новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 128 (9649) среда, 19 октября 2005 года

ПЕДАГОГИКА, КАК ЧАСТЬ ЖИЗНИ

Одной из гуманнейших профессий по праву считают профессию учителя, который является посредником между создателями различных наук и теми, кто встал на путь их постижения. Понимая важность этих ценностей для развивающейся государственности, руководством нашей республики уделяется особое внимание вопросу педагогики и образования, которое определено как приоритетное направление в работе правительства Ингушетии.
Указанное обстоятельство стало сказываться не только на пополнении свободных вакансий в средних учебных заведениях молодыми специалистами, но и на увеличении числа молодежи, желающей получить профессию учителя.
По мнению преподавателя Ингушского государственного университета, кандидата филологических наук Эсет Хусейновны Далиевой, за последние годы ситуация в сфере образования заметно улучшилась, растет престиж образования.
Пожалуй, вряд ли кто усомнится в объективности оценки преподавателя, проработавшего десятки лет в общеобразовательных учреждениях республики, внесшего свой вклад в воспитание образованных личностей для возрождающейся ингушской государственности. От себя же хочется заметить, что будущее образования, прежде всего, за педагогами с большой буквы, чьи мысли и дела в первую очередь связаны с избранной стезей. Наш собеседник Эсет Хусейновна Далиева, интервью с которой мы записали в аудитории Ингушского государственного университета, относится именно к такой категории специалистов.
Родилась Эсет Хусейновна в одном из живописнейших уголков республики в селении Мужичи в многодетной семье Хусейна Далиева, состоявшей из 15 детей, в том числе, 9 девочек и 6 мальчиков.
Отец многодетной семьи, работавший в сфере торговли и мать, занимавшаяся швейным мастерством, воспитали детей в полном достатке. При этом приоритетное значение родители уделяли вопросу образования своих чад, которые оправдали надежды родителей. Все 9 дочерей и 6 сыновей после успешного завершения учебы в школе поступили и окончили высшие учебные заведения. Любовь к родной школе и учебному процессу наложили свой отпечаток на выбор профессии Эсет Хусейновны. Успешно сдав вступительные экзамены, Эсет поступает на филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета. Прочный фундамент знаний, полученный в родной школе, сильно пригодился Эсет в процессе учебы в высшем учебном заведении, которая всегда числилась среди лучших студенток факультета. И она, конечно же, понимала, какие надежды на нее, как и других ее братьев и сестер, возлагают родители.
По окончании вуза Эсет Хусейновна, уже в качестве учителя русского языка и литературы, ингушского языка и литературы, возвращается в родное селение Мужичи, впитавшей в нее любовь к отечеству, к родному языку. Здесь, в стенах школы, она получает возможность передать свои знания ученикам, жаждущих постичь азы ингушского и русского языков. Спустя несколько лет, она переводится на работу в Орджоникидзевскую среднюю школу № 2 учителем, где она проработала до 1999 года. Многолетний опыт работы пригодился Эсет Хусейновне в Ингушском государственном университете.
Через пару лет, в целях дальнейшего повышения уровня квалификации, она поступает в аспирантуру Кабардино-Балкарского государственного университета. Под научным руководством известного профессора, знатока ингушского языка и литературы Ибрагима Абдурахмановича Дахкильгова она успешно защищает диссертацию на тему "Ингушская поэзия начала 20 века".
Получив степень кандидата филологических наук, Эсет Хусейновна переводится на должность преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы Ингушского государственного университета, где продолжает работать по сегодняшний день.
- Эсет Хусейновна, почему Вы выбрали именно это направление деятельности. Многие, имея специальность учителя, выбирают другую работу, считая профессию педагога непрестижной?
- Профессия учителя на сегодняшний день является одной из самых востребованных не только в республике, но и в целом по стране. Чтобы обучать детей по каждому конкретному направлению, человек, взявший на себя ответственность, подчеркиваю ответственность, должен сам обладать грузом знаний, необходимых для преподавания. Но это далеко и не всегда так. С момента распада Союза развалилась существовавшая система образования, и определенное время данная сфера оставалась без внимания государства, что повлекло за собой появление мнения о непрестижности профессии педагога. К счастью, за последние годы как в стране, так и в республике ситуация существенно изменилась в лучшую сторону, и это, прежде всего, чувствуем мы, педагоги. Это повлияло и на то, что ингушская молодежь начала стремиться к получению этой специальности. В советское время, да и во все времена, имя учитель было священно и оно, конечно же, должно остаться таковым.
- Насколько известно, уровень знаний выпускников, которые затем поступают в высшие учебные заведения, остается сравнительно не высоким. На Ваш взгляд, что необходимо для улучшения ситуации в данном направлении?
- Думаю, что ситуация в данном направлении постепенно меняется в лучшую сторону, прежде всего, благодаря Президенту Республики Ингушетия, который определил образование приоритетным направлением в деятельности руководства республики. А именно, сегодня учительство республики стало ощущать больше внимания со стороны государства. Это и увеличение оплаты труда, признание заслуг педагогов, путем присвоения наград заслуженных за многолетний труд в учреждениях образования, строительство школьных объектов, а соответственно, снятие проблемы загруженности школ и многое другое. У учителей появилась возможность не думать о насущных проблемах, а потому они имеют возможность отдать себя целиком учебному процессу, школам, которым они призваны служить.
- Как бы вы охарактеризовали заинтересованность молодежи родным языком и литературой. Можно ли сказать, что интерес студентов к его постижению растет?
- Безусловно. Как видно из самого учебного процесса, студенты проявляют большой интерес, приобщаются к произведениям ингушских писателей, которые вызывают у учащихся массу приятных впечатлений. И очень многое зависит от преподавателя, который должен заинтересовать студента, передать им всю прелесть нашей поэзии и литературы. В этом есть еще один положительный момент. Ингушские произведения воспитывают молодежь в духе ингушских традиций и высокой нравственности. Я более чем уверена, что человек, хоть раз соприкоснувшийся с ними, не перейдет черту непристойных для ингушского и российского общества деяний и будет соответствовать высокому званию - ингуша. Это все в себе сочетает ингушская литература.

P.S. Как видно из вышеприведенной беседы, государственные вливания в сферу образования по прошествии небольшого периода времени начинают давать свои плоды: изменилось отношение молодежи к профессии, при выборе профессии молодежь выбирает специальность учителя, улучшается материальная обеспеченность педагогов. И все это не может не радовать, так как в современном мире только у образованного общества есть будущее, а воспитать образованное общество возможно только при наличии профессиональных кадров, над чем сегодня трудятся педагоги Ингушского государственного университета.
- Но а мы в свою очередь поздравляем профессиональный коллектив ИнГУ и все учительство республики с прошедшим праздником - Днем учителя и желаем успехов в деле воспитания классных специалистов для всех сфер жизни деятельности республики.

Х. МОЧКОЕВА.



МАЛЫШИ ПОДАРИЛИ ВСЕМ МИР…

На днях в дошкольном образовательном учреждении №6 "Звездочка" (г. Назрань) состоялся спектакль "В чем люди одинаковы", который вышел за рамки жанра и превратился в большое театрализованное действо.
Сценарий представления по мотивам сказки Джанни Родари - подарок детям от коллектива газеты "Сердало".
Заинтересовавшись актуальной темой спектакля, праздник детей посетили известная ингушская поэтесса Марьям Льянова и директор Государственной студии искусств Зара Долакова.

…АХ, как старались малыши донести до зрителей свое видение сказки знаменитого итальянца! С каким чувством входили они в роли забавных героев - Пастуха и Маленького Джигита, Индейца и Мальчика-с-Пальчика, Девочки Лейлы и Доброго Волшебника! Как бережно качала люльку с воображаемым младенцем малышка в белоснежном ингушском костюме! И как лихо танцевал лезгинку Маленький Джигит, кинжал которого вовсе не угроза окружающим, а "символ смелости мужчин Кавказа"!
Глаза гостей светились улыбками. Зара Долакова и Марьям Льянова сразу же отметили: "Дети участвуют в спектакле с большим удовольствием!" Очевидно, сказался неравнодушный подход к работе над сценарием и организации самого праздника. Он создавался таким образом, что всем его участникам пришлось проявить свои творческие способности и дополнять сюжет собственной фантазией. Сказку Джанни Родари превратили в пьесу журналисты газеты "Сердало", обогатив его ингушским национальным колоритом. Затем сценарий совершенствовали сотрудники детсада "Звездочка": ввели в сказку коллективные песни малышей, стихи, танцы. Они основательно подготовили спектакль, посвятив ему немало репетиций в течение лета. Не жалея своего времени, работали с детьми заведующая детсадом "Звездочка" Лидия Шадиева, музыкальный руководитель Марина Гадаборшева и воспитатель Аза Боголова. Старались приблизить текст к детскому пониманию, подбирали костюмы, учили с ребятами песни, работали над танцами...
…Спектакль прошел "на одном дыхании". Атмосфера была праздничной. Разноцветные шары, нарядная национальная люлька, изящная Елочка, "выросшая" в центре зала… В руках у малышей - самолетик, каштаны, красивые игрушечные фигурки. И началось представление! Маленькие артисты рассказали нам, как их сердца жаждут счастливого мирного Детства. С мамами и папами рядом, с качелями и каруселями, верными друзьями и любимыми воспитателями.
Нет!
Солнце, рощи и ручьи -
Они для всех,
Они - ничьи.

Мы их делить не будем:
Пусть дарят радость людям!
- говорили малыши, выражая бесхитростными словами основную идею спектакля - призыв к миру и дружбе между детьми всей планеты.
МАЛЕНЬКИЙ Пилот гостеприимно приглашал сердитого Пастуха в Джейрахский район - набраться сил в живописных местах Ингушетии. Маленькая героиня инсценировки песни "Мать поет" на стихи Джемалдина Яндиева трогательно исполнила роль ингушской Матери, оберегающей родное дитя. Привнесенный в итальянскую сказку элемент быта ингушей стал своеобразным поэтическим символом Мира. Взрослые и дети превратили спектакль в источник разнообразных сюжетов. Сказка Джанни Родари , попавшая на почву Ингушетии, засверкала красотой образов и гуманизмом идей!
В образе маленькой Лейлы каждый ребенок увидел самого себя, ведь Девочка представила себя как воспитанницу "Звездочки". Дети это поняли, как только она упомянула имя их главного повара…
Вот захватившая их сцена:
СТАРУШКА: Убери гармонь! Мы любим дудочку!
ДЕВОЧКА ЛЕЙЛА: Но у гармошки удивительный звук. Вот послушайте…
СТАРУШКА: Быстро уходи, а то я брошу в тебя каштаны…
ДЕВОЧКА ЛЕЙЛА: А я люблю каштаны! А еще овсяную кашу с ананасом! Наш повар тетя Роза ее так вкусно готовит! У меня много друзей в детском садике. А дома у нас дружно живут кошка Пушок и собачка Лайка. Еще у меня есть говорящий Попугай Персик. Когда ко мне приходят подружки, он с ними весело здоровается: "Ура! Девочки пришли!"
Спектакль завершился, маленькие артисты получили в подарок по великолепному яблоку. Однако вместе с гостями они и не думали расходиться по домам.
…ВТОРАЯ часть представления. Выпускница Ростовской консерватории Зара Долакова села за фортепиано и начала музицировать. Марьям Льянова, выйдя к малышам, экспромтом организовала Урок Поэзии в виде увлекательного диалога. Марьям Ахмедовна читала малышам новые стихи из своей будущей книги детских стихов "Радуга", которая вот-вот появится в свет при поддержке мэра Назрани Магомеда Цечоева.
"Я очень рада, что попала на этот чудесный праздник, - сказала директор Студии искусств Зара Долакова. - Возможно, кто-то из вас, маленьких танцоров и чтецов, станет музыкантом и пополнит ряды деятелей искусства республики. Замечательно, что воспитатели "Звездочки" вовлекают детей в мир прекрасного и ориентируют их на единение людей ". Марьям Льянова отметила: "Коллектив газеты "Сердало" выступил с хорошей инициативой: подарил нашим детям сказку, в которой столько Добра и Света! Праздник удался: каждый ребенок, принявший участие в театрализованном представлении, вынес из него самое светлое и радостное…"
Сегодня коллектив детсада № 6 работает над новой постановкой. Сценарий написан еще одной творческой личностью. Так что малышам из "Звездочки" некогда скучать!

М. ГОРТИКОВА



Марьям ЛЬЯНОВА СТИХИ, ПОДАРЕННЫЕ ДЕТЯМ…

(из будущего сборника "Радуга")

РАДУГА
Я на радугу-дугу
Насмотреться не могу.
Разноцветным коромыслом
Над землей она повисла.

Если быстро побегу,
То потрогаю дугу.
Но пока я размышляла,
В небе радуга пропала.

ЗАГАДКА
Ног не имеет, но бежит
вперед неудержимо,
И каждый чувствует его,
Хотя оно незримо.

АМИНА
Села у камина
Девочка Амина.
Вяжет кукле Маше
Теплые гамаши,
А щенку и мишке
Шьет она штанишки.

"Две недели до зимы,
Подготовимся и мы,
Чтобы даже в холода
На дворе гулять всегда"

Так игрушкам говоря,
Не роняет время зря,
Сидя у камина
Девочка Амина.

"КОЛЛЕКТИВ ГАЗЕТЫ "СЕРДАЛО" ВЫСТУПИЛ С ХОРОШЕЙ ИНИЦИАТИВОЙ: ПОДАРИЛ НАШИМ ДЕТЯМ СКАЗКУ, В КОТОРОЙ СТОЛЬКО ДОБРА И СВЕТА!
ПРАЗДНИК УДАЛСЯ: КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ВЫНЕС ИЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ САМОЕ СВЕТЛОЕ И РАДОСТНОЕ…"
Марьям ЛЬЯНОВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru