новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 111 (9632) вторник, 20 сентября 2005 года

* Юбилей

ИМЯ, СТАВШЕЕ БРЕНДОМ…


имеет лучший учитель ЮФО Роза Кокурхоева
В октябре 2005 года заслуженный учитель Республики Ингушетия, победитель Российско-американского конкурса преподавателей английского языка и страноведения США Роза Кокурхоева отметит 25-летие своего педагогического труда.
БРЕНД "Школа Кокурхоевой" означает "высокая педагогическая марка". Многие воспитанники этого педагога Назрановского лицея сегодня работают в разных странах мира: знание языка-лидера позволяет.
… "Я к Вам пишу из Америки", - сообщила Розе Аюповне ее вчерашняя ученица Наташа Тищенко. Девушка живет в штате Мериланд, учится в университете Таусон. Судя по ее письмам, все у нее в порядке. Условия жизни - великолепные: "В университете есть магазин, гостиница, больница, стадион. В процессе учебы можно совмещать общеобразовательные и специальные предметы так, как пожелаешь". Наташу с ее превосходным знанием английского сразу приняли в основную университетскую группу! Она занимается вместе с американцами. Своей учительнице студентка написала: "Мне не понадобились предварительные курсы. Спасибо Вам за все! Без Вашей помощи я бы английский не знала и в Америку бы не попала".
А вот сама Роза Кокурхоева несколько лет назад совершила глобальный переворот в своей жизни. Педагог сделала выбор в пользу родного края и попала на Родину - в Ингушетию. Именно тогда по приглашению бывшего директора Назрановского лицея Сергея Чапанова она покинула Казахстан и переехала жить на Северный Кавказ.
С той поры педагог преподает английский язык в лицее. Правда, обещанного жилья Роза Аюповна так и не получила…Живет до сих пор на частной квартире. Однако не унывает. Надеется, что позитивные изменения в сфере образования скажутся и на ее жизненном уровне. Так что настоящие патриоты Ингушетии - вот они, рядом с нами…
До приезда в родные места Роза Кокурхоева жила в Караганде. Она выросла в семье знатного шахтера, кавалера многих орденов. Окончила Кокчетавский педагогический институт. Много лет жизни отдала педагогике.
Четверть века в школе - немалый стаж. За это время Роза Аюповна достигла больших высот в педагогике. Это первый преподаватель английского языка в Ингушетии, ставший лауреатом престижного Российско-американского конкурса преподавателей английского языка. Она - лучший учитель ЮФО.
Воспитанники учителя Назрановского лицея Розы Кокурхоевой ежегодно одерживают победы на республиканских Олимпиадах. Призеры 2005 года - Фатима Чумакова (1 место), ныне студентка МГУ, Тамара Мациева (2 место), ныне студентка факультета лингвистики Московского педагогического института, Лаура Парчиева (2 место), Лейла Дахкильгова (3 место).
Ее ученица Фатима Чумакова стала лауреатом Международной конференции "Юность, наука, культура" (2005 год) и Московского Международного форума "Одаренные дети". Пошли по стопам своего педагога студентки Ингушского госуниверситета Хава Кузьгова, Ашат Бакаева, Танзила Хутиева, Жанна Оздоева и другие.
Не только дети, но и взрослые мечтают попасть к этому педагогу в ученики. В их числе - ее коллега, молодой учитель истории Мурат Газдиев. Не говоря уже об авторе этих строк…

Адрес успеха
Рубрику "Жизнь замечательных людей" московского журнала "Одаренные дети" Фатима Чумакова, воспитанница Розы Кокурхоевой, обогатила своей статьей "В человеке все должно быть прекрасно…" Она, лауреат Московского Международного Форума "Одаренные дети", подготовила ее на английском и русском языках. Таким образом эта блестящая работа, повествующая о двух гуманистах современности - принцессе Диане и Президенте РИ Мурате Зязикове, - и была напечатана в престижном издании.
Статья Фатимы - единственный труд участника Форума, опубликованный в журнале на английском языке. Так что бренд "Школа Кокурхоевой" признан и в Москве!
Поздравляем Фатиму - гордость Назрановского лицея - с поступлением в МГУ!



СЛОВО О ДИАНЕ

(из журнальной статьи)

ЗА сострадание, заботу и беззаветную преданность людям Диану называли народной принцессой, королевой людских сердец. И именно это признание она ценила больше всего. Быть может, впервые знаменитостью она стала , когда вышла замуж за принца Уэльского. Позднее, благодаря своей деятельности она стала символом мировой моды и славы, добилась признания миллионов людей.
Таинственное великолепие Дианы, чувство стиля привлекали к ней толпы любителей моды. Однако свет исходил не от ее одеяний, а от внутренней женской силы.
ДИАНА участвовала в работе 150 благотворительных организаций, 90 из них она возглавляла. Когда Диана погибла в автокатастрофе, ввергнув в траур весь мир, закончилась сказка для миллионов людей, следивших за каждым поворотом ее жизни.
Думаю, миллионы людей в России искренне горевали по безвременной кончине Дианы. Мне хочется верить, что она останется в наших сердцах не только великолепной леди, но и человеком, сделавшим так много для простых людей.
ПРОЙДУТ годы, но строки из песни Элтона Джона (сочиненной о Голливудской звезде), которые в измененном варианте обрели в 1997 г. новый смысл, будут служить вечным напоминанием о жизни и трагической гибели Дианы:

"Прощай, английская роза,
Страна, надломленная потерей твоей души,
Будет тосковать по крыльям
твоего сострадания
Больше, чем ты когда-либо
могла представить"

Фатима ЧУМАКОВА



ПОРТРЕТ ШКОЛЫ XXI ВЕКА

(представляем коллектив лицея г. Назрань: открытия, проблемы, герои дня)
Хади делится своими впечатлениями:
- Мадина Яхъяевна- открытая, доброжелательная, целеустремленная.Ученики ее просто обожают!
Историк Целлоева - мастер педагогики. Ее уроки - диалог прошлого с настоящим, Праздник Души. От нее мощным потоком идет положительная энергия, она передает нам свой заряд горения. Глубоко благодарна ей за те знания, которыми она щедро со мной делится! Хорошо, что у нас в республике есть такие замечательные педагоги…
Хади повезло с наставником,профессионалом высокого класса. Почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель Республики Ингушетия Мадина Целлоева - финалист Всероссийского конкурса "Учитель года - 2003". Незабываемым событием она считает собственный урок краеведения "Ингушский национальный костюм", проведенный в московской школе № 1004. Десятиклассники, одетые в национальные костюмы, изучали историю ингушского народа, читали стихи, танцевали лезгинку…
У симпатичной девушки Хади есть заветная мечта - стать настоящим педагогом. Ориентир у нее перед глазами…



Открытие И КАЖДОЕ ИМЯ - ЛЕГЕНДА…

К 60-летию Великой Победы учитель истории, лауреат республиканского конкурса "Учитель Года -2001" Лидия Солсовна Гайтукиева провела вместе с семиклассниками активную поисковую работу. Она попросила ребят собрать у старших родственников воспоминания об их участии в Великой Отечественной войне. Ребята представили педагогу немало редких материалов, которых нигде не найти…
Некоторыми документами лицей поделился с Ингушским Государственным музеем краеведения имени Т.Х.Мальсагова.

КАК УМНЫЙ КОМБАТ И ПИСАРЬ ИГОЛКИН ПРИКАЗ СТАЛИНА ОБОШЛИ…
…Зяудин Джамалдинович Гайтукиев добровольцем ушел на войну. Он оказался на Сталинградском фронте. Служил телефонистом 169-ой стрелковой дивизии 680-го стрелкового полка. Первый бой принял в октябре 1942 года. Проявив мужество, получил медаль "За оборону Сталинграда". Вскоре вместе с товарищами врукопашную вступил в тяжелый бой. Отважному Зяудину вручили вторую медаль - "За боевые заслуги"…
При форсировании Днепра в конце 1943 года мой дедушка был тяжело ранен. Жизнь ему спасли умелые руки санитаров…
В феврале 1944 года наш народ постигло большое горе: началась депортация ингушей. Как и всех его представителей, Зяудина хотели прямо с фронта отправить в ссылку. Но уйти с передовой "как дезертир" он не собирался. Подполковник Шарапов его отлично понимал, но как быть с приказом Сталина? Не выполнишь - расстрел. И тогда сообразительный комбат и писарь полка Иголкин решили изменить моему деду имя! Был Зяудин Джамалдинович- стал Николай Дмитриевич! Так дедушка остался на своем посту защитника Родины.
Сражаясь с врагом, Зяудин дошел до Берлина. В августе 1944 года он опять был ранен - в боях между Польшей и Германией. Тогда ему вручили третью медаль "За отвагу", а в 1945 году - "За Победу над Германией". После войны его "догнали" еще восемь наград! 11 марта 1985 года он получил орден Отечественной войны II степени.

Вот какие у нас смелые деды…
Илез Гайтукиев,
ученик 11 гуманитарного класса,
ныне - студент экономического факультета Ингушского госуниверситета



МОЙ ДЕДУШКА - НАСТОЯЩИЙ ДЖИГИТ!

ДЛЯ меня герой - мой дедушка Ахмет Изнаурович Албаков. Он был командиром огневого взвода первой батареи 71-го пушечного артиллерийского Минского полка.
Дедушка прошел всю войну и был демобилизован в 1947 году. Где он только не воевал: под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белоруссию, брал Берлин…
За прорыв блокады Сталинграда его представили к званию Героя Советского Союза. За время войны моего деда дважды представляли к этому званию и дважды отказывали: он был сыном репрессированного народа…
Всех джигитов Ингушетии отличает печать Мужества.

Ислам Албаков,
8 "Б" класс



СМЕЛЬЧАК ИЗ СЕЛА САГОПШИ

Эту работу я посвящаю моему земляку - настоящему горцу. Усман Берсабекович Белхароев, уроженец села Сагопши, в Великую Отечественную отважно защищал Ленинград.

Во время своего поиска я нашел в семейном архиве интересные документы. Оказывается, поздней осенью 1941 года Усман Белхароев защищал "Дорогу жизни", проходившую через Ладожское озеро! Для осажденного города дорога была бесценной. По ней перевозили военное снаряжение и продовольствие для блокадного Ленинграда. Гитлеровское командование пыталось ее оборвать, обрушивало на нее непрерывные удары с воздуха и суши.
…Днем и ночью над ледовой трассой Ладоги патрулировали советские самолеты, героически отражая атаки вражеской авиации. Среди защитников Ленинграда находился и смельчак Белхароев. В боях с фашистскими захватчиками его тяжело ранило…
Мы помним о подвигах храбрых земляков!

Магомед Белхароев,
ученик 5 "В"класса



Нить творчества

ЭТИ ВДОХНОВЕННЫЕ УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ…


"Оптимист и человек высокого нравственного долга" - говорят в лицее о Фатиме Хусейновне Булгучевой. Почетный работник общего образования РФ, учитель русского языка и литературы Булгучева заведует кафедрой словесности, курирует гуманитарный профиль обучения.
…По сути, ее уроки являют собой настоящую вузовскую подготовку. Фатима Булгучева собрала вокруг себя целое созвездие талантливых ребят. Ежегодно ее ученики побеждают на Всероссийских форумах и конференциях, республиканских Олимпиадах.
…Вот одна из дорогих наград учительницы. Это "Диплом национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция", полученный за успех ученика Руслана Мержуева, лауреата Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экономики и безопасности жизнедеятельности "ЮНЭКО" (2004). Руслан получил тогда и орден "Наш Олимп".
Другой ее ученик - Бибот Котиев стал лауреатом Всероссийской открытой конференции обучающихся "Юность, наука, культура". Он был награжден дипломом "За лучшую творческую, изобретательскую или научно-исследовательскую работу" (секция "Литературное творчество, литература".
Педагог называет и других своих талантливых учеников, которые только начинают заниматься исследовательской работой, но уже имеют успехи. Девятиклассница Хава Богатырева в этом году стала лауреатом Всероссийского молодежного форума по проблемам культурного наследия, экономики и безопасности жизнедеятельности "ЮНЭКО". Ее одноклассница Макка Ужахова во Всероссийском конкурсе "Одаренные дети" (2005 год) заняла 3 призовое место.
Масса дипломов, благодарностей за творческий труд, а за всем этим - искреннее желание педагога открыть детям Страну гуманитарных наук. Сколько света в прекрасном Художественном Слове! Сколько мыслей таит в себе блистательный язык Фета,Толстого, Чехова!

ФАТИМА БУЛГУЧЕВА: "МОИ АКСЕЛЕРАТЫ СПОРЯТ И С БЕЛИНСКИМ!"
(из дневника педагога)
СОВРЕМЕННЫЕ дети по-новому оценивают поступки литературных героев. Не запрещаю им высказывать свое мнение, которое может расходиться с суждениями известных критиков. Мои ученики спорят и с Белинским! Они читают его статьи, не всегда с ним соглашаясь: "Его некоторые мысли устарели. Это критика 19 века, а мы живем в 21-м. У нас другое видение жизни…". Мне нравится, что наши дети имеют собственное "Я".
х х х
НЕКОТОРЫХ выпускников прошлых лет запомню навсегда. Они отличаются высоким уровнем мышления и свободно вступают в дискуссию со взрослыми. Это Аушев Арсамак, Долакова Танзила, Калоева Залина, Камурзоева Милана…
Наш выпускник Адам Газдиев оставил о себе добрый след. Сегодня он возглавляет Ассоциацию вайнахских студентов московских вузов. Ведет большую общественную работу, достойно представляет родную Ингушетию на молодежных форумах. Адам - студент факультета международных отношений университета Дружбы народов. В настоящее время он проходит практику в МИДе РФ. Это состоявшаяся личность!
Сегодня меня радует любознательность Макки Ужаховой, Мадины Котиевой, Хавы Богатыревой. Они способны дать серьезную оценку литературным произведениям. Именно это мы и стремимся развить в лицеистах - умение мыслить глубоко и нестандартно.
х х х
В ПРОШЛОМ учебном году в рамках Недели русского языка и литературы я провела эксперимент в 9-м физико-математическом классе. Это был нетрадиционный "Урок-Суд". Мы с ребятами "судили" Печорина! Судья, присяжные, обвиняемый, свидетели развернули целую дискуссию: виновен ли Печорин в бедах романтической героини?
Многие мои ученики считают Печорина законченным эгоистом: "Он не имел права посягать на чувства горянки. Тогда, в 19 веке, в самой России были запрещены даже неравные социальные браки, вспомним "Бедную Лизу" Карамзина". "В таком случае,- размышляют ребята, - зачем Печорину понадобилось очаровывать мусульманку, с которой он не мог быть счастлив?! С его стороны это была крайняя жестокость…"
На этот открытый урок пришли все наши филологи, учителя других дисциплин. Они были поражены тем, как умело старшеклассники анализируют ход событий лермонтовского произведения. Ученики не только порицали или оправдывали героя, но и приходили к неожиданным выводам.
Любознательность учеников побуждает меня идти дальше в учительском творчестве. Планирую провести аналогичный Урок-Суд по "Мертвым душам" Гоголя…



Вход в науку
ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ЕГО НОВОЕ СЛОВО
О ГОРЦАХ



Воспитанник Фатимы Булгучевой Руслан Мержуев - ныне студент первого курса юридического факультета университета Дружбы народов. Это он, участник молодежного форума, удивил в прошлом году московских академиков зрелостью собственного мышления.
Перед вами - отрывки из его работы, представленной на Всероссийском конкурсе.
Читаешь сочинение вчерашнего школьника, а за вязью строк угадываешь образ не по годам серьезного автора. Что ж, учеными в наши дни становятся и двадцатилетние…

СТРАСТНЫЙ поборник правды и справедливости, проповедник гуманизма и дружбы между народами, слава и гордость русского народа, Толстой, каким его знает весь мир, начинался на Кавказе.
…Известные слова Белинского о "новом великом таланте", вдохновленном Кавказом, не о Толстом. Знаменитый критик имел в виду Лермонтова. Лев Николаевич посетил Кавказ спустя девять лет после выхода статьи Белинского "Стихотворения М.Лермонтова". Но сказанное с полным правом можно отнести и к Толстому.
В судьбе писателя-художника, в формировании его этической и эстетической позиций Кавказ сыграл огромную роль.
…На конкретных примерах, глубоко анализируя позиции противостоящих сторон, Лев Толстой добивается ясности в решении сложнейших проблем. Он доискивается до побудительных причин, вынуждающих человека к единственно возможному в конкретной ситуации поступку. Это помогало писателю видеть и в натуре горца общечеловеческое содержание, изначально присущее человеку, независимо от его расовой, религиозной принадлежности.
Таким образом, классик развивал гуманистические традиции своих великих предшественников…Он увидел, что война не является "стихией" горца, как не является она и "стихией" казака. Тому и другому она приносит многочисленные беды и страдания…
Особую ценность для писателя представляли сведения о горцах, полученные из первых рук. Известно, что Лев Николаевич завязал знакомство с бывалыми горцами Дурдой и Балтой и особенно сошелся с их молодым односельчанином из Старого Юрта - Садо Мисербиевым.
Важный момент в духовной жизни молодого Толстого на Кавказе: он, граф, еще питавший иллюзии относительно аристократического общества, безболезненно принял кодекс куначества.
КУНАЧЕСТВО - интернациональная форма дружбы. Кунаками, как правило, становились представители разных национальностей. И само заимствованное у горцев русскими слово "кунак" вобрало в себя содержание тюркского слова "кхунагI" (гость) и чеченского - "къуонах" (молодец или то же, что и джигит по-тюркски). Претендующий на куначество обязан быть добрым молодцем, соблюдающем рыцарский кодекс.
Кунак должен, даже с риском для жизни, оберегать своего кунака. Чужие люди, пусть настроенные враждебно, не смели в открытую препятствовать соплеменнику в исполнении им долга перед кунаком.
В кавказской биографии Льва Толстого был эпизод, когда он подвергся смертельной опасности, но был спасен Садо Мисербиевым. Этот случай описан во многих источниках, однако исследователи часто опускают один существенный момент.
13 июня 1853 года Толстой решил присоединиться к трем офицерам, пожелавшим самостоятельно добраться до Грозной. Но Садо настоял, чтобы он пересел на его лошадь. Смысл этого разъяснился, когда на отъехавшую от "оказии" группу напали конные чеченцы. Офицеры, предупрежденные писателем об опасности, повернули назад. Но слишком поздно…
Толстой же с Садо проскочили! Эпизод, о котором идет речь, так передан биографом Толстого - Гусевым: "За ними в погоню кинулось человек семь чеченцев. У Толстого была шашка, а у Садо - ружье, но незаряженное, которым он, однако, прицеливался в преследователей и о чем-то переговаривался с ними на своем языке. Толстой мог ускакать от преследовавших его чеченцев на резвой лошади своего друга, но он не желал оставлять его одного в опасности…"
СЕКРЕТ спасения двух друзей, несомненно, объясняется словами: "он…о чем-то переговаривался с ними на своем языке". Так о чем мог переговариваться чеченец Садо с атаковавшими его и его кунака чеченцами? Вероятно, о самом важном, решающем в подобных ситуацих: о том, что его друг находится под защитой куначеского закона. Преследовавшие, конечно, отметили, что русский придерживал свою лошадь, не желая оставлять Садо одного в беде, хотя и мог ускакать. Это, во-первых, подтверждало верность слов Садо о том, что они действительно имеют дело с кунаками, и, во-вторых, мужественное поведение русского не могло не внушить им чувства уважения. Безусловно, здесь имело место уважение чеченцами куначества. Ведь не была столь счастливой судьба тех трех офицеров, которые поскакали назад, хотя они были лучше вооружены, чем два друга.
…Чувство сердечной привязанности кунаки сохранили на всю жизнь. В семье Мисербиевых вплоть до Великой Отечественной войны хранилась, как реликвия, музыкальная шкатулка, подаренная Толстому своему другу. В доме-музее Л.Н.Толстого на стене висит шашка в простых сыромятных ножнах. Это подарок Садо своему кунаку.
…Постижение правды о чужом народе помогало молодому писателю осознать возможность реализации "цели всей его жизни" - делать добро людям.
КАВКАЗСКИЕ произведения Льва Толстого - это новое слово о горцах в русской классике. Его гуманизм на Кавказе обогатился за счет ценного материала, который он добывал с добросовестностью исследователя…

Руслан МЕРЖУЕВ



Классик чеченской литературы Магомет Мамакаев посвятил дружбе двух кунаков свое стихотворение.

ШАШКА
В музее Л.Н.Толстого хранится шашка, подаренная Толстому чеченцем Садо Мисербиевым

Клинок простой, из прочной стали,
Ты скромен, благородно строг.
Тебя вовек не продавали -
Ты этим дорог нам, клинок!

Ты сроду не был на базаре,
Со звоном денег не знаком.
Ты Льву Толстому был подарен
Чеченцем - верным кунаком.

Тебя ковал умелец бедный
В убогой кузнице в Даргах,
Чтоб ты в бою блистал победно,
Служил на совесть - не на страх.

Неярок твой наряд несложный -
Одежде воина под стать:
Из черного сафьяна - ножны,
Из рога тура - рукоять.

Из всех клинков богатых краше
Старинный горский наш клинок:
Ты - знак давнишний дружбы нашей,
Ты - братства нашего залог!

И слово, что чеченец Садо
Навек большому другу дал,
Ценнее всякого наряда,
Прочнее, чем любой металл.
И непродажно это слово,
И правнуки его хранят.
Как память старины суровой -
Надежный преданный булат.
1957

х х х
…И вот пытливый лицеист закрыл двери родной Школы. Завтра он опять войдет в свой класс, и педагоги вновь будут держать перед ним "экзамен", отвечая на его бесчисленные вопросы!
Любопытство, любознательность - вечные предвестники развития Души.

Малика ГОРТИКОВА,
автор проекта "Портрет Школы XXI века"


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru