новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  4 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 86 (9607); пятница, 5 августа 2005 года

НЕГАСИМЫЙ ОГОНЬ ТВОРЧЕСТВА

Когда в ее жизни случаются трудные минуты, Фариза достает из шкафа гармонь и растворяется в негромких звуках какой-нибудь старинной ингушской мелодии. Но музыка для нее не только надежное прибежище в бушующем вокруг океана человеческих страстей, зачастую, кстати, таких пустых и мелких. В жизни Фаризы она занимает куда более заметное место. По сути два этих понятия - жизнь и музыка - неразделимы для нее с тех самых пор, когда она только начала осознавать себя…
ТАЛАНТ ВЫСОКОЙ ПРОБЫ
Это неуловимое и загадочное свойство человеческой души, дарованное лишь избранным, позволяет ей сердцем слышать тончайшие нюансы лазурных сфер, чутко воспринимать всю полноту красок и гармоничность мироздания, созданного Всевышним и так бездумно расходуемого людьми…

Проникая в музыку высоких сфер, пропуская через себя незамутненную обывательским равнодушием красоту и природное совершенство мира, Фариза охотно делится с окружающими собственным ощущением его соразмерности и величия. Написанная ею музыка словно стучится в сердца тех, кто еще не разучился радоваться хрустальной чистоте рассветов, кто душой стосковался по простору наполненных солнцем долин и свободе горного ветра, штурмующего устремленные к небу вершины.
Читатель осведомленный и нечуждый прекрасному уже наверняка догадался, что речь идет о талантливом ингушском музыканте из Назрани Фаризе Шадыжевой, человеке, чье вдохновение носит отпечаток чистоты, изящества и той самой соразмерности, которая была упомянута мной чуть выше.
Любой профессионал, обладающий самым рафинированным вкусом, однажды услышав произведения, созданные Фаризой Магомедовной, без труда почувствует в них проявление таланта высшей пробы. Такой талант, как правило, не знает границ. Сегодня самобытное дарование Ф. Шадыжевой находит признание далеко за пределами России. Фариза - первый профессиональный ингушский композитор. И в этом своем качестве совсем недавно она получила высокую оценку в Италии, где в рамках Международного фестиваля "Дети Кавказа за мир на планете" проходили Дни детского творчества республик Северного Кавказа.
Для участия в этом творческом форуме северокавказским Артийским комитетом были заявлены юные вокалисты из Ингушетии, воспитанники Фаризы Магомедовны - Зелимхан Даурбеков, ученик Назрановской школы-гимназии № 1, и Диана Ахриева - ученица Карабулакской средней школы № 1. Посланцы Ингушетии были удостоены в Италии лавров победителей сразу в двух номинациях - эстрадной и народной музыки, - блистательно исполнив песни, написанные их наставником на слова Хамзата Осмиева и Ауеса Бетуганова.
Представители музыкальной Ингушетии посетили с концертами Венецию, Пьяченцо, Феррьере, Парму, Бетало, Агацано, Пизу и Флоренцию. И везде к ним было приковано внимание подлинных ценителей музыкального искусства, а также итальянских журналистов, широко освещавших в прессе самые яркие события Международного фестиваля.
Юным вокалистам из Ингушетии предоставлялись самые престижные площадки страны, в которой на протяжении веков трепетно сохраняются музыкальные традиции. К примеру, в Пьяченцо Диана Ахриева и Зелимхан Даурбеков выступали на концертной площадке, укрытой за стенами старинного замка "Арена Датури", который был построен замечательными итальянскими зодчими еще в X веке и является сегодня одной из жемчужин мирового культурного наследия.
Участники фестиваля, приехавшие в Италию из Ингушетии, не только знакомили весьма искушенную и требовательную итальянскую публику с ингушским искусством, переживающим бурный расцвет. Им не менее успешно удалась ответственная и почетная роль посланцев доброй воли. Участвуя в многочисленных вечерах дружбы, организованных хозяевами фестиваля, пресс-конференциях, приемах и встречах с жителями и властями принимавших их городов, они совсем неплохо проявили себя и на ниве народной дипломатии, рассказывая об истории, культуре, традициях, обычаях и сегодняшнем дне народов, населяющих Северный Кавказ.
Под занавес Международного фестиваля на торжественном приеме, который давал итальянский сенатор Карло Спигарази, композитору Фаризе Шадыжевой была вручена Золотая медаль лауреата. Сенатор высоко оценил и талант детей Ингушетии, отметив при этом огромное значение подобных международных форумов для укрепления культурных связей и дружбы между народами России и Италии.
Впоследствии организаторы форума направили специальное послание Президенту Республики Ингушетия Мурату Зязикову, в котором выразили глубокую признательность северокавказскому лидеру за поддержку этого Международного творческого проекта и пожелали народу Ингушетии мира и процветания.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Творческий путь Фаризы Шадыжевой отнюдь не был усыпан розами. Но она никогда не гонит от себя воспоминания о прошлом. Да и возможно ли это? Слишком уж тесно переплелись в ее судьбе радости и разочарования, обретения и утраты. Ей одинаково хорошо знакомы сегодня и ощущение надежности, исходящее от настоящих людей, с которыми в разные годы сводила ее жизнь, и горечь от предательства тех, в ком не сумела она вовремя разглядеть душевную червоточину или слабость натуры, подточенной обыкновенной завистью.
… В тот день, когда она появилась на свет, ее отец на радостях купил сестрам гармонь. Инструмент еще, наверное, долго пылился бы где-нибудь в укромном месте, если бы уже в четыре годика свои права на него не предъявила Фариза.
Взрослые были несказанно удивлены, когда однажды она вдруг заявила, что может сыграть им услышанную по радио песню очень популярной в те годы певицы Марьям Айдамировой. Конечно, никто Фаризе не поверил, ведь даже растянуть меха гармони такой малышке было не под силу. Однако она проявила настойчивость и не без помощи кого-то из взрослых извлекла из инструмента первые звуки - пусть и не очень уверенные, но все же укладывающиеся в знакомый наигрыш.
Весть об удивительных способностях маленькой девочки быстро разлеталась по соседям и принесла ей первое признание в виде конфет и шоколадок. Но тогда никто не загадывал на будущее и не мог знать, что впереди у Фаризы будет музыкальная школа и свое собственное пианино - воистину царский подарок, сделанный дочери ее мамой Дарьей Аксентьевной. И кто мог предположить, насколько рано столкнется Фариза с первыми трудностями на пути к искусству.
В Назрановскую музыкальную школу ее поначалу просто не приняли. Слишком уж немузыкальные у ребенка пальчики, объясняют педагоги родителям. С завистью провожая в священный для нее храм музыки свою лучшую подружку, жившую по соседству, Фариза станет подолгу простаивать под окном музыкальной школы и слушать адресованные не ей наставления учителя.
Как-то в отсутствие педагога она пробралась в класс и, впервые сев за пианино, стала… играть! Увлеченная первым опытом, Фариза не заметила, как за ее спиной отворилась дверь и на пороге застыл учитель музыки, чьим словам она так часто внимала, стоя под окном музыкальной школы. Судьба девочки была предрешена на несколько лет вперед, в течение которых она стала вдохновенным фортепианистом. Правда, изучить все спецпредметы Фариза так и не успела. Преподаватели в музыкальной школе Назрани не задерживались, стараясь поскорее вырваться из захолустья глухой провинции, не обещавшего им никаких перспектив, поэтому и заниматься с одаренной девочкой было по сути некому…
И все же после окончания средней школы Фариза решилась поступать в Грозненское музыкальное училище. Недостаточная подготовка сказалась на первом же экзамене в виде жирного "неуда" в экзаменационном листе. Когда Фариза позвонила домой и рассказала о своем провале, отец, видевший единственную дочь только врачом, облегченно вздохнул: "Ну, вот и хорошо. Возвращайся домой, будешь поступать в мединститут".
Так бы оно, наверное, и произошло, не окажись рядом с Фаризой ее классный руководитель Дина Александровна Тутаева, приехавшая в Грозный для того, чтобы поддержать свою выпускницу. Видя огорчение девочки, она предложила пойти на отчаянный шаг - добиться приема у министра культуры Чечено-Ингушетии и обрисовать ему всю ситуацию. Но в переполненной приемной Министерства Фариза окончательно сникла: секретарь сразу же предупредила их, что министр выезжает на важную встречу и очень ограничен во времени.

Сквозь слезы Ф. Шадыжева едва успела прочитать латунные буквы на табличке: "Ваха Ахметович Татаев", когда дверь кабинета неожиданно распахнулась и в приемную решительно шагнул высокий широкоплечий мужчина. Окинув внимательным взглядом собравшихся, он почему-то остановил свой взор на Фаризе: "Зайдите вы …"
С места в карьер поведав В.А. Татаеву о своих проблемах, Ф. Шадыжева в конце сумбурного и сбивчивого рассказа категорически потребовала: "Дайте мне хотя бы шанс!" Удивленный такому напору, министр улыбнулся и предложил зайти к нему еще раз. Уже на следующий день Фариза выходила из кабинета В.А. Татаева вместе с директором музыкального училища. Шанс, о котором она просила, был ей дан. И вскоре Шадыжева стала одной из лучших студенток фортепианного отделения.

С ЛЮБОВЬЮ К СВОЕМУ НАРОДУ
Спустя год, Фариза вдруг ощутила в себе какую-то внутреннюю неудовлетворенность, сменившуюся страстной потребностью расширить собственные профессиональные горизонты. И в этом ей согласилась помочь Светлана Татаева, недавно вернувшаяся в грозненское музыкальное училище из Ленинграда, блестяще окончив к тому времени знаменитую "гнесинку".

Каждый вечер после занятий в училище Фариза спешила в дом Татаевых, где Светлана Вахаевна занималась с ней по шесть часов кряду. И лишь полная концентрация и огромное усилие воли позволили ей справиться с такой нагрузкой, непосильной для любого другого человека.
В 1975 году, успешно окончив училище, Ф. Шадыжева имела возможность выбирать будущее место работы из большого числа предложений, но предпочла вернуться в Назрань, в родную музыкальную школу. Случилось так, что через 8 лет ей пришлось, скрепя сердце, покинуть эти стены, с которыми она сроднилась всей душой. Но Фариза сумела найти себя в качестве учителя музыки одной из назрановских общеобразовательных школ.
До самой своей кончины не забывал о решительной девушке из Назрани и бывший министр культуры ЧИАССР. Ваха Ахметович неоднократно предлагал ей продолжить обучение в консерватории, но, как говорится, не сложилось.
В средней школе Фариза Магомедовна проработала в общей сложности 13 лет. За это время она успела с отличием окончить филологический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. "Формирование интересов к чечено-ингушскому фольклору на уроках эстетического цикла в школе" - тема ее дипломной работы. Ф. Шадыжева стала отличником народного образования, заслуженным учителем России. Созданная ею вокальная детская группа "Бабочки" не раз становилась дипломантом и призером различных республиканских и всероссийских конкурсов. В эти же годы Фариза занялась созданием собственной музыки, начала писать детские песни.

На сегодняшний день композитор Ф.М. Шадыжева подготовила к изданию уже пять сборников - альбом для детей и юношества "Берашта лаьрх1а" (фортепиано), "Ингушские детские песни", "Обработки старинных войнахских мелодий для национальной гармоники и аккордеона", сборник авторских песен для национальной гармоники и аккордеона, сборник песен на русском языке "Ингушка я".
Творчество Ф.М. Шадыжевой вызывает к себе неподдельный интерес со стороны профессионалов. Недавно стало известно, что музыка, написанная ею для детей, войдет в программу обучения учащихся средне-специальной музыкальной школы-лицея Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
- Мы имеем дело, - считает С.В. Татаева-Бенедиктова, член Союза композиторов России, старший преподаватель, заведующая отделом этой школы для одаренных детей, - с автором, творчество которого пронизано глубокой, искренней любовью к своему народу. Обращение Фаризы Шадыжевой к ингушским народным песням, танцам, инструментальным наигрышам далеко не случайно. Духовный мир композитора складывался под впечатлением своеобразного, самобытного вайнахского фольклора, который она впитывала в себя с детских лет. Национальные особенности музыкального мышления ингушского народа, выраженные в ладоинтонационной, мелодико-ритмической стороне, привлекают композитора и позволяют ей очень органично и естественно претворять их в своем творчестве, не теряя при этом собственной индивидуальности. Подкупает стремление Ф. Шадыжевой к яркой национальной определенности музыкального языка, к самобытному, индивидуальному облику своего искусства.
- С.В. Татаева-Бенедиктова особо отмечает, что знакомство с творчеством Фаризы Шадыжевой позволяет лишний раз убедиться в желании и умении композитора найти в народной ингушской музыке средства достижения свежести, оригинальности и выразительности собственного звучания. Так, в синтезе безусловной одаренности, профессионального умения и чуткого вслушивания в фольклор рождаются интересные для музыкального искусства России художественные произведения. Сборник обработок старинных ингушских и чеченских мелодий, а также авторских песен и мелодий для национальной гармоники и аккордеона "Вайнахская народная музыка" являются ярким примером бережного отношения Ф. Шадыжевой к проникновенным, глубинным пластам народного музыкального творчества…

ВИВАТ, МАЭСТРО!
Несколько последних лет Ф.М. Шадыжева работает в детской школе искусств города Назрань. В 2003 году Национальный Артийский комитет России отметил специальным дипломом ее многолетнюю плодотворную работу по художественному воспитанию и образованию молодого поколения, композиторское творчество и неоценимый личный вклад в развитие музыкальной культуры и искусства Ингушетии. Фариза Магомедовна - лауреат VI Артиады народов России и I открытого конкурса молодых композиторов Северного Кавказа.
В 2002 году песни, написанные Фаризой, прозвучали в исполнении певца Ауеса Зеушева на XX Международном фестивале в г. Ганна. Президент фестиваля, член ЮНЕСКО Жан Рош, очарованный чудесным национальным кавказским колоритом музыкальных произведений ингушского композитора, с удовольствием включил их в альбом участников этого форума, представлявших, кстати, 22 страны мира.
В нынешнем году композиторское дарование Ф. Шадыжевой вновь получило признание на ежегодном международном конкурсе вокалистов "Золотой голос Кавказа". Со словами благодарности за содействие развитию межнациональных культурных связей на Кавказе на этот раз к ней обратился президент федеральной национально-культурной автономии адыгов России Александр Охтов.
Недавно, благодаря счастливому случаю, пересеклись творческие пути Фаризы Шадыжевой и Ацамаза Макоева, члена Союза композиторов России, председателя Союза композиторов Северной Осетии. Сотрудничество двух талантливых мастеров оказалось весьма плодотворным. Ацамаз Макоев стал первым профессионалом, который обратил внимание на симфоничность художественных изысканий своего ингушского коллеги. Единство и созвучность этих изысканий означали по сути рождение первой ингушской симфонии. Фариза с воодушевлением взялась за работу. Когда партитура "Ингушетии" была уже готова, Ацамаз Макоев предложил записать ее в Северной Осетии, где есть замечательный симфонический оркестр. Единственное условие было поставлено автору - большая премьера ее симфонии должна состояться на североосетинской сцене. Так в ингушском музыкальном искусстве произошло событие, сравнимое по своему значению разве что с появлением "Комаринской" Михаила Глинки, которая, как известно, положила начало невероятно мощному русскому симфонизму.

Когда Северную Осетию посетил председатель Союза композиторов России В.И. Казенин, Ацамаз Макоев заинтересовал его рассказом о самородке из Ингушетии. В. Казенин выразил желание познакомиться с работами Ф. Шадыжевой. И хотя их личная встреча так и не состоялась, Фариза вскоре получила предложение вступить в Союз композиторов России.
По состоянию здоровья она не смогла выехать в Москву на заседание Правления, где рассматривался ее вопрос. Тем не менее, корифеи российского музыкального искусства единогласно приняли ее в творческий Союз. Позже Фаризе рассказывали, что, к примеру, Александру Пахмутову пленила ее песня "Школьный вальс", написанная на слова Ауеса Бетуганова, и впервые прозвучавшая в Кабардино-Балкарии в исполнении популярной местной певицы Лусабер Казановой и шоу-балета "Калистро".
Творческие контакты Фаризы Шадыжевой и Ацамаза Макоева не прерываются. В своей рецензии к неизданным пока сборникам ингушского коллеги А. Макоев пишет: "Нынешнее возвращение к корням, к истокам народной музыки, современная ее обработка и использование всех существующих возможностей - от аудиозаписи до нотного издания - открывает необъятные просторы для творческой личности. Пример современного и своевременного подхода к проблеме развития национальной профессиональной музыкальной культуры - труд ингушского композитора "Вайнахская народная музыка", а также сборник авторских песен и мелодий для национальной гармоники и аккордеона. Первое, что сразу захватывает, - это разнообразная палитра чудесных мелодий, обработанных бережно и с удивительной любовью к тем, для кого и предназначен этот труд. Здесь представлены все формы - марш и вальс, лирика и патетика, озорные напевы и нежные песнопения, джигитовка и печальные героико-патриотические песни. Вся сфера человеческих чувств и переживаний отражены в сборнике Ф. Шадыжевой. Впечатляет профессионализм автора в выборе выразительных средств для передачи всей гаммы настроений через возможности национальной гармоники, так любимой и ингушским, и другими кавказскими народами. Существует исторический мост: фольклор, композитор - слушатель. Фаризе Шадыжевой, без сомнения, удастся привлечь к прекрасному ингушскому мелосу не только своих учеников, но и юных музыкантов далеко за пределами Ингушетии, которые после общения с этой замечательной музыкой, возможно, и сами захотят пойти по пути служения музыкальному искусству!..

* * *
Первый профессиональный ингушский композитор, член Союза композиторов России, признанный педагог, лауреат всевозможных Международных конкурсов и фестивалей Ф.М. Шадыжева не собирается сегодня останавливаться на достигнутом. Ее по-настоящему творческая натура устремлена к новым высотам.
В апреле следующего года она отправится в Москву на IX съезд Союза композиторов России, где в преддверии 100-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича впервые прозвучит ее симфония "Ингушетия". Партию фортепиано в ней исполнит знаменитая ингушская пианистка Тамара Инаркиева. Во время нашей недавней встречи, характеризуя творчество Шадыжевой, Тамара произнесла короткую, но удивительно емкую фразу: "Она делает то, чего до нее не делал никто и роль первопроходца ей по плечу".
Одухотворенная новыми идеями, Фариза давно разбудила в своей душе негасимый огонь творчества. Она народна в самом высоком смысле этого слова и держит в своих руках золотой ключ к сердцам тысяч благодарных земляков, безмерно влюбленных в неповторимую красоту просторов родной Ингушетии.
Ахмет ГАЗДИЕВ



20 ПАР СЦЕНИЧЕСКИХ КОСТЮМОВ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПОДАРИЛИ "СУНЖЕ"

Самое активное участие в культурной жизни Ингушетии играет Дом культуры станицы Орджоникидзевская, который является основным очагом культуры всего Сунженского района. До недавних пор весь художественный коллектив работал без сценических костюмов и музыкальных инструментов.
И вот недавно коллективу выделили денежные средства на приобретение 20 пар костюмов для танцевального коллектива "Сунжа" и музыкальных инструментов.
Такой подарок, говорят участники ансамбля "Сунжа", покорившие своими выступлениями не только нашего зрителя, обязывает ко многому.

INGUSH.ru



Ситуация с "птичьим гриппом"

в России не внушает опасений, заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко
"На сегодняшний день ситуация, которую я увидел, не внушает никаких опасений. Адекватный комплекс мероприятий проводится и будет проводиться в дальнейшем", - сказал он во вторник журналистам в Новосибирске после проведения инспекции в районах Новосибирской области, где был обнаружен "птичий грипп".
Онищенко вылетел в Новосибирскую область в понедельник. Он, в частности, побывал в селе Суздалка Доволинского района Новосибирской области, где впервые был обнаружен "птичий грипп".
"Выделение вируса "птичьего гриппа" официального зарегистрировано только на территории Новосибирской области", - сказал журналистам Онищенко.

"В частности в селе Баклуши и Суздалка. Это официально, где мы прошли все этапы: предварительного анализа, подтвержденного анализа и выделение уже самого вируса - это уже однозначно", - сказал он.
По его словам, все, что произошло в Тюмене, Алтайском крае это сходные ситуации, но пока есть только предварительные данные. "Сказать, что там действительно подтверждено выделение этого вируса нельзя. Но то, что он там может быть, это очевидно", - сказал Онищенко.

РИА "Новости"


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru