на спектакле не было. Девочки потом откровенничали, что многие сцены вызвали у них бурные эмоции: «Как можно не пожалеть мать, потерявшую своих сыновей?»…
После просмотра спектакля «Сыновья Беки» лицеисты и их учителя все еще пребывают под сильным впечатлением. А тогда, 22 октября, они не торопились покинуть театр. Общались с артистами и режиссером Розой Мальсаговой, делились своими мнениями о новой работе театрального коллектива, вместе радовались его большой творческой удаче. Оценив настоящее подвижничество в области искусства своих талантливых земляков, руководитель лицея г.Назрань Муса Баулиев вручил им дар – картину.

Муса БАУЛИЕВ, директор лицея г. Назрань:
- Трудно переоценить позитивное влияние эстетического воспитания на духовное развитие юной личности. Творческий коллектив Ингушского драматического театра имени И.Базоркина подтвердил это в очередной раз, в чем мы убедились собственными глазами…
Наши дети должны приобщаться к духовности. Соприкоснувшись с культурой своего народа, их внутренний мир обогатится, они смогут лучше разбираться в сложностях жизни и радоваться ее светлым сторонам. Вот почему для нас, деятелей современной педагогики, так важен труд мастеров искусства. Конечно, мы очень дорожим нашими добрыми отношениями с коллективом драматического театра и с благодарностью восприняли приглашение познакомиться с его новой работой.
Поначалу мы сомневались: осилят ли наши учащиеся почти 3-часовой просмотр спектакля, при этом все желали увидеть работу режиссера высокого класса Розы Мальсаговой. Посетив театр, мы еще раз убедились в том, что этот режиссер и ее команда обладают мощным творческим потенциалом.
Спектакль прошел на высоте: порой нам даже казалось, что артисты для детей играют особенно замечательно. Наши дети настолько окунулись в атмосферу прошлой исторической эпохи, что не скрывали эмоций. Так что эффект сопереживания был достигнут.
Все роли артисты исполняли великолепно. Они выразительно и достоверно показали нам картины прошлого. Творческому коллективу удалось отразить основную идею романа известного ингушского писателя, в котором раскрывается глубокий внутренний мир человека и народа, его непростая судьба…
…Режиссер Роза Мальсагова сидела рядом с нами в зале, и мы видели, что она волнуется, похоже, даже больше, чем артисты. И это всем запомнилось, как свидетельство ее высокой ответственности за свое дело.
Выражаю большую благодарность всему коллективу театра имени И. Базоркина за те прекрасные часы, которые мы провели в зале…

Диба БЕРСАНОВА, учительница ингушского языка и литературы:
- Спектакль нам очень понравился. После просмотра в числе группы учителей я тоже подошла к Розе Мальсаговой – поблагодарить ее за эту замечательную работу. Артисты играют с потрясающей силой. Выделяется работа актрисы Зареты Дошхоклоевой, исполняющей роль Матери, потерявшей своих сыновей…Домой я возвращалась в скорби, настолько прониклась необычайным настроем спектакля. И это лучшее свидетельство большого таланта наших театральных деятелей, способных достучаться до зрительских сердец…

Альбина САИТОВА, учащаяся 10 гуманитарного класса:
- Мы ощущали себя пассажирами Машины Времени: настолько спектакль оказался реалистичным! Мы забыли о том, что на дворе – XXI век с диковинными техническими новшествами и вечной тягой его представителей к накоплению материальных богатств. Перед нами открылась панорама эпохи гражданской войны, и столько чувств мы ощутили от восприятия калейдоскопа событий!

Тамила БЕШТОЕВА, учащаяся 9 гуманитарного класса:
- Мы находились в зале, но ощущали себя совсем в другом времени. Многие из девочек так переживали за героев спектакля, что не смогли сдержать чувств. Некоторые были в слезах, когда показывали сцены гибели сыновей Беки…
Нам понравилась также ирония писателя, которую развили театральные деятели. Сцена с переводчиком, не знающим, как угодить генералу, вырастает в настоящую сатиру…
Наш преподаватель английского языка Лидия Усмановна Арапиева хорошо знакома с романом Ахмета Бокова и тоже осталась довольна посещением театра. Мы вместе обсуждаем эту его прекрасную работу, восхищаясь отношением наших актеров и режиссеров к своему труду.

Мовлатхан ЦОЛОЕВА, учащаяся 10 гуманитарного класса:
- На спектакле царила Тишина. Уже по одному этому признаку можно было судить об эффекте этой театральной работы.
Мне понравилась национальная одежда героев спектакля, ведь это элемент нашей ингушской культуры. Я задумалась: а почему мы, современники, не одеты так же своеобразно? Возрождать свою самобытность надо и в плане совершенствования своего внешнего облика.

Раиса ЧЕМХИЛЬГОВА, учительница ингушского языка и литературы:
- Театральное искусство мне духовно близко, поскольку я имею к нему отношение. Мои стихи и пьесы публикуются в журнале «Литературная Ингушетия». В последние годы вместе с лицеистами осуществила немало постановок по произведениям ингушских писателей (в том числе и по роману Идриса Базоркина «Из тьмы веков»)...
Меня всегда волновало то обстоятельство, что наши старшеклассники не настроены понять прошлое своего народа. Вот почему я обрадовалась возможности вместе с ребятами посетить театр и попросила их отнестись к мероприятию серьезно. Уверяла их, что этот спектакль – редкий по масштабам тематики и глубине воздействия на зрителя.
…И вот спектакль завершился. После просмотра я провела беседу с учащимися своего 11 гуманитарного класса. Моя радость за ребят была безграничной. Они поняли красоту художественного Слова, всю глубину идеи спектакля, его колорит. До сих пор учащиеся не перестают обсуждать эту творческую работу нашего театра, как и восхищаться благородством, высоким духом героев романа Ахмета Бокова. Наши воспитанники увидели своими глазами историю родного народа. Именно таких примеров должно быть как можно больше для нашей молодежи. Театр преподнес нам Урок Духовности.
Юные зрители получили для себя поучительные примеры старшего поколения. Волнующими оказались эпизоды гражданской войны, когда наш народ проявил себя очень мужественно. Сыновей Беки воспитанники лицея полюбили как реальных людей. Даже наш самый озорной ученик восхищался работой театра!
Ахмет Боков своим романом внес огромный вклад в ингушскую литературу. На примере его героев вырастет достойное, духовно здоровое поколение ингушей.

М. АМИРОВА



Напоминание о намазе

Всевышний Аллах1 говорит в Священном Коране: «В садах они расспрашивают друг друга о грешниках. Что завело вас в сакъар (ад). Говорят они, мы не были среди молящихся».
(Сура «аль-Муддасир» - 40).
«И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями и встретят они погибель». (Сура «Марьям» - 59).
И также рассказал нам наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) в своем хадисе: «Различие между нами и кафирами – намаз, и тот кто оставил его, совершил неверие». Хадис достоверный, рассказан Ахьмадом и другими.
«Между мужчиной, многобожием и неверием – оставление намаза». Рассказан Муслимом.
Несвоевременное выполнение намаза:
Аллах1 говорит: «Поистине, молитва для верующих, предписанное в определенное время!» Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Самая лучшая молитва - совершаемая в свое время.»

Ибн Аббас сказал, обязуя своевременное выполнение намаза: «Поистине, время намаза, как время хаджа (паломничества). Несвоевременное выполнение намаза запрещается, так как Аллах1 говорит в Коране: «Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут».
Как прокомментировали это некоторые сподвижники Пророка и последователи – это долина в аду, от которой сам ад из-за жары этой долины просит у Аллах1а избавления от нее. И если бы вылить жару этой долины на горы этого мира, то расплавились бы они от страха перед ним и от ее жары.
Молящимся, т.е. это те, которые совершали намаз и соблюдали его, и после этого стали небречь им. Или же выполняя его в полном виде, как сказал Ибн Аббас, совершайте его в свое указанное Шариатом время.
От Абу Х1урайры, да будет Аллах1 доволен им, он сказал: «Я слышал, как посланник Аллах1а, Да благословит его Аллах1 и приветствует, говорил: «Если бы через порог одного из вас протекала река, и он купался бы в ней каждый день по пять раз, останется ли на нем хоть какая-то грязь?»
Они сказали: «Не останется на нем грязи». Пророк сказал: «Это пример пяти намазов, из-за которых Аллах1 стирает грехи». Хадис согласован. (Если ты будешь остерегаться больших грехов), из другого рассказа, переданного Муслимом.


Намаз
Все мусульмане обязаны совершать в сутки пять молитв – намазов. Их составляют: утренний намаз (1уйра ламаз) – 2 раката, полуденный намаз (делкъа ламаз) – 4 раката, послеполуденный намаз (малхбуза ламаз) – 4 раката, вечерний намаз (маьрк1ажа ламаз) – 3 раката, ночной намаз (пхьера ламаз) – 4 раката.
Время совершения намазов определяется по следующим признакам: утренний намаз совершается перед рассветом, на ранней заре; полуденный намаз совершается сразу после полудня; послеполуденный намаз совершается, когда тень от вертикального предмета удлиняется от полудня на высоту предмета; вечерний намаз совершается, когда солнце уже зашло, однако, на небе еще видна вечерняя заря; ночной намаз совершается, когда гаснет красная вечерняя заря.
Для совершения намаза необходимо соблюдение следующих условий: наличие состояния омовения (ламаз кара хилар); чистота тела, одежды, места совершения намаза от крови, кала, мочи и других нечистот; знание и соблюдение времени намаза; совершение намаза в сторону Мекки; сокрытие определенных частей тела (1оврат) – у мужчин 1оврат составляет участок тела ниже пупка и выше колен, у женщин - все тело, за исключением кистей рук и лица.
Омовение совершается следующим образом: прежде всего необходимо иметь соответствующее намерение, которое также можно произнести вслух: «Я намереваюсь совершить омовение для совершения обязательного намаза».
Затем произносим: «Бисмиллах1иррохьманирохьим» (перевод: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного); моем три раза правую и левую кисти; полоскаем три раза рот и нос; моем три раза лицо; моем три раза правую руку до локтя, затем три раза левую; проводим трижды влажными ладонями по волосяному покрову головы, протираем ушные раковины; моем три раза правую ногу, включая щиколотки, затем три раза левую.
Состояние омовения нарушается при: выходе из анальных путей кала, мочи, газа или любого другого тела; после сна; при соприкосновении с лицом противоположного пола, за исключением близкого родственника; после потери сознания; при прикосновении к половым органам.
Когда подходит время совершения намаза, совершив омовение, сокрыв 1оврат, встав на чистое место лицом к Мекке, направляем все мысли на совершение намаза. Прежде всего должно быть определенное намерение на совершение намаза, которое также можно произнести вслух. Например: «Я намереваюсь совершить обязательный утренний намаз в 2 раката (аз ният ду параз ши рака1ат 1уйра ламаз де Далла). Поднимаем затем руки до уровня ушей, ладонями вперед (ноги на ширине плеч) и произносим: «Аллах1у Акбар» (Аллах Велик). Складываем руки на животе, между грудью и пупком (правая рука лежит на левой и держит ее за запястье) и, глядя вниз перед собой (место, которого предположительно касается лоб при земном поклоне), произносим: «А1уузу биллах1и минашшайтоонирроджиим»: (Прибегаю к Аллах1у от проклятого шайтана). Затем читаем первую суру Корана «Фатихат». «Бисмиллаах1иррохьмааниррохьим. Алхьамду лиллаах1и роббил 1ааламиин. Аррохьманир рохьиим. Маалики йовмиддиин. Иййаака на1буду ва иййаака наста1иин. Их1динассироот1ал мустакъиим. Сироот1аллязиина ан1амта 1алайх1им г1ойрил маг1дууби 1алайх1им валаддоллин» (Амин).

(Во имя Аллах1а, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллах1у, Владыке Миров. Милостивому, Милосердному. Царю в День Суда. Тебе только мы поклоняемся и Тебя только просим помочь. Наставь нас на путь истинный. На путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто находится под Твоим гневом и не заблудших. Да будет). После чтения «Фатихат» совершаем поясной поклон «Руку1»:
ладони упираются в колени, тело горизонтально, спина прямая, как и ноги. Постояв в положении «Руку1», произносим 3 раза субх1оаналраббиал1лазим, выпрямляемся. При поклоне произносится «Аллах1у Акбар», при выпрямлении «Сами1аллох1у лиман хьамидах1у» (слышит Аллах того, кто его восхвалил).
Постояв в прямом положении (руки опущены по швам) несколько секунд, произнося «Аллах1у Акбар», совершаем земной поклон «Сужуд»: переносица, обе ладони, оба колена, пальцы ног касаются пола. Пальцы правой ноги при этом направлены в сторону поклона. Ладони располагаются по обе стороны головы, на уровне ушей. Побыв в этом положении, мы произносим 3 раза субх1оаналраббиял1ла1, произнося «Аллох1у Акбар», выпрямляемся, садясь на колени. При этом левая стопа подгибается под себя, а правая в прежнем положении. Посидев в таком положении несколько секунд, вновь совершаем земной поклон. Через несколько секунд, произнося «Аллах1у Акбар», поднимаемся на ноги. На этом завершается один полный ракат. Затем совершаем второй ракат: опять читаем «Фатихат» и дальше повторяем все вышеописанные действия. Однако, во втором ракате, совершив второй «Сужуд», не поднимаемся на ноги, а вновь садимся на колени. Руки лежат на коленях, при этом правую кисть собираем в кулак, вытянув указательный палец. В этом положении, глядя на этот палец, читаем «Аттахьинг»:
«Аттахьиййаатул мубааракаатус-солаваатут-т1оййибаату лиллах1и. Ассаламу 1алайка айюхьнабийю варахьматулахьи вабаракатухьу. Ассаламу 1алайна ва 1алаа 1ибаадиллах1ис соолихьийна. Ашх1аду аллаа иллах1а иллалох1у ва ашх1аду анна Мухьаммадар расуулулах1и. Аллоах1умма соли 1алаа Мухьаммадив ва 1алаа аали Мухьаммад»
(Почести, молитвы и добрые слова тебе, О Аллах1. Мир тебе, о Пророк, и милость Аллах1а и благоденствие, Мир всем добрым рабам Аллах1а. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллах1а и свидетельствую, что Мухаммад Его Пророк. О Аллах1, благослови Мухаммада и семью Мухаммада).
При этом, при чтении слов «Ашх1аду аллаа илах1а иллалох1», вытянутый палец правой руки поднимается вверх. После чтения «Аттахьинг» поворачиваем голову направо, произнося «Ассаламу 1алайкум ва рохьматуллоох1и» (Мир Вам и милосердия Аллах1а). Затем поворачиваем голову налево и произносим то же самое. На этом намаз в 2 раката является завершенным. При совершении же намаза в три или четыре раката, после произнесения слов «Аллоах1умма солли 1алаа Мухьаммад», мы снова поднимаемся на ноги и совершаем еще один (при совершении намаза в три раката) или два (при совершении намаза в четыре раката). После этого, прочитав «Аллоах1умма соли1алаа Мухьаммадив ва 1алаа аали Мухьаммад» и завершаем намаз приветствием направо и налево (как описывалось выше).
М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru