новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  2 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 111 (9632) вторник, 20 сентября 2005 года

ПОРТРЕТ ШКОЛЫ XXI ВЕКА

(представляем коллектив лицея г. Назрань: открытия, проблемы, герои дня)

В МАРТЕ 2006 ГОДА НАЗРАНОВСКОМУ ЛИЦЕЮ ИСПОЛНИТСЯ 10 ЛЕТ
Новый учебный год в инновационном учебном заведении Ингушетии пройдет под Знаком Юбилея. Именно поэтому свой авторский проект "Портрет Школы XXI века" начинаю с освещения работы Назрановского лицея - фактически ровесника молодой Республики Ингушетия.
Признаюсь: этот проект мне особенно дорог, поскольку и сама я, выпускница Чечено-Ингушского госуниверситета, вышла из плеяды педагогов Северного Кавказа. И я в юности давала уроки в сельской школе и у меня до сих пор есть свои маленькие любимые ученики…
Педагогика оказалась для меня, участницы первого Всесоюзного совещания молодых журналистов (г. Москва), полезной наукой. С чего начинается настоящий Учитель или любой другой профессиональный Менеджер? С умения общаться и быть нужным людям. Педагогика как универсальная наука дает личности колоссальный багаж знаний: как интеллектуальных, так и психологических. А кроме того, воздействует на личность своими мощными воспитательными ориентирами. Она нацеливает всех нас копить в себе нравственные богатства…
Кто они, лучшие педагоги и ученики третьего тысячелетия? Какие задачи совместно решают? Современный урок - это "сонная гавань" вконец разочарованных детей или Корабль энергичных капитанов, летящих в мир под девизом "Полный вперед"?..
"Портрет Школы XXI века" - это взгляд в неповторимый Мир взаимодействия старших и младших - педагогов, учеников и, конечно, родителей. Это постижение мира их плодотворного Общения и неустанного Созидания.
НАИБОЛЬШАЯ РАДОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА МЫСЛЯЩЕГО - ЭТО ПОЗНАНИЕ ИССЛЕДОВАННОГО И ТИХОЕ БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД НЕИССЛЕДОВАННЫМ.
Гете



Как создать атмосферу единства?

…В лицей г.Назрань я пришла 1 сентября. Оказалось, уже состоялась торжественная линейка, отзвучал долгожданный звонок. Занятия тоже закончились. Разошлись по домам нарядные ученики. Последними из педагогов покинули учебное заведение две молодые учительницы. И только директор лицея, заслуженный работник образования Республики Ингушетия, лауреат конкурса "Учитель года России - 1995" Муса Мухтарович Баулиев оказался на месте.

Руководитель провожал родителей своего ученика: пришлось решать спорный вопрос. Видно было, что Муса Мухтарович устал (сказалась напряженность непростого дня), и все-таки он согласился поведать о том, что для него наиболее сокровенно в любимой профессии.

МУСА БАУЛИЕВ: "ПЕДАГОГИКА - ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ В БУДУЩЕЕ…"
(мысли директора, который в душе остался учителем)



"МЫ ГОТОВЫ ДЕРЗАТЬ!"

ГЛУБОКО убежден: модные термины не делают "погоду" в школе. Доска, мел… Умный учитель и рядом - наши дети. Вот и все, что нужно для того, чтобы состоялся настоящий учебный процесс. Надеюсь, меня не сочтут за консерватора: у нас в лицее введено немало педагогических новшеств. Достаточно сказать, что наши учителя работают по отдельным Авторским Программам. И все же никакие эксперименты не заменят любви педагога к детям. Потому что человек, сердце которого не тянется к душе ученика, вовсе не учитель. И диплом его - пустышка. Педагогика знает немало примеров, когда в классах появлялись горе-специалисты, заучившие теорию, но не имеющие представления о том, как правильно общаться с ребенком…Ответ один: по-человечески, очень бережно следует вести любой диалог с детьми.

Как у нас в коллективе прошел День знаний? Он был традиционно торжественным и в чем-то отражающим общий оптимистический настрой. Лицей сегодня идет вперед. Мы готовы трудиться, готовы дерзать, бесконечно рады общаться со своими воспитанниками. Учителя соскучились по детям и по-прежнему хотят работать нестандартно, творчески. Меня это особенно радует!
Заняв три года назад пост директора лицея, в душе я остался учителем. Такова моя натура. Наверное, я - педагог по своей духовной структуре. Никогда не стремился заниматься политикой или, допустим, проблемами сельского хозяйства. Мне нравится работать с детьми. Мне нужно видеть их глаза, мне любопытен Мир ребенка. К сожалению, иные недальновидные родители довольно странно обращаются со своими чадами. Вкусно покормили, вручили им мобильники, выдали деньги на карманные расходы - и до свиданья! Иные мамы и папы умудряются месяцами не общаться с родными детьми, потому что "с утра до вечера крутятся на работе". Как будто ребенок может украсть у нас время! Дети - очень тонкий организм, их благодарность за чуткое отношение к себе безмерна…И если сегодня вы отмахнетесь от них, то лет через десять поразитесь тому, что видите перед собой совершенно незнакомых людей. И нечего вздыхать от огорчения: вы же не пытались по-настоящему узнать своего сына или дочь…Я это к тому, что нам нужны рядом родители - союзники, а не равнодушные созерцатели педагогического труда…
Профессия учителя необычайно интересна и выигрыш обществу приносит огромный. Допустим, строитель построил чудесный дом. Конструктор создал необыкновенный лайнер. А мы, педагоги, заняты делом образовательно- духовного характера и государственной важности - просвещением юной Личности. Это и есть наш главный ориентир.
Согласен с утверждением: "Наш успех или поражение - результат нашего умственного состояния: мыслей о людях и о себе, отношения к людям и к себе". К нам в учебное заведение из семьи приходит ученик, и мы начинаем вместе творить… От школы во многом зависит то, каких граждан получит родная республика. Может ли плохой человек стать хорошим специалистом? Сомневаюсь, ведь цельный характер формируют позитивные черты. Может ли плохой учитель воспитать гармоничную личность? И это риторический вопрос. Задача современной школы - в отстаивании неповторимой личности каждого ученика. Вот куда следует направлять усилия неординарных педагогов! Слово "неординарный" отражает суть творческого подхода к педагогике. В нем таится некий "заряд пользы и добра", которым учитель способен одарить учеников. Неординарный учитель оригинально мыслит и занят думами о том, как обычный урок превратить для детей в Праздник науки…
Качественные знания остаются в большой цене. И сегодня спрос на них в обществе огромный. Поэтому руководство лицея предъявляет к педагогам высокие требования. Правы были авторы первого коллективного труда, опубликованного в стенах Московского университета еще в 18 веке: "Никто не имеющий воспитания сам, других воспитывать не может, и учитель, не показывающий собою примеров честности, добродетели, непорочности нравов и благоразумия, больше вреда, нежели пользы, приносит воспитываемым". Мысль понятна: звание "учитель" - тот же почетный титул…

"ЛИЦЕИСТЫ ВСЕГДА В ПОИСКЕ…"
САМОЕ важное для школы - ее внутренняя жизнь. У нас в лицее собрался настоящий коллектив единомышленников. Это педагоги по призванию, передающие свои знания драгоценной ученической аудитории. Результат, полагаю, впечатляющий. 75 выпускников лицея летом этого года поступили в престижные вузы России, в том числе и в Ингушский государственный университет.
Среди наших педагогов - 22 учителя высшей категории, 7 имеют почетное звание "Заслуженный учитель Республики Ингушетия" и 1 - "Заслуженный работник образования Республики Ингушетия". Гордость нашего коллектива - учитель химии Яха Баматгиреевна Зурабова, учительница русского языка и литературы Фатима Хусейновна Булгучева, учительница математики Фердоус Ибрагимовна Бекова, учительница английского языка Роза Аюповна Кокурхоева и многие другие.
Каждый из них - труженик. Каждый любит детей. И радостно, что их старания приносят прекрасные плоды. Лицеисты, равняясь на учителей, всегда в поиске, стремятся развивать свой интеллект. Взять наших выпускниц Еву Могушкову и Марьям Парчиеву. В этом году они поступили на химико-биологический факультет Ингушского госуниверситета. Получив прекрасную образовательную базу, эти девушки сделали осознанный выбор. Сбылась их мечта: изучать любимые науки на этом факультете, который славится сильным педагогическим составом.
Наш бесповоротный путь в педагогике - работа над собой. Самообразование и еще раз самообразование! Учитель должен быть эрудированным человеком, у которого на столе - масса разнообразной литературы и обязательно современные информационные средства образования. Шансы малообразованного "специалиста" равны нулю, если учесть информированность современных школьников. Учитывая это, с прошлого учебного года наш педагогический коллектив разрабатывает методическую тему "Оптимизация учебно-воспитательного процесса".
Мы выделили актуальную проблему - "Самостоятельная продуктивная деятельность - образовательное условие развития личности учителя и ученика". Среди важных задач - внедрение в практику прогрессивных управленческих технологий, активизация работы школьных кафедр, расширение содержания профильного обучения до вузовской подготовки. Мы действуем в двух направлениях: развивая себя, ведем учеников к будущим открытиям.
Научно-исследовательская работа у нас проводится в рамках Научного Общества. В этот творческий союз входят победители и активисты олимпиад, конкурсов, конференций…Серьезный подход к исследовательской деятельности в прошлом учебном году вновь обеспечил нам 1 место в республиканской предметной олимпиаде. Кстати, статистика свидетельствует о повышении уровня знаний наших воспитанников. Скажем, если в 1997-1998 учебном году лицей набрал в республиканской предметной олимпиаде 13 призовых мест, то в 2003-2004-м и в 2004-2005 учебных годах - по 23 призовых места…
Нас радуют победы ребят в различных состязаниях. Например, хорошие знания в зональной Олимпиаде по русскому языку и литературе показала призер республиканской Олимпиады Ева Келигова (10 гуманитарный класс, учитель - С.М.Аушева). Отлично проявила себя и участница Всероссийской Олимпиады по английскому языку Фатима Чумакова, ставшая призером в номинации "Самый большой словарный запас" (11 гуманитарный класс, учитель - Р.А.Кокурхоева).
В прошлом учебном году в старших классах мы ввели спецкурсы и кружковые занятия предметных олимпиадных групп. Программы спецкурсов призваны способствовать профессиональной ориентации учащихся. Скажем, физико-математический профиль предусматривает участие лицеистов в заочной предметной олимпиаде МГУ имени М.В.Ломоносова. Гуманитарный профиль включает в себя не только защиту научно-исследовательских работ по литературе, истории, краеведению, но и углубленное изучение английского языка. Учащиеся, избравшие химико-биологический профиль, на специальных занятиях смогут изучать микробиологию, биохимию.

МИЛОСЕРДИЕ - ПОЛИТИКА ВЫСОКОЙ ГУМАННОСТИ
"ПАРАД новшеств" для нашего коллектива - отнюдь не самоцель…Разрабатывая основную стратегию "Высокий интеллект плюс духовная зрелость лицеистов", мы поставили перед собой обширную задачу - воспитать нравственную личность. Общество давно разделилось в плане материального благополучия. Вокруг нас достаточно малообеспеченных людей. Есть в республике полусироты, дети-инвалиды. Нельзя отгораживать ребят от реалий времени. Вот мы и решили привлечь их внимание к страдающим людям. Пусть наши воспитанники хоть в чем-то им помогут, личным участием поддержат тех, кто оказался в тисках трудностей.
Важно не только вложить в головы ребят теоремы и призывы к добру, но и подарить им высокие эмоциональные моменты жизни. Вот тогда можно быть за них спокойными: они вырастут нравственно здоровыми. Можно считать это моей "политикой" в образовании.
Каждого ребенка нужно рассматривать как "первопроходца", имеющего собственный талант. Воспитать личность высоких устремлений - вот благородная задача!. Возможно, завтра кто-то из лицеистов откроет новый закон в математике, другой станет спасателем (кстати, некоторые наши выпускники поступили в Академию МЧС), а третий - всемирно известным доктором. Пусть дети уже сейчас создают в обществе спрос на свои услуги. "Ваша доброта откроется миру", - сказали мы ученикам и стали проводить в лицее Акции Милосердия.
Коллектив лицея организует акции гуманности для всех людей, нуждающихся в помощи. В прошлом учебном году мы провели сбор денежных средств для детей Троицкой школы-интерната. Вклад каждого из лицеистов был небольшим (5-15 рублей), но мы собрали нужную сумму, купили новогодние подарки и отвезли их воспитанникам интерната. Своими глазами наши ребята увидели, как Добро рождает отзвук в душах ближних… Их новые юные друзья были довольны уже самим фактом нашего приезда. Внимание - бесценный человеческий дар.
Акции Милосердия у нас становятся традицией. В этом учебном году опять хотим собрать средства и закупить для интернатовцев теплые вещи - одежду и обувь…

Цель нашей учительской команды - воспитать человека нового времени. Хорошо, если еще в детскую пору человек задумается над тем, чтобы принести блага обществу. Тогда и в зрелые годы он будет все делать для процветания родной республики. И, как следствие, обретет счастливую жизнь. Так что педагогика - это уникальный Полет в будущее!



Достижения ПРЕСТИЖНЫЕ НАГРАДЫ ЛИЦЕИСТОВ

В октябре 2005 года в Москве состоялся Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ "ЮНЕКО-2004". В нем участвовали 11 учащихся лицея г. Назрань по 5 номинациям. 6 лицеистов стали лауреатами: Адам Белхароев, Альбина Евлоева, Магомед Нальгиев, Арамис Полонкоев, Осман Кузьгов, Руслан Мержуев.

Победителем Всероссийского конкурса исследовательских работ "Россия ХХ век. Человек в истории" (2005 г.) стала Лима Барахоева (11 гуманитарный класс, научный руководитель -М.М.Газдиев). 8 лицеистов награждены специальными призами, дипломами и свидетельствами участников конкурса.

За участие во Всероссийском конкурсе научных проектов "Свой мир мы строим сами", проведенном Советом Федерации РФ, 6 лицеистов удостоены дипломов лауреатов.

15 учеников стали лауреатами Всероссийской научной конференции "Юность, наука, культура". Президент РИ Мурат Зязиков наградил победителей ценными подарками.

10 лицеистов участвовали в Московском Международном форуме "Одаренные дети". Его лауреатами стали Хава Оздоева, Бекхан Дзармотов, Алихан Тумгоев, Хава Котиева, Макка Ужахова, Тамара Евлоева, Берс Юсупов.
Гран-при получила Алиса Оздоева.

ЛИЦЕЙ - ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛА…
ЛИЦЕЙ - особое учебно-воспитательное учреждение, ориентированное на работу с одаренными детьми. Здесь создаются условия для оптимального развития детей.
Наш педагогический коллектив наладил тесное сотрудничество с научно-исследовательским институтом, Ингушским госуниверситетом, музеем краеведения имени Т.Мальсагова, Археологическим центром, республиканским Центром творчества детей и юношества, национальной библиотекой. Мы расширяем рамки сотрудничества: это обогащает кругозор как педагогов, так и детей.
Невероятное удовольствие и радость открытий приносит учащимся профильных классов научно-исследовательская работа. Молодые исследователи лицея активно проявили себя в работе республиканских научных конференций, организованных гимназией г. Назрань "Мы познаем мир", "Ингушетия в Великой Отечественной войне". Участие лицеистов в пяти номинациях принесло нам 11 призовых мест.
ПОИСК - главный стимул исследовательской работы. В прошлом учебном году наши воспитанники приняли участие во Всероссийских конкурсах, форумах, конференциях и добились высоких результатов. Все три профиля подготовили работы по своим направлениям и достойно представили в столице свои научные изыскания.
Конечно, не все наши ребята позднее займутся наукой. Но стремление глубоко изучить какой-то ее "срез" обязательно им пригодится в жизни…

Мадина ЦЕЛЛОЕВА,
заместитель директора по научно-методической работе лицея г.Назрань.



Яркая личность ВОЛШЕБСТВА…НА УРОКЕ ХИМИИ

Одну из "звезд" лицея зовут Яха Баматгиреевна Зурабова. Она - учительница химии. 15 лет преданности делу педагогики, достаточно молодой возраст и - масса почетных титулов. При этом внешне выглядит эффектно, как…кинозвезда! Может быть, отличник просвещения РФ, заслуженный учитель Республики Ингушетия, дважды Соросовский учитель химии, финалист республиканского конкурса "Учитель Года-2003" Яха Зурабова имеет личного имиджмейкера? Сама ведь утверждает: "Школьный класс - та же сцена…" Как бы то ни было, лозунг классика "В человеке все должно быть прекрасно" успешно применяется конкретной личностью. Неординарной и смелой в дерзаниях. Во всяком случае, экспериментировать на своих уроках Яха Баматгиреевна не устает, а такая инновация, как химико-биологический профиль в старших классах, реализуется в лицее под ее руководством.
Если судить по старинке, учителем быть легко. Если послушать Зурабову, безумно сложно:
- Мы интересны детям запасом не столько знаний, сколько духовности. Внешний вид, жесты, мимика, тембр голоса - все должно быть отработано, не говоря уже об эрудиции и способности к полной самоотдаче.
Дети ждут от нас постоянной импровизации, непрерывных доказательств самобытности. Преподавать химию можно по-разному. Просто излагайте учебник, и тогда дети решат, что это скучная наука…Если же на уроках звучат стихи, рассказы о таких гигантах, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, если дети включаются в интересную дискуссию, куда они от нас денутся? Придется им не только нас ценить, но и любить!
Своим примером Зурабова подтверждает истину: победитель в педагогике - это оригинальная Личность. Человек, не прошедший "Университет жизни", мало обогащенный современными знаниями, не интересен окружающим, а у доски, перед учениками XXI столетия, он точно "потеряется"! Дети никогда не простят педагогу скудности внутреннего мира. Они будут автоматически посещать его занятия, в душе, однако, протестуя…Можно им посочувствовать: скучный урок не отключишь от своей жизни, как, скажем, телевизор!..
Без уроков Яхи Зурабовой старшеклассники не представляют себе учебу. Ибо ее занятия отличает нестандартный подход к подаче материала. Свой предмет Яха Баматгиреевна связывает с историей, искусством, литературой, живописью, и перед ребятами открывается панорама разных эпох! Иногда ее просят дать анализ уроков коллег из других учебных заведений. Бывает, является перед ее учениками, нацеленными на "полет мышления", незнакомый учитель. Произносит: "Здравствуйте, ребята!" и…начинает цитировать учебник. Потом Зурабова изумляется: "Вы не дали детям интригу! Ну почему Вы начинаете урок с традиционного приветствия? Лучше почитайте детям четверостишие, посвященное химии!" И советует: "Надо "играть" весь урок - эмоционально, ярко, неповторимо. Будьте ученикам интересны, как личность. Не приводите сухие факты. Лучше ставьте опыты, ведите с классом живой разговор. Тогда он обязательно откликнется…"
Сама она создает на уроках проблемные ситуации. Вместе с ребятами ищет, изобретает. Словом, "метит высоко". Стучится в детские души собственной установкой - мыслить масштабно. Потому как "Растущий человек - как правило, человек счастливый. Расти - значит развиваться, учиться, увеличивать свои способности совершенствовать методы". Остановка в росте может привести к гибели чувств и стремлений - вот к чему приходят, общаясь с этим педагогом, ученики. А еще она их учит не бояться смелых действий.
Педагог-виртуоз Яха Баматгиреевна - друг своих воспитанников. Она может запросто остаться с ними после уроков - для бесед по душам. Ее бывшая ученица, выпускница лицея 2004 года Белла Мартазанова сейчас учится в Московской медицинской Академии имени Сеченова. Зурабовой известен следующий любопытный эпизод. Когда Белла поступала в Академию, то родители решили привлечь к ее подготовке репетитора. Так столичный педагог отказался от занятий по химии с "этой умницей": "Она и так все знает!"
"В процессе постижения знаний, - говорит учительница, - мои ученики видят перед собой высокую планку. Развиваю в них здоровое чувство тщеславия: пусть они будут лидерами!
Химия - это наука о жизни. Мы с ребятами учимся добиваться успеха. Наш девиз: "Быть борцами - за уважение к себе, за место в обществе"…
Среди "звездочек" учителя Зурабовой - Лейла Додова. В 2000 году она стала победителем Всероссийской Олимпиады по химии. "Высоко оценил ее нестандаратное мышление один из преподавателей МГУ,- рассказывает Яха Баматгиреевна, - При этом он отметил, что в нашей Северо-Кавказской республике умные дети". Стоит ли удивляться тому, что на вступительных экзаменах в Московский медицинский университет имени Пирогова Лейла Додова совершила, казалось бы, невозможное. Она набрала 100 баллов из 100 баллов, чем вызвала полный восторг председателя приемной комиссии! Сейчас девушка учится на 4 курсе этого столичного вуза.
…Очевидно, Яху Зурабову запомнят лицеисты. Она дает им огромный толчок к приобретению знаний, а еще учит ощущать вкус к жизни. Ученики на ее занятиях постигают, что поступки нужны для изменения мира к лучшему.
Хотите увидеть необыкновенный урок химии? Пожалуйте в Назрановский лицей!



Мысли вслух ВЕСТОЧКИ ИЗ НАСТОЯЩЕГО

Как я понимаю первую любовь? Это - любовь к матери, как к источнику тепла и добра, нежности и понимания. Потом появляется чувство любви к Родине - нашей Ингушетии. Это чувство обширное, это то, чем мы живы…
х х х

Человек стал самим собой, увидев красоту синего неба, мерцанье звезд, розовый розлив вечерней и утренней зари, безбрежную даль степей, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в осенний день, фиолетовое облако на сиреневом кусте…
Разглядев это, человек изумился и пошел по земле, создавая новую Красоту…
х х х
Мы явились в этот мир, чтобы нести людям свет. Надо подтверждать способность дарить окружающим участие. Кто откажется иметь преданных друзей, надежных близких людей?

Залина ОЗИЕВА,
выпускница 11 гуманитарного класса, ныне - студентка Ростовского медицинского университета



Педагогическая практика

ХАДИ АРЧАКОВА: "НАСТАВНИК
ПЕРЕДАЕТ НАМ ЗАРЯД ГОРЕНИЯ…"
ПЯТИКУРСНИЦА исторического факультета Ингушского госуниверситета Хади Арчакова в Назрановском лицее сейчас проходит практику. Она встретила здесь Мадину Целлоеву, благодаря которой этот коллектив "полюбила всей душой"…


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru