новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 132 (9653) среда, 26 октября 2005 года

Талант сердца

Очерк
Для Башира Асламбековича Чербижева его внуки - целая Вселенная, растворяясь в которой он имеет возможность вспомнить себя шестилетним мальчишкой, чье короткое безоблачное детство пролетело в родном селе Базоркино, оставив после себя флер теплых воспоминаний.
С тех пор минуло немало лет. Позади остался большой отрезок жизни. Жизни, в которой нашлось место всему. Прожиты и пережиты самые разные события - радостные и драматические. С честью пройдя все испытания, сегодня Б.А. Чербижев открыто смотрит в глаза людям. Ему нечего стыдиться. На самых крутых виражах судьбы он ни разу не проявил слабости, не предал свои идеалы, рожденные характером и временем.
Многие современники Башира Асламбековича считают, что он уже при жизни увековечил свое имя. К подобным высказываниям сам Чербижев относится с легкой иронией - рано, мол, мне бронзоветь, - но все же тем, что успел сделать, гордится по праву.
Сменяются эпохи, а созданный им когда-то музей, ставший достопримечательностью любимого города, по-прежнему остается сокровищницей народной памяти…
I
Когда Баширу исполнилось пять лет, его тетя сделала малышу поистине царский по тем временам подарок. Она подарила любимому племяннику стеганный тулупчик, круглую овчинную шапку, галоши и войлочные сапожки. Поэтому мальчишке трескучие декабрьские морозы были нипочем - он целыми днями пропадал на улице, придумывая себе все новые и новые зимние забавы.
Правда, играть в одиночестве ему вскоре наскучило. Все друзья Башира, оставшись к зиме без теплой одежды, были вынуждены любоваться красотами родного села, укрытого пушистым белым покрывалом, из окон своих домов. На заиндевевших стеклах они рисовали пальчиками маленькие проталинки, через которые могли видеть, что происходит в их заснеженном мирке.
Однажды поздно вечером в такой же проталинке Башир увидел, как по Военно-Грузинской дороге в Базоркино въехала большая колонна крытых военных машин.
- Мои друзья вернулись! - сорвался он с места, но был вовремя остановлен матерью:
- Поздно уже, сынок. Всем пора отдыхать, - мягко сказала она. - А с друзьями повидаешься завтра.
В тот вечер Заби с трудом уложила Башира в постель. Он долго не мог заснуть, прогоняя подкрадывающийся сон воспоминаниями о недавних событиях…
Тогда совсем рядом еще грохотала канонада, а под раскидистые яблоневые ветви отцовского сада, где стояла солдатская полевая кухня, тянулись в урочный час пропахшие дымом и порохом красноармейцы. Село Базоркино, где были расквартированы воюющие на передовой советские части, стало для бойцов и местом короткого отдыха, и госпиталем, принимавшим на излечение раненых.
Базоркинцы с удовольствием взяли на себя основную ношу по обеспечению солдат продуктами питания. Трудолюбивые горцы охотно делились с военными своими припасами и каждое утро резали и разделывали на подворьях живность, чтобы сытным и наваристым было содержимое солдатского котелка.
Красноармейцы, привыкшие за годы войны обходиться сухим пайком, с благодарностью принимали помощь местных жителей и ценили их душевное расположение к себе. Старались на свой лад и отблагодарить их за такое внимание. Давно соскучившись по мирному труду, кто-то из них помогал приладить покосившийся за войну забор вокруг жилища одинокой старушки, проводившей на фронт всех своих сыновей, другой латал прохудившуюся крышу соседнего дома.
В этих недолгих хозяйских хлопотах быстро оттаивали ожесточившиеся на войне сердца. И вот уже старые опытные вояки по-доброму усмехались, глядя, как их юные товарищи по оружию затевают веселую возню с местной пацанвой. Словно и не было за плечами этих безусых солдат - мальчишек ни трудных фронтовых дорог, ни политой их кровью земли, которую они освобождали от фашистской нечисти.
На утро, едва проснувшись, Башир побежал на улицу. К его огорчению среди солдат, заполонивших село, прежних знакомых не оказалось. Позже сельчане узнали, что в Чечено-Ингушетию прибыли свежие части, которые здесь перед подготовкой операции на Карпатах, в условиях гористой местности, будут проводить ответственные учения. Военное командование выразило надежду на помощь со стороны горцев, хорошо знающих расположение самых отдаленных горных аулов и подступы к ним. Местные жители живо откликнулись на этот призыв. По труднопроходимым тропам горной Ингушетии была организована доставка провианта и других грузов. Люди вновь взяли на себя часть забот военных.
Время летело быстро. Наступил новый 1944 год. Базоркинские мальчишки уже давно подружились с солдатами. Башир, как и все его сверстники, часто приносил им вкусную домашнюю еду, приготовленную мамой. А те доставали из своей пайки сладкий колотый сахар. Чуть сероватый, он был редким лакомством военной поры.
Незаметно приближался День Красной Армии. Село жило в предвкушении праздника. Больше всех предстоящему торжеству радовались дети. В те последние перед трагедией дни люди и не догадывались, что было уготовано чеченцам и ингушам.
II
Спустя долгие годы, Башир Асламбекович Чербижев в мельчайших подробностях помнит все события того рокового дня. Отпечатался в его детской памяти и такой эпизод. Он уже сидел на подводе, с интересом наблюдая за тем, что происходило вокруг, когда увидел, что из дома выходит мать со швейной машинкой в руках. Заби Бибертовна (до замужества Тумгоева) привезла ее в свое время из Кутаиси, где родилась и выросла. Стоявший неподалеку офицер, одетый в щеголеватую белую шубу, увидев в руках женщины драгоценную ношу, без слов вырвал у нее швейную машинку и, перегнувшись через порог дома, аккуратно поставил ее в сенях. Затем закрыл дверь и опечатал ее полоской белой бумаги. Мать впоследствии рассказала, что узнала этого офицера - жителя соседнего села Ольгинского. Выгоняя людей из их дома, он, видно, присмотрел среди чужих вещей подарки для своих домочадцев…
- Сегодня этого человека наверняка нет в живых, столько лет уже прошло, - с тяжелым вздохом говорит Башир Асламбекович. - Но если бы мне показали его фотографию, я без труда узнал бы его и сейчас. Почему-то лицо этого офицера до сих пор стоит перед моим взором…
Листаю личное дело выселенца № 5150 Чербижева Асламбека Салиевича, заполненное комендатурой № 28 Акмолинской области Казахской ССР. Его предваряет надпись на титульном листе "Категория учета - ингуши". Запись в 16-й графе гласит, что выселенец на временно оккупированной территории не проживал. Подобные записи есть в личных делах всех ингушей того поколения. Люди, обвиненные сталинско-бериевской кликой в поголовном пособничестве врагу, никогда даже не соприкасались с ним. Да и как мог сотрудничать с фашистами народ, чьи сыновья и дочери воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны и, как пример, навсегда оставили после себя память о героическом сопротивлении Брестской крепости?
Здесь же, в личном деле выселенца Чербижева, нахожу карточку № 1496 по учету контингента аула Базоркино Пригородного района. Это список, в начале которого - люди, а в конце - домашний скот. Открывает его глава семейства, следом за ним указана жена, далее дети - Хава, Люба, Ахмед, Башир, Тагир, Амир и Ашат. Подпись офицера, заполнившего этот документ 23 февраля 1944 года, отсутствует - то ли пропустил в запарке (сколько таких семей прошло через его руки в тот день!), то ли просто поостерегся вчерашний сосед. В графе, где упоминается мелкая живность - куры, гуси, индюки, при том, что у Чербижевых ее всегда было много, написано коротко - нет. Можно предположить, что хозяева на чужое добро нашлись сразу же.
Из этого же личного дела, последняя отметка, в котором была сделана 26 февраля 1949 года, узнаю, что глава семейства летом 1944 года был осужден народным судом Эркеншеринского района Акмолинской области по статье 162 УК РСФСР к отбыванию наказания сроком на один год.
- Невеселая это история, - вспоминает Башир Асламбекович. - Отец работал тогда на ферме колхоза "Коминтерн". Однажды из отары пропал один баран. Подозрение, разумеется, пало на самого неблагонадежного. В результате наша большая семья в самое тяжелое время осталась без кормильца…
Весна 1944 года пришла в Казахстан неожиданно рано. Местные старожилы не могли припомнить такого, чтобы уже в марте сошел весь снег. Сердобольные старушки, утирая платочками уголки глаз, говорили: "Это вас Бог пожалел", обращаясь к изгнанным с Кавказа людям.
По весне Башир, которому шел уже седьмой год, вместе со старшей сестрой пятнадцатилетней Любой гонял на выпас колхозных телят. Здесь же, на колхозном поле, они вдвоем собирали оставшиеся после уборки колоски. Из зерна, пролежавшего всю зиму под снегом, местами подгнившего, дома готовили нехитрую похлебку. Ослабевших детей вскоре свалила страшная гнойная ангина. Самый младший - Амир - угас в течение каких-то двух дней. Едва выкарабкался из объятий смерти Башир. Совсем скоро жизнь Тагира тоже унесет болезнь - на этот раз тиф…
Через много лет, давно повзрослев, вновь прикоснуться к родной земле смогут только сам Башир и его сестра Ашат, семья которой сегодня живет в селе Инарки Малгобекского района.
III
Главной достопримечательностью села Нецветаевка, где по воле злого рока оказались Чербижевы, была большая церковь. Новые власти давно приспособили ее под хранилище зерна, но, видно, по старой памяти все важные события в жизни села происходили на прилегающей к церкви площади. Именно здесь 9 мая 1945 года, в День Победы, состоялся и праздничный митинг, собравший вместе счастливых сельчан.
Радость Чербижевых омрачало только отсутствие отца. Но и эта вынужденная разлука приближалась к концу. Летом Асламбек Салиевич, наконец, вернулся к своей жене и детям.
- Однажды вечером после возвращения отца, - вспоминает сегодня Б.А. Чербижев, - мать напекла лепешки из всего имевшегося у нее запаса муки. Уже поздно ночью, когда Нецветаевка заснула глубоким сном, отец навьючил на спину нашей коровенки весь домашний скарб, а мать, собрав нас, поставила на окно зажженную керосинку. В мертвой тишине мы уходили из села каждый со своей ношей. Мне, помню, доверили молоток. Очень хотелось спать. Я уже давно устал, но всякий раз, оборачиваясь назад, видел огонек нашей керосинки. Так мы шли несколько ночей, прячась с рассветом от посторонних глаз. Один раз нас все же обнаружили какие-то особисты-казахи. Первым делом они, разумеется, проверили наши документы и, узнав, с кем имеют дело, настроились весьма решительно. Но в итоге отчаянный детский плач и слова матери, что мы такие же мусульмане, как и они, заставили их сжалиться и отпустить нас восвояси…
Долгий и опасный путь семьи Чербижевых лежал на рудник Джаламбет. Здесь, в маленьком поселке, жил Курейш (Карше) Газдиев, человек неробкого десятка, бывший красный партизан, которого хорошо знали многие ингуши. Он с радостью принял уставших и голодных путников, оказавшихся в одну из ночей на пороге его жилища.
Через несколько дней, отдохнув и набравшись сил, Чербижевы вновь засобирались в дорогу. Как ни настаивал Курейш Газдиев, чтобы они оставались у него, глава семейства Асламбек твердо решил все же не отказываться от своей цели.
- Цель у отца была одна, - рассказывает Башир Асламбекович, - добраться до села Антоновка, которое лежало в восемнадцати километрах к западу от Джаламбета. Дело в том, что в Антоновке жил брат нашего деда Берснако Чербижев - участник русско-японской войны, кавалер Георгиевского креста. К нему-то мы и пробирались все это время, бежав из Нецветаевки. И когда наше опасное путешествие подошло к концу, радость от встречи с дедушкой Берснако затмила все злоключения, с которыми мы столкнулись по пути к нему.
Так в 1946 году наша семья начала устраиваться на новом месте. Теперь мы были уже не одни в мире окружающей нас несправедливости. Через год я стал учиться в местной начальной школе - родители очень хотели, чтобы мы, их дети, выросли грамотными и образованными людьми. Рано пришлось нам привыкать и к труду. В летние месяцы вся детвора привлекалась руководством колхоза на работы в поле. К примеру, во время сенокоса обязанностью таких как я было подволакивать сено к скирдам.
- В 1950 году, - продолжает свой рассказ Б. А. Чербижев, - меня забрала к себе в Акмолинск тетя Напсат - сестра нашего отца. Появилась возможность продолжить образование. Последующие семь лет я провел в стенах 149-й акмолинской средней школы им. Н. Островского. Окончив школу, мы с моим другом Микаилом Тангиевым (сейчас он - академик, руководитель Ингушской сельскохозяйственной опытной станции) решили вместе поступать в Акмолинский сельхозинститут. Сдали экзамены, но по конкурсу не прошли. Тогда, справившись с разочарованием, поехали в Алма-Ату, где и стали студентами отделения инспектирования зерна механико-технологического техникума. По окончании техникума меня направили на работу в Ковыленский хлебоприемный пункт Акмолинского областного управления госхлебинспекции. Там я и проработал до призыва на военную службу в октябре 1959 года.
IV
Дивизия, в которой служил Башир, входила в Одесский военный округ и дислоцировалась в Кишеневе. Самым трудным испытанием для молодого парня стало в ту пору отсутствие возможности говорить на родном языке - он оказался единственным ингушом во всей части. Когда Башир заметил, что начинает понемногу забывать некоторые слова, выход из ситуации он нашел быстро. Теперь он не просто читал взятые в библиотеке книги, но и старался одновременно переводить их на ингушский язык. Этому занятию он посвящал все свободное от службы время.
Между тем, в большом мире за воротами воинской части происходили большие перемены. Наступила хрущевская "оттепель". В Москве на ХХ съезде КПСС был развенчан культ личности Сталина и люди, наконец, узнали правду о масштабах преступлений тирана. Отличник боевой и политической подготовки, представитель народа, подвергшегося сталинским репрессиям, Башир Чербижев стал главным действующим лицом на политзанятиях, проводившихся в части. Сослуживцы с интересом и сочувствием слушали его рассказы о том, через какие испытания и беды прошли его соплеменники.
Башир уже готовился к демобилизации, когда и его затронули события мировой политики того периода. Острое противостояние двух мировых держав вылилось в Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Пропагандистские машины Советского Союза и Соединенных Штатов набирали обороты, нагнетая и без того напряженную обстановку. Образ врага обретал все более реальные черты. Таким образом, Башир оказался в числе добровольцев, готовых прийти на помощь "кубинской революции". Он попал на один из военных кораблей, вышедших в конце сентября 1962 года из порта Феодосии и взявших курс на Кубу.
Недельное пребывание на "острове Свободы" ничем примечательным Баширу не запомнилось. Находясь в военном лагере, расположенном неподалеку от какой-то деревушки, солдаты занимались строевой и огневой подготовкой. Правда, вместо привычного обмундирования на них была спортивная форма. Однажды ночью их всех неожиданно подняли по тревоге и доставили на корабли, стоявшие на рейде. Там они узнали, что возвращаются назад.
Прослужив в армии более трех лет, в конце декабря 1962 года Б. Чербижев демобилизовался. Впереди его ждала радостная встреча с родными и друзьями. К тому времени Микаил Тангиев учился уже на IV курсе аграрного факультета Акмолинского сельхозинститута. Микаил помог Баширу подготовиться к поступлению, и вскоре он стал студентом экономического факультета, а затем, в феврале 1963 года, успешно выдержал вступительные экзамены в Омский автодорожный институт.



О культуре дружбы и общения в Исламе

Братство и дружба у людей - это результат высокой нравственности, которая формирует среди нас те отношения, которые мы называем отношениями любви и согласия. Аллах Всевышний сказал в адрес сподвижников Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): "Они стали братьями только благодаря вере". (Сура Аль-Имран, 103). Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Самые любимые у Аллаха те, кто дружно и искренне общаются между собой". Аллах ненавидит (т. е. не любит и не одобряет) поступки тех, кто передает сплетни с целью посеять разногласия и враждебность среди братьев.

Пророк Иса (Да благословит его Аллах) сказал: "Больше любите Аллаха, проявляя ненависть к грешникам и отдаляясь от них". Когда спросили его, с кем общаться, он ответил: "Общайтесь с теми, кто своим присутствием напоминает вам, что нельзя грешить. И его речь обогащает ваше знание, его поступки отразятся на вас так, что вы будете стремиться делать то, что одобрит Аллах в Судный день".
Однажды к Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) подошел мужчина и спросил его: "О, посланник Аллаха! Укажи мне на дело, в случае совершения которого Аллах полюбит меня, а также полюбят люди". Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Отрекись от мирской похоти, тогда Аллах тебя полюбит, и отрекись от того, что имеют люди, тогда люди тебя полюбят".
Подобно этому изречению передал ибн Маджан.
Ты должен знать, что люди делятся для тебя на три категории - чужих, знакомых и друзей. При встрече с чужими не вмешивайся в их разговор, не слушай их пустую беседу, особенно при употреблении плохих слов.
Старайся поменьше встречаться с ними, а при встречах доброжелательным советом обращай их внимание на их плохие поступки. По отношению к знакомым будь осторожен, насколько сможешь. Не смотри на них с высокомерием, потому что среди них могут оказаться те, кто лучше тебя. Не смотри на них с подобострастием из-за их материального богатства, потому что это отрицательно скажется на тебе самом. Не используй свою веру ради того, чтобы добиться от них какой-либо выгоды. В таком случае они не будут тебя уважать.
Если они враждуют с тобой, то не отвечай им таким же образом. Не тешь себя иллюзиями, если они тебя возвеличивают. Не удивляйся, если люди будут на стороне говорить о тебе что-то плохое. Если попросишь у знакомых помощи и они помогут тебе, то не забудь поблагодарить их за это и благодари Аллаха Всевышнего.
В том случае, если твою просьбу не выполнят, не обижайся. Принимай оправдание и не будь обманщиком сам. Не следи за недостатками других. Если находишь у знакомых щедрость, уважение и любовь, то поблагодари Аллаха, Который создал у них эту любовь к тебе.
Если встретишь какой-то вред с их стороны, то постарайся остановить их, так как большинство людей, сеющих вред, постараются рассчитаться с тобой даже за малое осуждение их поступков. Многие из них по виду доброжелательны, а в душе как волки. Не надейся на дружбу тех, кого не испытал как следует. И пусть твое мнение о людях будет доброе. Что касается твоих друзей, то они должны иметь пять достоинств: разум, высокую нравственность, благочестивость, правдивость, равнодушие к наслаждениям в этой жизни. Ни дружи с теми, у кого низкая нравственность.
Такие не могут сдерживать себя ни в гневе, ни в своих наслаждениях. Не дружи со стремящимся совершать грехи, так как тому, кто не боится Аллаха Всевышнего, ты не сможешь полностью довериться, потому что он меняется в зависимости от обстоятельств. Не дружи с теми, кто крепко держится за мирскую жизнь, так как его дружба - смертельный яд. Он научит тебя недовольству имеющемуся у тебя достатку. Не дружи с обманщиком, так как его дружба подобна миражу, который отдаляет от тебя близкое и приближает далекое.
Если среди своих друзей не нашел такого, который обладает этими достоинствами, то следуй по одному из двух путей: либо изолируйся от всех, так как в этом есть спасение и сохранение, либо общайся с ними в зависимости от их качеств и от твоей нужды в них. Братья бывают трех видов: брат для жизни на том свете и твоя забота о нем - религия; брат для этой жизни и твоя забота о нем - высокая нравственность; брат для общения и твоя забота остерегаться его вреда.
Люди же бывают следующими: один подобен пище - без него не обойтись; второй подобен лекарству - нуждающимся в нем время от времени; третий подобен болезни - в нем не нуждаешься и не увлекаешься им, но иногда приходиться общаться с подобными людьми.
В этом случае необходимо осторожно общаться с ними, чтобы избежать вреда с их стороны. При наблюдении за таким человеком получаешь пользу, т. е. смотря на его плохие и вредные поступки, стараешься избежать их.
Жертвуйте своими средствами, временем, делами ради друга до того, как он расскажет о своей нужде.
Один мужчина пошел к своему женатому другу и попросил денег, тот дал ему. Когда просящий ушел, то его друг огорчился. Жена спросила его: "Почему ты огорчился, неужели из-за денег? Если да, то ты мог найти причину ему их не давать". Но он ответил: "Я огорчился потому, что не догадался о нужде своего друга, пока он сам не сказал мне о ней". Храните секреты, недостатки друга. Не говорите о нем то, что может вызвать осуждение людей и их возмущение. Внимательно слушайте говорящего, находя при этом компромисс. Обращайся к человеку так, чтобы ему было приятно. Хвалите друга перед людьми и благодарите его за хорошие дела. Защищайте друга в его отсутствие, как самого себя. Давайте ему полезные советы и прощайте недостатки. Не упрекайте его.
Читайте ду1а своему другу при уединении, при его жизни или после его смерти. Заботьтесь о родителях и родственниках своего друга после его смерти. Не обременяйте друга своими проблемами. Делите радость и горе со своим другом. Первым приветствуйте его и уступайте ему место. При беседе с ним выслушайте его мысль и затем выскажите свое мнение.
Относитесь к своему другу так, как бы вы хотели, чтобы обращались с вами. Любите и уважайте друга только ради Аллаха Всевышнего.

Подготовил М. МУСЛИМОВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru