новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 112 (9633) среда, 21 сентября 2005 года

ПОЧЕРК МАСТЕРА

Имя талантливого художника Хож-Ахмеда Имагожева широко известно не только у нас в республике, но и далеко за её пределами. Имагожев Хож-Ахмед Абдул-Саламович родился 24 сентября 1960 года в с.Насыр-Корт Назрановского района Чечено-Ингушской АССР.
Окружающие замечали, что с самого раннего детства его внимание привлекало всё необычное, красивое, радующее глаз. Хож-Ахмед очень рано понял, в чём его призвание. Он поступил в Северо-Осетинское художественное училище, которое успешно закончил в 1979 году.
Ещё в студенческие годы Хож-Ахмед начал самостоятельно заниматься живописью. Уже с 1978 года подающий большие надежды молодой художник выставляется на республиканских, всероссийских выставках в Москве, Ставрополе, Уфе, Орджоникидзе, Ростове-на-Дону.
Хож-Ахмед работал художником-оформителем, затем научным сотрудником по прикладному искусству и этнографии в Ингушском государственном музее краеведения. Параллельно художник не только совершенствует своё мастерство, но и передаёт свои знания учащимся Назрановской детской художественной школы.
Но этим круг его интересов не исчерпывается. Х-А.Имагожев проявил себя как прекрасный организатор археологических научных экспедиций. Принимал участие в цикле телепередач "Археология и наша история" в 1994-96 годах. Занимается восстановлением многих утраченных старинных форм национальных костюмов. По его эскизам воссозданы средневековые костюмы ингушей, которые отличаются особой красотой.
Живя всю сознательную жизнь в Ингушетии, Х-А.Имагожев изъездил и исходил все её уголки. Далёкая от городской суеты и максимально приближённая к природе жизнь учила познавать её тайны и красоту. По признанию самого художника, не было в его жизни более счастливых мгновений, чем моменты общения с природой один на один. Сказочные нагромождения скал, камни, как драгоценные самоцветы, переливающиеся игрой красок, мхи, цветы, травы - всё это из романтической памяти, но увиденное по натуре, оживавшее, претворяясь в зримые, живописные образы. Так, из-под кисти мастера рождаются прекрасные полотна "Эгикал", "Вовнушки", "Башня Баркинхоевых", "Селение Ляжги".
Работы на исторические темы Хож-Ахмед стал писать с конца восьмидесятых. Его всегда интересовала история своего народа и отличал свой очень индивидуальный подход ко многим вопросам. В частности, нежелание идти по проторенному пути и найти свои решения. И, наверное, именно поэтому его работы не спутаешь ни с чьими другими. Он один из немногих ингушских художников, который целенаправленно пишет полотна на исторические темы. При этом глубокое знание языка быта и истории народа явились главными условиями при творении многих картин. Произведения художника отражают историю и культуру ингушского народа, показывают колорит и неповторимость родного края - древней земли Ингушетии. Главная тема его картин - проникновение в тайны древностей, вечная борьба земного и небесного. Она отражена в таких работах как: "Аланский полководец гор", "Янд - строитель башен", "Гибель Магаса", "Строительство башни", "Амазонка", "Калой-кант поверженный", "Диалог Сеска-Солса с лаской", "Гор", "Войско гаргареев", "Поход скифов через Кавказ", "Строительство башни" и многих других.
Хож-Ахмед Имагожев пишет необыкновенно живые пейзажи, которые не смогут оставить зрителя равнодушным. Особенно примечателен в этом плане "Пленэр", выполненный в Джейрахе. Художник изобразил себя работающим в горах. Вся фигура живописца очень сосредоточена. Напряженной мыслью проникнуто пространство картины. Зрителем овладевает такое чувство, что вдохновение легко перелетает с ветвей деревьев в душу художника.
Невозможно обойти вниманием замечательные женские портреты художника Имагожева. Лица его героинь необыкновенны, такие редко встретишь в повседневной жизни. Недаром художник сам как-то признался: "Я ищу такое лицо, которое меня бы заставило взяться за кисть. В нём должны быть суммированы те качества, мысли, чувства, которые являются воплощением женской сути, смыслом жизни ингушки. И не важно, в каком времени я её пишу. Истинная суть ингушской женщины осталась прежней: она - мать, она - сестра, она - дочь, она - продолжательница рода." Такими и стали героини картин "Амазонка", "Девушка в курхарсе".
Хож-Ахмед Имагожев - автор более чем 250-ти живописных работ и графики. Картины художника имеются в фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия, в музее Мемориального комплекса жертвам репрессий Республики Ингушетия, в Ингушском музее краеведения им. Т. Мальсагова, в музеях Чувашии, Башкортостана, Татарстана, Северной Осетии, Москвы, Ставрополя и других регионов России, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Он член Союза художников РФ с 2002 года.
Указом Президента Республики Ингушетия от 20 июля 2005 года Имагожеву Хож-Ахмеду Абдул-Саламовичу присвоено звание "Народный художник Республики Ингушетия".
Хож-Ахмед Имагожев молод и впереди у него ещё много времени для реализации творческих планов и замыслов, которые он несомненно воплотит в жизнь. Для этого у художника есть всё - живописная школа, выставочный опыт и ясная мировоззренческая позиция.
Накануне юбилея хочется пожелать Хож-Ахмеду Абдул-Саламовичу счастья, здоровья и реализации самых смелых творческих замыслов.

Т. АЖИГОВА,
ведущий научный сотрудник
Государственного музея изобразительных искусств Республики
Ингушетия



Башенный комплекс Тарш

"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости"
А.С. Пушкин
Тарш - крупный замковый башенный поселок. Расположен на отроге горы Маьт-Лоам, неподалеку от Шоана и Белган. Если последние два комплекса находятся вблизи дороги, то Тарш расположен на высоком крутом склоне. Не было и сегодня здесь нет колесной дороги. Чуть восточнее от Белгана к верху тянется узкая извилистая тропа. И мы идем по этой тропе, взмокшие, еле передвигая ноги. Старшие по возрасту горцы шли бодрее, чем молодежь с плоскости. Есть, оказывается, веками выработанная методика хождения в горах. Прежде всего нельзя торопиться, что мы и делаем в начале пути, а потом задыхаемся. Горцы нам объяснили, что в гору нужно идти медленно, чтобы со стороны незаметно было, идет ли человек или стоит. Этим правилам несколько лет назад пренебрег всегда живший в городе торшхоевец - Торшхоев Магомед и сердце его не выдержало. Увидев родовые башни, он поторопился подняться к ним не по тропе, а прямо по крутому склону и жизнь его оборвалась трагически. Об этом случае напоминает памятник из черного мрамора, стоящий у подножия этой горы, вблизи дороги Джейрах-Таргим.
Через несколько часов мы уже наверху, у родовых башен торшхоевцев. Каждый из нас ищет, где бы приземлиться, отдохнуть, взором обводя окрестность. Башни Тарш стоят на довольно обширном и плоском отроге горы. Если сравнить с другими башенными комплексами горной Ингушетии, например с соседним Шоан, здесь довольно просторно. Есть земли для выпаса скота, а также для пахоты.
По описанию ученых-кавказоведов, здесь некогда было 3 боевых и 12 жилых башенных сооружений с различными пристройками и остатки 3-х каменных оборонительных стен позднего средневековья. Башни и другие сооружения полуразрушены. Разрушены они не временем, а людьми во время нашей депортации. Это произошло, когда "отец народов" подвергал уничтожению нежелательных ему и его окружению мирных людей.
Каждая из боевых башен входила в состав самостоятельных, но тесно взаимосвязанных, мощных замковых комплексов. Одна из башен осталась недостроенной. Работу надо было закончить в строго установленный срок - в течение одного года. По каким-то причинам мастер не уложился в регламентированный срок - 365 дней. И башня осталась недостроенной.
В высоту боевые башни Тарш достигали 22-23 метров, у них не было каменных навесных машикули - балкончиков. В стенах 2-5 этажей сделаны многочисленные узкие бойницы для огнестрельного оружия, редкие сводчатые оконные проемы.
В черте поселка располагаются 2 крупных конусовидных "мешка" - отсека для хранения сельхозпродуктов и жидкости, аккуратно выбитые в скальном грунте. Куполы отсеков закрывались округлыми каменными плитами… (Д. Чахкиев "Древность горной Ингушетии" стр. 63).
По рассказам старожилов, боевые или жилые башни возводились одновременно со склепами - солнечными могильниками или как их называют у нас "Маьлхара каша". Ничто не вечно под луной. Эта аксиома хорошо известна всем. Наши предки хорошо знали об этом и заранее готовили место для ухода в мир иной.
Вблизи поселка Тарш находится так называемый "Городок мертвых", который включает десятки склеповых усыпальниц. Они разные. Одни из них сложены подобно башенным, только в уменьшенном виде, другие - ядрообразные.
По мнению ученых, склепы "Городка мертвых" датируются XVI - XVIII веками. Многие из них археологическим раскопкам еще не подвергались. И эту работу предстоит еще завершить.
В тот день, когда мы были в поселке Тарш, здесь был сход выходцев из Тарш: Таршхоевых, Гудантовых, Даскиевых, Досхоевых, Марзабековых, Пошевых, Сослановых и других фамилий. Это был не первый их сход. Таршхоевцы чуть ли не каждый год собирались у своих родовых башен и обсуждали насущные проблемы своей фамилии, народа и республики, знакомились друг с другом.
В тот раз решили принять программу своего рода, наметить конкретные задачи, определить ответственных за их исполнение. Речь шла о воспитании молодежи, по оказании помощи нуждающимся, направлении одаренных детей в высшие учебные заведения. Старшие по возрасту рассказывали о трудностях и лишениях нашего народа, но что бы ни случилось, ингуши выжили, не потеряли честь и достоинство, говорили они. Сегодня Ингушетия строит свою государственность и каждый должен быть готовым, чтобы занять соответствующее место, а для этого нужно хорошо учиться и быть в дружбе и согласии не только в семье, но и с соседями, - призвали старшие.
Один из пожилых седобородых стариков привел притчу о семье: "Говорят, что Бог каждую ночь под пятницу посылает ангелов посмотреть, в согласии и дружбе живет ли семья. При этом Бог дает такое напутствие ангелам:
- Идите и посмотрите, как живет семья. Если в ней согласие, то дайте ей еще столько же благополучия, сколько у нее имеется. Если же семья живет недружно, столько же благодати снимите с нее и отдайте дружной семье.
Увидев, что дети улыбаются своим родителям, слушаются их, а в семье - счастье, ангелы радостно смеются и на своих чудесных крыльях улетают на небо". Эта легенда записана проф. И. Дахкильговым.
После полудня мы начали обратный путь, увидев прекрасную природу родных гор - башенные комплексы - творение наших предков, услышали много интересного о прошлом, поближе узнали друг друга и обещали вернуться и в следующий год, но этого не случилось. Погиб от рук бандитов светлой памяти Б.Батхиев - с любовью и уважением относившийся к прошлому своих предков, организатор всех сходов таршхоевцев у родовых башен. Но программа, составленная им, осталась. Думается, работа по его исполнению будет продолжена и мы еще не раз вернемся к этой теме.

М-Б. ЦИЦКИЕВ
На снимке: башни Тарш



Все остается людям

Миротворческая миссия - одна из самых почетных обязанностей ингушских алимов. Она здесь необходима как вода и воздух. Связано это с сильно сохранившимися в ингушском народе обычаями, такими как кровная месть, вражда на почве различных бытовых ссор, разводов и иных негативных явлений в общественной жизни. Мирить людей могут только те, кто является образцом и примером для других. Одним из таких является председатель примирительной комиссии Малгобекского района и г. Малгобек Республики Ингушетия Алихан-хаджи Ахметович Муцольгов. За свою деятельность этот неутомимый борец за справедливость награжден орденом "За заслуги", почетной грамотой от Президента РИ М.М.Зязикова. К этим наградам его представляли духовный центр мусульман Ингушетии, различные организации и практически вся общественность республики. За большой вклад в примирение он также награжден почетным дипломом от Муфтията РИ. Министерство культуры РИ ему присвоило диплом 1 степени за участие в духовном конкурсе "Голос гор", Госкомстат России наградил его нагрудным знаком за активное участие во Всероссийской переписи населения 2002 года. В наградном активе Алихана-хаджи имеется и грамота от НОС "Даймохк" (Отчизна) за активное участие в общественной жизни республики.
Именно о таких людях надо рассказывать на страницах газет, чтобы они служили примером для молодежи, которая приняла на себя обязанность продолжить религиозные традиции народа и вершить добрые дела.
Что самое главное в жизни человека? Построить дом, вырастить сына и посадить дерево - это все понятно. Но суть все же видится в том, в какой гармонии со своей совестью с высоты прожитых лет он находится. Значит главное - это ощущение счастья , которое, как выяснили мудрецы, хранится в сознании своей востребованности, нужности людям, когда человек без тени сомнения может произнести: "Я доволен своей жизнью". Именно эти слова запомнились мне в беседе с председателем примирительной комиссии по Малгобекскому району Алихан-хаджи Муцольговым. Его поколению пришлось пережить много трудностей, стать свидетелем трагических изломов в судьбе своего народа, но чувство исполненного долга позволяет Алихану Ахметовичу говорить сегодня, что он добился главного в жизни: признания людьми его труда. Это, без сомнения, значит, что жизнь удалась.
Однако дадим слово нашему собеседнику, который, начав свою трудовую деятельность в 12 лет, продолжает ее и поныне, но уже в роли общественного деятеля.
- Алихан-хаджи, перечень Ваших общественных нагрузок сложно сопоставить с обычными человеческими возможностями, сколько их у Вас?
- На общественных началах я участвую во многих движениях и комиссиях нашей республики, среди которых наиболее важной и значимой во всех смыслах считаю миротворческую работу. Эту миссию я бы определил как долг истинного мусульманина. Ведь, что может быть благороднее, чем примирение враждующих сторон, еще вчера прибывавших во власти гнева (одного из самых больших грехов) и готовых нередко совершить другой тяжких грех - лишить жизни себе подобных. Хотя, истины ради нужно сказать, что примирение на почве кровной мести, когда уже произошла трагедия - один из самых тягостных моментов в работе нашей комиссии. В жизни складываются самые разные обстоятельства, предшествующие вражде: бытовые ссоры, дорожно-транспортные происшествия, просто элементарное пренебрежение нормами религии, общественными устоями. Приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы прийти к главному: прощению друг друга. Есть, конечно, люди, для которых нет ничего святого, в том числе и данного слова. Но их, к счастью, не так много. Хороших людей все же больше. Работа примирительной комиссии ведется в тесном сотрудничестве с представителями духовенства (алимами), работниками администраций Малгобекского района и города Малгобек, а также местных правоохранительных органов. Основная наша задача - это своевременное вмешательство, недопущение углубления противостояния.
Что касается иной деятельности, то я являюсь членом комиссий по предотвращению распространения наркомании, опеке сирот, делам несовершеннолетних, возвращению и обустройству в Ингушетии русскоязычного населения, поддержке молодой семьи. Участвую в работе Совета центральной мечети г. Малгобек и городского актива старейшин. Являюсь членом общественного Совета при Президенте РИ, председателем филиала Малгобекского отделения Ингушского общенационального союза "Даймохк" (Отчизна). В общем, всего и не перечислишь.
- Расскажите поподробнее о каждой деятельности отдельно.
- О том, какое зло заключает в себе наркомания, думаю, излишне напоминать. Главная наша задача в этом направлении - разъяснить людям, прежде всего, молодежи, о том вреде, что несет в себе эта чума современного общества. Поэтому основной упор мы делаем на предостережение молодых людей от совершения необдуманных поступков. Мы разъясняем, что те, кто хочет попробовать наркотики, в большинстве случаев идут к пропасти.
В комиссиях по опеке сирот и делам несовершеннолетних наша деятельность тесно связана с властными структурами и, конечно, мы действуем в рамках действующих законов. Мы выезжаем на места, анализируем ситуацию и по мере возможности решаем проблему, содействуем в оказании нуждающимся людям материальной помощи. Согласно существующим программам, помогаем молодым семьям становиться на ноги. Как член комиссии по возвращению русскоязычного населения к местам бывшего проживания, вместе с руководителем комиссии зам. главой администрации г. Малгобек Елизаветой Гайтукиевой мы проводим большую работу по обустройству вернувшихся на родину людей, которые покинули свои дома после начала известных трагических событий на Северном Кавказе.
Комиссия помогает возвращающимся семьям, гражданам в приобретении жилья, в поиске работы. К слову сказать, глава Республики Ингушетии М.М.Зязиков очень внимательно следит за этим процессом, постоянно находясь в курсе событий. Как член городского и районного актива старейшин, я бываю на всех совещаниях и заседаниях актива, участвую во всех мероприятиях, посвященных тому или иному торжеству, и если там возникают вопросы, то мы рассматриваем их и по возможности решаем с главами администраций города и района.
Как член общественного Совета при Президенте РИ, я стараюсь довести до главы республики проблемы людей, а также пути решения этих вопросов. Хочу сказать, что М.М. Зязиков остро чувствует чаяния своего народа и всегда готов помочь каждому в созидательной деятельности, несмотря на то, что это крайне сложно при его огромной ответственности и загруженности.
Я являюсь Председателем отделения Ингушского общенационального союза "Даймохк" (Отчизна). Мне приходится контактировать со всеми общественными движениями, имеющими благие намерения и цели. Мы поддерживаем связь с общественными организациями Северной Осетии в благородной миссии примирения соседей, возвращения в прежние места проживания вынужденных переселенцев.
Приходится работать с призывниками, а также с их родителями. Могу с гордостью сказать, что в прошедшую призывную кампанию Малгобекский район стал лидером по числу добровольцев, пожелавших отдать свой воинский долг Родине.
Нужно сказать, что вся эта работа проходит обсуждение с имамом мечети г. Малгобек Хасаном-хаджи Гуражевым перед пятничной молитвой. Мы обсуждаем с ним самые разные вопросы и стараемся найти наилучший выход из всех трудных ситуаций, возникших у отдельных людей в обществе в целом.
Можно долго еще рассказывать про общественную работу, и о том, что мне действительно искренне хочется сделать на благо людей с помощью Всевышнего, но не буду вас утомлять.
- Алихан-хаджи, расскажите о своих корнях, семье...
-Родители мои, как и большинство ингушей, крестьянского происхождения. Отец - Ахмет Махмагазиевич, 1913 года рождения, участник Великой Отечественной войны, имел многочисленные награды. Он прожил долгую, трудную, но полную событий жизнь и умер сравнительно недавно - в 1994 году после длительной болезни. Рос он в большой и дружной семье, состоявшей из 20 детей, которые родились от двух жен. Мать - Сахар Исаевна была на десять лет младше отца. Она ушла из жизни слишком рано - в 1964 году. На ее здоровье отразились суровые годы, проведенные в ссылке.
Это было тяжелое время и для нашей семьи, и для ингушского народа в целом. Слава Всевышнему, что мы вернулись на родину, хотя многие обрели там последнее пристанище. Хотелось бы сказать и о деде по материнской линии - Иссе Чолдаровиче Точиеве, скончавшемся в 1968 году в восьмидесятилетнем возрасте.
Это был мудрейший человек, знаток ислама, известный во всей Ингушетии. Я был совсем молодым, когда он мне внушал общечеловеческие истины, ставшие основой моего мировоззрения. Дед всегда рассказывал о тех делах, которые зачтутся нам перед Всевышним, и подчеркивал три из них: миротворческую миссию, посещение больных и пожилых людей и участие в похоронах умерших.
Он учил меня не поддаваться соблазну материального мира и всегда призывал идти путем, предписанным пророком Мухаммедом. Что касается моей семьи, у меня две дочери и два сына. Все имеют высшее светское и религиозное образование, дочери замужем, имеют свои семьи. Мне грех на них жаловаться.
Мы уже говорили, что Алихан-хаджи начал свою трудовую деятельность в 12-летнем возрасте, хотя в тот период ему не полагалось иметь главный подтверждающий документ - трудовую книжку. Тем не менее, юному Алихану приходилось заготавливать дрова, заниматься прополкой сельхозкультур в колхозах, параллельно учиться в школе.
Вместе со многими ингушами ему довелось узнать и вкус "горького хлеба", добываемого на заработках, в перерывах между которыми он умудрялся закончить несколько учебных заведений. Его жизненный путь состоит из благих дел, из которых соткан ислам.

А. КАРТОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru