новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 135 (9656) вторник, 1 ноября 2005 года

Завещание имама Абу Ханифы

Имам Абу Ханифа составил это завещание после того, как его ученик - Юсуф ибн Халид ас - Самти обратился к нему за разрешением отправиться к себе на родину в Басру.
Когда ты будешь в Басре, люди направятся к тебе, они будут посещать тебя и узнают о тебе истину. Так относись к ним соответственно их уровням, почитай почетных людей, возвеличивай ученых и проявляй почтение к старикам. Будь мягок с молодыми, и близок к простолюдинам, будь вежлив с грешниками и дружи с благочестивыми людьми. Не пренебрегай правителями, не считай ничтожными тех, кто обращается к тебе, не проявляй халатности в твоей любви к ним, не открывай своего сердца никому и не доверяй дружбе никого, пока не испытаешь его. Не бери в слуги низких и подлых людей, не говори слов, явный смысл которых порицаем. Остерегайся тесного общения с глупцами, не отвечай на их приглашения, не принимай подарков, но будь вежлив, проявляя терпение, стойко перенося тяготы и проявляя добрый нрав. Обновляй свои одежды, часто используй благовония, делай твое собрание доступным для других, и пусть это будет в определенное время. Находи себе время для уединения и восполнения своих нужд, интересуйся делами твоих слуг и приступай к их исполнению, будучи при этом мягким. Не упрекай их много. Оберегай молитвы, раздавай еду, поистине, скупой никогда не правит. Пусть у тебя будут приближенные, осведомляющие тебя о людях. Когда ты узнаешь о нечестии, ты будешь спешить исправить его, а когда узнаешь о благочестии, то увеличивай свое стремление и заботу о нем. Посещай тех, кто посещает и тех, кто не посещает тебя. Хорошо относись к тому, кто относится хорошо к тебе, и к тому, кто относится к тебе плохо. Придерживайся прощения, повеливай благое, не интересуйся тем, что тебя не касается. Оставь того, кто наносит тебе вред (т.е. не отвечай ему тем же). Спеши выполнять права Аллах1а и людей, такие как: намаз, закят, возвращение долгов и т.д. Если кто-то из твоих братьев заболеет, то посещай его сам и заботься о нем, посылая к нему людей. Если кто-то отсутствует, интересуйся его делами. Не отстраняйся от отстранившегося от тебя. Поддерживай родственные отношения с теми, кто груб с тобой, проявляй почтение к тому, кто пришел к тебе, прощай того, кто поступает с тобой плохо. Если кто-либо плохо отзывается о тебе, то ты отзывайся о нем хорошо. Если у кого-то будет радость, то поздравь его с ней. А если у кого-то беда, то утешь его. Раздели печаль с переживающим ее. А кто попросит тебя о чем-либо, то возьмись за это. Защити попросившего у тебя защиты, помоги попросившему у тебя помощи. Проявляй любезность к людям по мере сил, приветствуй всех, даже низкого поведения людей. Обходись с людьми так же, как ты обходишься с собой. Используй против своей плоти бдительность и контролируй ее состояние. Не раздражайся тем, кто не раздражается тобой. Оставь смуту и прислушивайся к тому, кто прислушивается к тебе, не возлагай на людей того, чего они не возлагают на тебя. Начинай с доброго намерения, будь правдивым, оставив горделивость в стороне. Оставь вероломство, даже если будут вероломны к тебе, оправдывай доверие, даже если тебя обманывают. Исполняй обещания, придерживайся богобоязненности.
Поистине, если ты будешь придерживаться этого моего завещания, я надеюсь, ты будешь в безопасности, если это будет угодно Аллах1у. Поистине меня печалит разлука с тобой и радует знакомство с тобой.

М. БАРАХОЕВ



ЭЛАХ -МУЛЛА из Чанти-Юрта

Тот, повествование о котором пойдет ниже, был одним из первых шейхов-проповедников в Надтеречье. Его современники так отзываются о нем: "Элах-Мулла сочетает в себе храбрость Турпал-1аьла, нравственную воспитанность 1умара-Асхьаба и красивый голос Дауда-Пейхмара".
Предки Элаха - выходцы из Нашхоя, откуда переселились в Чечен-Аул. Позже Его дед Иба переселился в Девкар-Эвла. Здесь у него родились два сына - Дибар и Т1ах1ир. Впоследствии Дибар переселился в Долаке (Пседах), а Т1ах1ир - в Аьчка-Хит1е (Зебир-Юрт). Из потомков этих обоих сыновей вышли шейхи. К примеру, ими стали внук и правнук Т1ах1ира - ДЕНИ и БАХ1АУДДИН АРСАНОВЫ, а также сын ДИБИРА -ЭЛАХ. Последний родился в Пседахе в 1836 году.
Согласно рассказу Махмуда Абдурзакова, племянника шейха, ЭЛАХ пророчествовал с детства, был очень привержен к богодеянию. Поэтому отец отдал его учиться в медресе своего родового села Энгеной. Здесь совпадают жизненные пути ЭЛАХА, Упа-Муллы и ДОККИ из Девкар-Эвла. В двенадцать, окончив весь курс обучения в медресе, ЭЛАХ вместе с Упой дает обет-признание ("тоба") АБУ -ШЕЙХУ из ТАШКЕЧУ (Аксай). Тот возлагает на него вирд (обязанность) после каждой молитвы словословить "Ла илах1а ил-лал-Лоах!" ("Нет Бога, кроме Аллаха") ЭЛАХ-МУЛЛА был очень предан своему новому наставнику -Устазу. Об этом свидетельствует такой случай: Однажды, желая проверить, насколько брат 1аббас верит в его святость, АБУ-ШЕЙХ попросил его залезть в горящую печь-жаровню, где жарят кукурузные зерна для того, чтобы намолоть из них кукурузную муку -ахьара (цу). Но тот отказался. "Я знаю, кто туда залезет", - сказал шейх. Не успел он это высказать, как на улице появился ЭЛАХ-МУЛЛА. АБУ повторил свою просьбу, обращаясь на этот раз к ЭЛАХ-МУЛЛЕ. ЭЛАХ незамедлительно исполнил ее. Когда он залез в жаровню, 1аббас в ужасе трижды закрутился и воскликнул: "Ты изжарил человека! На тебя ляжет кровь! Ты с ума сошел на старости лет!".
Но Абу, ничуть не смущаясь, произнес: "ЭЛАХ, выходи из жаровни!" Молодой человек вышел живым и невредимым! Только одна бровь была чуть-чуть спалена.
Позже ЭЛАХ-МУЛЛУ узнавали по этой метке. В 50-х годах 19-го века шейх женился на Витате из Элин-Юрта. Она родила ему четырех дочерей и одного сына. Из детей, кроме Айшет и Зайнап, все умерли в младенчестве. Зайнап вышла замуж за Усама, сына ДОККУ-ШЕЙХА. Так как ЭЛАХ-МУЛЛА остался без потомка, он усыновил некоего Саида, который позже стал известным муллой.
После женитьбы ЭЛАХ-МУЛЛА вместе с семьей и родителями переехал в Чанти-Юрт (Терское). Здесь в 1870-м году у Дибира родился младший сын Абдурзак (во время прихода Советской власти он был старшиной в Чанти-Юрте). Кроме него, у ЭЛАХ-МУЛЛЫ было еще два брата - МЕЖА и ИБРАХ1ИМ.
В 1858-м году по приказу имама Шамиля в Ведено был расстрелян председатель Мехка-Кхела (суда или совета, страны) Исакх-Мулла. На его место был избран молодой ЭЛАХ-МУЛЛА. В составе Мехка-Кхела он открыл Махкам, занимавшийся проблемой возврата земель, отнятых Россией у чеченцев. Для решения этой проблемы молодой председатель Мехка-Кхела послал в Санкт-Петербург чеченскую делегацию, которая пропала без вести. Позже ЭЛАХ-МУЛЛА поручил разузнать о ее судьбе ДОККУ-ШЕЙХУ, но делегатов так и не нашли.
Кроме того, Махкам занимался миротворчеством, путем прекращения межтейповых усобиц и вендетты. Так, например, в 1865-м году ЭЛАХ-МУЛЛА пресек столкновение ингушей с карабулаками. Для этого во главе довольно большой партии мюридов он выехал в Назрань и выступил перед народом с просьбой соблюдать порядок и спокойствие.
После этого авторитет ЭЛАХ-МУЛЛЫ быстро возрос. Даже Абдул-Азиз ДОККУ-ШЕЙХ) на вопрос: "Кто старше - он или ЭЛАХ?" - ответил: "Хотя по годам я старше него, все же считаю ЭЛАХ-МУЛЛУ старше себя".
В 1 871-м году, попросив разрешения у чанти-юртовцев, жители Новых Атагов избрали ЭЛАХ-МУЛЛУ кадием своего села. Эта должность за ШЕЙХОМ оставалась в течение тринадцати лет (1871-1884 годы). Некоторые из завистливых атагинцев говорили: "Почему кадием избрали этого молодого надтереченца, как будто в нашем ауле нет достойных людей?".
Позже произошла такая история, заставившая клеветников изъяснить и изменить свою точку зрения. Однажды в мечети ЭЛАХ-МУЛЛА попросил людей после молебствования не расходиться, чтобы пойти вместе на соболезнование (кодаме) по поводу смерти одного из атагинцев. Но все знали, что тот, которого Шейх имеет ввиду, жив и здоров. Поэтому они подумали, что кадий сошел с ума. Но все же, после совершения намаза, люди пошли за ним. По дороге ими был встречен один человек, только что идущий от того, к кому вел их ЭЛАХ. Узнав цель визита встречных, он тоже впал в недоумение, но из любопытства последовал за ними. Шейх оказался прав. Дело было так. Спустя некоторое время после ухода гостя (того самого, кого встретили визитеры), взобравшись на табуретку, пострадавший потянулся сорвать гроздь домашнего винограда. Споткнувшись, он упал и ударился о какую-то железку, вследствие чего и пришла внезапная смерть. После несчастного случая не прошло и пяти минут, как ЭЛАХ-МУЛЛА привел к месту происшествия не веривших в него атагинцев.
С тех пор, удивленные сбывшимися предсказаниями Шейха, они признали ЭЛАХА СВЯТЫМ.
Однако жизнь людская не вечна, будь то Овлияъ или Пророк. ЭЛАХ-МУЛЛА ушел из жизни в 49 лет.
В 1884 году он был арестован по ложному обвинению царского подполковника Шиды Эльмурзаева, владельца больших земельных угодий, простиравшихся от Девкара-Эвла до Мекен-Юрта. Задерживая частный скот, за потраву принадлежащих ему пастбищ, он брал крупный штраф. Таким образом он накопил мешок золота. В то время Шида был в дружеских отношениях с ЭЛАХ-МУЛЛОИ и даже несколько раз спас Его от преследования властей.
И вот в один день полковник попросил Шейха взаимно помочь себе, посоветовав, как поступить со своим богатством. ЭЛАХ высыпал все золото на ковер, разделил на три части и сказал: "Две любые кучи оставь себе, третью раздай нищим и сиротам".
Недовольный условием, Шида собрал свое богатство и грубо отрезал: "Как ты думаешь, если бы, следуя болтовне твоей и тебе подобных, я раздавал свое имущество, у Шиды собралось столько золота?".
Оскорбленный Шейх молча ушел. Как бы в отместку за скупость, чуть позже подполковника обокрали. Тогда Шида вспомнил о своем ясновидящем приятеле ЭЛАХ -МУЛЛЕ и вновь обратился к нему за помощью, с просьбой способствовать поимке вора. На этот раз Овлияъ отказал ему. Тогда Шида прибег к убийствам невинных людей только из-за незначительных подозрений в краже. Так был убит и житель Кень-Юрта некий Лаба, труп которого нашли с рублем во рту. Не желая оставаться равнодушным к происходящему произволу, ЭЛАХ-МУЛЛА обратился к виновнику кражи с просьбой возвратить имущество подполковника. Это был житель Кень-Юрта по имени Мутуш, давно поддерживающий связи с ворами, часто гостившими у него. Его бывшая жена вышла замуж за Шиду Эльмурзаева. Воры обещали ей уговорить Мутуша вновь жениться на ней, если она поможет украсть золото Мутуша. Та согласилась, и кража произошла. Знавший все это, ЭЛАХ-МУЛЛА не стал выдавать воров, потому что деньги Шиды тоже были накоплены неправедным путем. Только начавшиеся убийства заставили Шейха пойти к Мутушу со своей просьбой. Думая, что из-за уважения к нему тот исполнит ее, ЭЛАХ ушел домой. Посоветовавшись с ворами, Мутуш вынес решение: чтобы Шейх не смог донести на них, он обвинил его в сообщничестве кражи. Эльмурзаев передал обвинение властям, в результате чего вместе с Мутушем ЭЛАХ-МУЛЛА был арестован. Их заточили в тюрьму в Грозном. Позже переправили во Владикавказ. Оттуда арестантов, приговоренных к 10-летней ссылке, в 1885-м году отправили в Одессу.
Заточенные в кандалы, ЭЛАХ-МУЛЛА с Мутушем стояли на берегу Черного моря в ожидании прибытия корабля, на котором их должны были переправить на один из необитаемых островов. Завидуя прохожим, Мутуш сказал: "Как они счастливы, МУЛЛА, что хотя бы свободно могут ходить, без оков!". ЭЛАХ не согласился с его суждением: "Мутуш, на том свете они будут завидовать нам. Люди думают, что меня выслал Шида. Это неверно! Кроме АЛЛАХА, меня выслать никто не мог. День ото дня, обращаясь за помощью ко мне, люди стали забывать дорогу, ведущую к Мазару (музею) ОВЛИЯ-А АБУ из Ташкечу. Чтобы предотвратить это, я семь лет в каждой молитве просил Бога забрать меня. Вот ОН и услышал мою мольбу. Мутуш, ты возвратишься один домой, без меня.
Я скоро покину этот мир.ii
С прибытием корабля заключенных посадили для отправки. Уже третий день они плыли, и все эти дни ЭЛАХ держал пост.
Подозвав Мутуша, он сказал:
"Сегодня я ухожу в мир иной. На кораблях мертвых не держат, а выкидывают за борт. Не сопротивляйся этому обычаю. У наших спутников-татар может найтись марля под саван (мерчий). Искупай меня после смерти, обвяжи марлей, и, привязав к какой-то доске, брось в море".
Удивленный рассказом Шейха, Мутуш спросил: "Как же я исполню твою просьбу? Ты ведь потяжелеешь после смерти?"
ЭЛАХ ответил:
"Стоит прикоснуться тебе к моему трупу, и он повернется в нужную тебе сторону".
Предсказание Шейха исполнилось. Со слезами на глазах Мутуш исполнил Его завещание. Когда труп выкинули в море, русский экипаж с удивлением воскликнул:
"Старик, посмотри, что там делает твой покойник? Почему ты не оповестил нас о его святости? Мы бы похоронили его на берегу".
Мутуш оглянулся и увидел ЭЛАХА, идущего по глади моря, стоя между двумя ШЕЙХАМИ, в которых он узнал ХАВАЖ-БАГАУДДИНА НАКШБАНА и АБУ - ШЕЙХА АКСАЙСКОГО.
Так ушел из жизни знаменитый ЭЛАХ-МУЛЛА.
Страшное известие о Его кончине потрясло Чечню.
Известный своим мастерством Абдул-Вахаб Дидимов из Аксая сделал для Шейха надмогильную стелу (чурт). Все Шейхи и близкие ЭЛАХА собрались и поставили эту памятную стелу на чанти-ортовском кладбище.
По завершении церемониала, близкий друг и сосед покойного - Асхаб - расказал людям следующую историю:
"Однажды мы с МУЛЛОЙ были здесь на кладбище. ЭЛАХ долго держал свой взгляд, обращенный на землю. Потом со словами: "Не знаю, где будут гнить мои колени, но почитать меня будут вот здесь", - ткнул посохом то самое место, куда мы сегодня поставили чурт".
Между тем, ЭЛАХ -МУЛЛА завещал продолжить свой путь другу Абдул-Азизу Шаптукаеву ДОККЕ и ДЕНИ-ШЕЙХУ АРСАНОВУ.
Последний в 1889 году помог брату ЭЛАХА, Абдурзаку, свести кровные счеты с Шидой Эльмурзаевым, который был застрелен при выходе из своего дома в Девкер-Эвле. С требованием выдать убийцу, в село прибыл командующий войсками военного округа Дондуков-Корсаков, но оно не было удовлетворено. Тогда в Девкер-Эвлу были стянуты два батальона пехоты, два эскадрона драгун, которые обезоружили жителей и наложили на село штраф в пользу убитого подполковника, а также подвергли аул четырехмесячной экзекуции.
(Джанаев А.К. "Народы Терека в российской революции 1905-1907 гг., Орджоникидзе, 1988 г, стр. 96).

Переписал с подлинника
ГОМКОРТИЕВ Юсуп Исакович,
г. Малгобек, ул. Гарданова, 153. 21.10.2005г.



Турпал Iаьлас ший
ВоIага Хьусенага
даь васкет


(Дала даькъал волва уж шаккъе!)
"Са сина сердал, са дега морзо, укх дунен т1а 1айха йоаккхача хана
хьай г1улакхашца хьо даим хилалахь Даьла оаг1ув хьаллоацаш".
Укх дунен торонех хье парг1ат валарах
Е бала т1абена г1айг1ано готварах
Рузкъа мел дукха дале цун хьурмат 1а делахь
Къийвелча юххерча рузкъах ма хадалахь.
Бакъдолча х1аман сий даиман 1а делахь
Хоарцонаш д1айоахаш, бокъо-хьаллацалахь.
Хьона гу ер дуне алхха ч1ор мара дац
Бакъдар цун дог да хьона из ца1 мара дусаш дац.
Моллаг1а хьал т1акхоаче оамалах ма вала
Х1ама харцеи, кхетамцеи хиларах був ма вала
Хьо паччахь, хьо аьла, ц1ена хила беза хьехам
Хьехам наха балехьа 1илма ховш хилалахь
Хьехамо ва яхар 1айха деш хилалахь.
Иштта хьо ва хуле наьха хургба хьог1а тешам.
Хьай сий лорадеш хила пайда бац хьона,
Даьссача хабара,сий лакхдер г1улакх да хьона
Ший г1алат ва тоаде дага вола къонах,
Наьха г1алаташ хургвац лехаш ший гонахь.
Ший рузкъах кхоачам бер къе вале а торо йоацаш,
Хургвац хьона дукхача наьха рузкъах хьогаш
Зулама тур айдаьр вале а из майра,
Кхыча туро воардар хьона ца хулаш хейра.
Ший сага боанг ег1ар, вале а из говза
Кхыча боанго лоацар хьона ца кхувш цун ловза,
Тийшаболх шийх боаллар дог доацар ц1ена,
Дунено охьоргва даькъаза ше ваьнна,
Ловзача фордала кхувсавала ваьннар
Ше хьогал лерг ма ва талг1ешта к1ал ваьнна,
Ший хьаькъал лакха хетар цунаг1а кура ваьнна
Нийсача наькът1ара хургва юстара ваьнна
Лакхера 1от1ахьежаш из наха вале,
Тур кхийтта д1аг1оргба цун корта д1але.
Ший хьаькъалах доаккхал дер цунах б1и бенна,
Цамогаш ва хьона лергвола у чуденна.
Г1елал яхьар нахага, к1алвисар вовхаш
1азапе г1ор хьона ший са цун довхаш.
Харцахьа никъ лаьцар шийна к1ийленна хувш
Наьха дегт1ар 1овожаш на1алте тувж.
1овдалча тоабанца, хьо хувшаш вале,
Хьа г1улакхаш текхаргда, б1ехача хьале
1а доттаг1ий хьаькъале,эздий бараш лехе,
Хьо ж1овхьар хинна, къагаргва царна юхе.
Йоахар дувцчун сий ма дов, ше довнза ца доалаш,
Даьла з1анарах из д1авов, вовнза ше ца воалаш.
Харц лувшвар дакъа да,шийна са чудоацаш,
Жожаг1ата из г1оргва, цун ц1еро д1алоацаш.
Наьха сий довр ца кхерар ше сагота ва воацаш,
Ший йиший сий лораде, вусаргва йиш йоацаш.
Ше къинош леладер, наха гуча доацаш,
Нахадаьр т1адена вусаргва, ха йоацаш
1овдалел овдал ва, наьха г1алаташ лехьадер,
Ше дика ва яхаш, шейх хала борал дер.
Наьха балай форда т1а г1олла, хьога нек дулургдац
Хьай бала 1айха ловш ца хилча хьо варгвац.
Дикача уйлай бот баста, царца хьай са хьаста,
Наха гаьна вар, нах боацча вахаш вар,
Наьха балийна гаьна ва, ший балийна гарга ва.
Нахах хьагар дика дац, е кхардар хоза дац,
Цу шиннех мукъа хилча, цул дикаг1а х1ама дац.
Дега сий лакхдеш бола, цхьа никъ хов шийна,
Хьай дика ц1и ма йоае, харцахь хье лийнна.
Шожаг1атена ц1ерах, ше кхераш мел вар,
Дита ма хургва, дунен мо мелдар.
Хьа ганз я хьона, к1езигачох кхоачамбар,
Д1адаргда рузкъа, т1ехьленна 1а хьулдер.
Ер дуне цхьаннена а дусарг ма кхелладац,
Из кхетош мел волчоа, укханах къаста хала дац.
Ялсамале езаш вар, цунга кхача г1ерташ вар,
1амал еш вахаш ва, ший Далла везаш вар.
1а Даьла дага лаца, цо сердал лур хьона,
1аьсачун боадонал, ши б1ариг бовр хьона.
Дикадар хьа1оамаде, массанегара мегаш да,
Цу массане г1алаташ,1а ца дар хьона т1а да.
Массанел дезаг1а дар, 1илманцар хьаькъал да,
Имане хьа вахар, цу 1илма нийсса да.
Ца ховш а цхьан дега,1а ч1оаг1а 1оттар йой,
Дуккха дола цатоамаш,хьона хургда,хьона хой.
Хьарамча рузкъанна, 1овдала зулам дей,
Жожаг1ата чу г1оргба, ког лейзза шоай бей
1илманца хьоашал дар, цун сердал йовзаш вар,
Цун хьаькъал ира да, из ховш ва шемелдар.
Хьаькъала корта сабар да, из ховш хьо хилалахь,
1овдалчар хьарамле, ебалга хьона халахь.
Вайга товш яр 1амал я, из ховш хьо хилалахь,
Сабари 1амалеи шоайла товлга хьона халахь.
Мискачун г1ийла ц1а, бакълеро хоза ду хьона,
В1аьхий вар 1амало, цатоамах лора ву хьона
Хьай хьаша хье волча, сагота хургвоацаш,
Хьо хала хьашт доацар,1а цунга аргдоацаш,
1а хьоашал ма тоха, из вале ди доацаш,
Кхераш хье вале, хье висар сий доацаш.
Саг кура ва вале, ший боарам ва боацаш,
Юхера вейзача, из хургва хьоа боацаш.
Сий долчун сий делахь, вай динца из товш ва,
Сий лорадеш из вале, вайна везар из ма ва.
Даькъала вар лоравер, цун г1улакхаш да хьона,
Цун бакълер, цун иман, цун г1ала я хьона.
Цу Даьла нийса никъ, ханнахьа 1а лоаце,
Къемата дийнахьа, хьога хаттар хур лоаца,
Нускалга товр хьона, моллаг1а дувхар,
Унаг1а ц1ена дег1 хуле, из барзкъа т1адувхар.
Къел дохьаж т1а лат хьона, толашта, бунашта,
Цо хьаде х1ама дац хьона, са тохаш барашта.
В1аьхий хала ма г1ерта,
Совлен рузкъах, зулам доал,
Долчох кхоачам бе г1ерта,
Хац беркат, сенаг1 доал.
Ц1аьрматал д1оаг1а да, баланий ни1 йоасташ,
Цо балаш хьат1акхухь, из йолчун са лоацаш.
Ц1аьрмата е харц лувш, харц лувш аьрдаг1а хьо вале,
Хьа балай хьаст ба из, бакъ 1илма бакъ дале.
Цхьан х1амах ца кхеташ, хье вусаш ва вале,
Нахага хетталахь, царна ховш из дале.
Ше 1илма лохаш вар,1аламчоа нийсса ва,
Тувлорий хьаькъал да, тувлонца вусаргва
Къеллеи, валареи, шойла тара да хьона.
|оажал цкъа мара яц, къело массазза вув хьона.
Нагахьа къело, хьона тохе 1адсаькх,
Са тохар я хьона, цунна хьокхаш йола маькх.
Массадолчун уйла е, низ кхоачаш вале,
Маларах вахарг вац, из ч1оаг1а ва дале,
Къарцхалаш новкъа дац, мел д1аьха уж дале.
Дикача уйланца зем боаккхаш, хьо вале,
1а бакъдар къоасторгда, харцдар юха доаккхаш.
Миска вар виза хул, ше дуъча хударах
В|аьхийчун ц1аьрматал, хьаллат сина сутарлах.
Къе саг виза хул ше дуъача хударах,
В1аьхий вар сутара хул, ший сина доастамлах.
Ший рузкъан кхача ба, дунен т1а мел вахачун,
1ожалах вала вез, из-буъаш мел волчун.
Дикага дог дахар, наьха ма хоададе,
Из в1алла довргдоацаш,хьай могар 1а хьаде.
Цу къело то1абаь мел хьаькъал, дараш боахк,
Хьа торо ва еце, хьох башаш ма бац мохк.
Боадоно сердал лех, къахьегамо сатем лех,
Уж къаьста хулаш дац, е къесто лерам бац.
Маьрша могаш хье волаш,хьо иразе вахалва,
Виц ма ле:шин говраца, т1ехьаудача 1оажала, хьо цхьаькъа ва.
Никъ даькъала хьа бале,хьо иразе ва хьона,
Даькъалча вахаро хьо хьесташ ва хьона,
Мел дукха зулам лел,хьалбузаш е вай мохк,
Сий доацар цо айвий, сий мелдар цо чутох,
Дикай цу кхай т1а, фу тесса дебош вар
Ва дуне из 1аьхарт, ший кара дерзаш вар.
Хьо хьалха ма вала, е т1ехьа ма виса,
Гебаг1а т1аветлой, хьо венна мег виса,
Сеттача хьай тура, 1а сетта бот лаха,
Хьона Дала дика дергдац, дикаш деш хьо веце,
1а дикаш хьаделахь, дика хилар хьайна дезе.
Ца ховчунга ма хетта, из пейдан вац хьона,
Цунга 1а хеттарах, куц ма дац ва хьона.
Ираз дайна болх хьона, кхел хинна къийвалар,
Цу къело ше готваь, зулама т1ехьа валар.
Кура сонта ма вала, кура уйлаш ма елахь,
Курал сонтал вай Далла,цаезалга хьона халахь.
Дикача цу наьха, сий доаде ма г1ерта,
Ше хьаьнал вахачоа, 1а во т1а ма тетта.
Нахаца д1аийна безаме хьо вале,
Хьа дешо лоам бошор, моакхаза из бале.
Камоаршала лелае, низ болаш хьо веце,
Хьона баккха ловца бац, хьо валар ва деце.
Из къонах къонах вац,кий туллар ва аьнна,
Мож яле мекх дале, хачи ювхар ва аьнна,
Дуненна морзонашта, т1ехьа ваьнна из леле,
Къонахчул дицденна зуд санна из вале.
Маьрша могаш, хье волаш,
Хьо дукха вахалва.
Т1ехьахехкаш 1оажал я, шин говраца ва йоаг1аш,
Из т1а ма кхоачаргья, ший ханнахьа ва кхоачаш,
Хьо цунаг1а виц ма ле, 1а Далла 1амал е,
Тахан леш ва санна, 1а цунна йоакхо е.

Таржам даьр:
Ауша-наькъан Ахьмада Мувса


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru