новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 86 (9607); пятница, 5 августа 2005 года

Мехк-кхел (Совет страны) - древняя верховная организация ингушей

"Народ, не знающий своей истории,
похож на человека, потерявшего память".
Н. Кодзоев

Ингушетия это святой талисман для каждого, кого родила и взрастила эта благословенная земля... Ингуши являются коренным народом на Кавказе, так как живут на этой земле с глубокой древности.
Всякая история, вне зависимости от того, "нужна" она или "не нужна" властьпредержащим, имеет главное, если не первостепенное значение для представителей любой нации, и возможно поэтому наши предки как складывали тяжелые камни, строя архитектурные чуда гор - высокие боевые башни (воув), так же формировали веками историю, обычаи, традиции в жизни своего народа.
В ХVI-ХVII веках ингуши, в основном, жили отдельными тейповыми селениями и аулами, а на плоскости - сельскими общинами, объединяемые Советом старейшин (Мехк-кхел).
Совет старейшин (Мехк-кхел) занимался решением различных вопросов от общественно-политических (затрагивавших весь народ, как таковой) до социально-бытовых, устанавливал порядок землевладения и землепользования1, согласовывал единые нормы поведения и различные меры наказания за их нарушения, решались вопросы торговли, как внутренней (установление единых единиц измерения, цен на скот и прочее), так и внешней, принимались оборонительные меры для того, чтобы обеспечить необходимую оборону многочисленных аулов, строились боевые башни, создавались сторожевые или пограничные поселения, решались вопросы войны и мира, для общественных нужд проводились сборы материальных средств и определяли различные обложения и повинности2. Если отдельные сельские или территориальные общины отказывались подчиняться решению Мехк-кхела, то их могли даже полностью уничтожить или изгнать из местности. О власти, бывшей в прошлом у Мехк-кхел, говорит следующее народное изречение: "Мехко даър мегаргда, мехка даьр мегаргдац" ("За действия страны не мстят, действия против страны не прощают"). Таким образом, Мехк-кхел у ингушей являлся важным институтом, действенным образом регулировавшем разностороннюю жизнь народа.
Мехк-кхел не всегда был одинаковым по степени власти, социальному составу и формам руководства3.
Б.И. Далгат отмечает в своих исследованиях, что - "...ингуши некогда приблизились к тому идеалу правосудия, до которого не смогут дойти когда-либо цивилизованные народы мира4" .
Кроме единого, общенационального Мехк-кхела существовали и местные подразделения кхелов. Иногда роль некоторых из них усиливалась в ущерб общенациональному Мехк-кхелу.
"Для решения различных спорных вопросов и выработки по ним общих условий собирались в то время наши (рассказ ведется от лица старика ингуша. - м.т.) почтенные старики - представители ингушей: карабулаков, чеченцев, малхистинцев и даже отдельные тушины и хевсуры на граничной горе (Муйты-кхер). Со стороны Аккинского общества на склоне этой горы есть большой плоский камень, который служил как бы трибуной для председателя таких совещаний, а называли председателя - "муйты". Предметом занятий совещаний бывало установление цен за выкуп пленных, плата за сохранение во время переходов по районам чужих племен, цены на скот и т.д. О времени сбора члены Мехк-кхела оповещались заблаговременно. Муйты, как самому умному, опытному в делах и влиятельному человеку, предоставлялось право соглашаться или отвергнуть решение совета. Согласие он выражал взятием себя за нос и уши, а отрицание - вставанием на камень. В последнем случае представители обязывались пересмотреть вопрос снова и решить его иначе или непосредственно, или же по указанию своего председателя (муйты). Установленные постановления совета были обязательными для членов всех племен и исполнялись беспрекословно"5.
Значение Мехк-кхела то усиливалось до авторитета исполнительной власти, то ниспадало до рекомендательной организации.
Наиболее видными представителями Мехк-кхела, по преданиям стариков, были: Мерешков Терсбот Боракиевич, Мальсагов Гармихан Писиевич, Арчаков Шахмарза Махиевич, Олигов Шаип Бунхоевич, Мужехоев Аки Пазиевич и многие другие6.
В ХVI-ХIХ веках для избрания в Совет старейшин большое значение имело знание адата и шариата, материальное благополучие (или наличие достаточного имущественного ценза), непререкаемый личный авторитет в обществе, природный ум, честность, а также зрелый возраст.
"Судьи обычного права (кхелахой) являлись не только "юристами", но и тонкими психологами. В старые времена, когда стариков приглашали в качестве судей, то они, не спеша, начинали разговор, в начале вели разговор не связанный напрямую с разбираемым делом, философствовали, рассказывали случаи из прошлой жизни, говорили о предках представителей спорных сторон, рассказывали о их благородных поступках, хороших деяниях, их мужестве. Потом понемногу переводили разговор к разбираемому вопросу. После этого вели разговор на чистоту, ничего не добавляя, ничего не убавляя, не принимая ничью сторону, не смягчая и не углубляя вины виноватого.
Те старики, которых приглашают на разбор какого-либо дела, являются представителями других родов, не родственниками спорных сторон. Во-вторых, эти люди пожилые. Молодые люди при них не могли без их разрешения говорить. Перебивать стариков, встревать в их разговоры считалось большим позором. Все запасались терпением. Пожилым людям, находящимся на пороге вечной жизни, не нужно говорить сторонам неправду, красивые, но никчемные слова, им не нужно никому угождать, не нужно подарков, они знают настоящую цену жизни, вражды и мира, для них своя честь, свое имя, справедливое дело, мир между людьми дороже всех земных богатств. Они знают, что несправедливое решение только усугубит вражду. Знали обо всем этом и враждующие стороны. Поэтому и приглашали этих стариков, уважали их и чтили. Поэтому и принимали их суд, выполняли их решения"7.
Известный географ XVIII века грузинский царевич Вахушти Багратиони сообщает о большой власти, которой располагали в его время ингушские старейшины, разрешавшие любые спорные вопросы, вплоть до убийства, мирным путем (мирное разрешение старейшинами дела об убийстве или кровной мести означает замену ответного убийства большим штрафом в пользу потерпевших. В XIX веке штраф за убийство человека, в большинстве районов Чечни и Ингушетии, равнялся стоимости 63 коров).
Кроме разбора спорных дел по адату и частью по шариату, для охраны порядка и предупреждения преступлений ингушские старейшины использовали некоторые старинные обычаи. Например, если житель какого-нибудь села взял оптом у купца в долг товар для перепродажи и обанкротился, или, если кто-нибудь не мог возвратить ростовщику взятый под проценты долг, все его хозяйство до последней чашки, кроме жилых построек и старой одежды, по решению старейшин выносилось под барабанный бой на торг и распродавалось. То что не было куплено местными жителями, истец был вправе продать в другом месте. Это называлось "барабаниванием должника" (декхар доалачоа фат тох).
За злостное убийство, прелюбодеяние, клятвопреступление, за рубку грушевого дерева, насилие в отношении женщин или гостя, и за другие антиобщественные проступки по решению старейшин объявлялось проклятие тем, кем совершались подобные действия.
Во многих районах Чечни и Ингушетии при исполнении этого обычая почти все взрослое население било палками по звонким медным тазам, кастрюлям, подносам и стреляло из огнестрельного оружия, громко выкрикивая проклятия преступнику. Проклятия объявлялись как известному преступнику, так и анонимному, это практиковалось вплоть до конца вт. пол. XIX века.
В некоторых случаях для лучшего воздействия на массы возле дорог устраивали своеобразные памятники преступнику - большие кучи (карлаги) из камней, комков земли или щепок. Каждый прохожий должен был, проклиная совершившего преступление, бросить в эту кучу что-нибудь из перечисленных предметов.
Знакомство с исследованиями известного историка-кавказоведа XIX века Иогана Бларамберга на Кавказе вызывает у меня недовольствие и непонимание, так как автор позволяет себе констатировать, что "...народами Кавказа можно управлять только силой. Им можно навязать власть только суровостью и жестокостью, а кротость и доброта расценивается ими как слабость"8.
Поскольку война - это привычное состояние этих народов со времен давно минувших, то Кавказ давно уже должен был обезлюдеть, измениться и опустеть, если бы определенными способами они не пытались бы сдержать кровопролитие и укротить страсти, которые владеют народами Северного Кавказа. Надо признать, что именно эти причины, которые потом вошли в привычку и которые способствовали смягчению нравов этих народов. Они соблюдают гостеприимство, постоянство и верность в дружбе (куначество). Имеют священные убежища для того, чтобы укрыть тех, кого преследует месть, уважают старость и др. Эти установления и обычаи, введенные постепенно у горских народов, по мере необходимости составляют их народное право, народный совет9.
Рукописи И.Бларамберга говорят о том, что автор далеко не был знаком с бытом простых ингушей-горцев, с их характером и обычаями, что и приводит к неточным выводам и мотивациям.
Говоря о Мехк-кхеле нельзя не вспомнить древние ингушские святилища - храм Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и др., так как именно здесь проходили собрания старейшин.
В заключение хочется отметить, что не зная своего прошлого, невозможно понять настоящее и тем более строить будущее.

М. ТАМБИЕВ,
специалист ГАС РИ

1 И. М. Саидов. Кавказский этнографический сборник.
Т-П. Тбилиси 1968.
2 Там же.
3 Е. И. Крупное. К истории народов Чечено- Ингушетии.
Грозный, 1961.
4 Б. К. Далгат. Первобытные верования чеченцев и
ингушей. Москва 2004 г.
5 М.Б.Туркаев. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР.
Грозный, 1967.
6 Н. Д. Кодзоев. Вопросы истории Ингушетии.
Вып 3. Магас 2005.
7 Н. Д. Кодзоев. Вопросы истории Ингушетии.
Вып 3. Магас 2005.
8 И. Бларамберг. Историческое топографическое,
статистическое, этнографическое и военное описание
Кавказа. Нальчик 1999 г.



ДВЕРИ НЕВЕРИЯ ДЕВЯТАЯ ДВЕРЬ:

ПОКАЗУХА

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
- "Больше всего я боюсь распространения среди вас маленького ширка".
Сподвижники спросили:
- "А что это за маленький ширк, о Посланник Аллаха?"
Он сказал:
- "Это показуха"
(Об этом рассказал Ахмад).

Есть люди, которые показывают свои знания, есть люди, которые показывают свое поклонение, а также есть люди, которые показывают свое милосердие и др. И поэтому наши праведные предки скрывали свои хорошие дела, как скрывают люди сейчас свои грехи и пороки. И знай, о брат-мусульманин, что на похвалу толкает стремление заработать похвалу людей и боязнь их порицания и упрека. От показухи можно освободиться, твердо усвоив следующее:

1). Ты должен знать, что похвала людей не принесет тебе пользы, если твой Господь недоволен тобой, а также их порицание не принесет тебе вреда, если Аллах доволен тобой.

2). Ты должен знать, что такое слабое создание, как человек, похвалу которого ты стремишься заработать, не может принести тебе пользу или причинить тебе вред, особенно в День Суда, когда ты больше всего будешь нуждаться в поддержке.

3). Ты должен знать, что показуха губит твои хорошие дела.

4). Если ты боишься, что люди могут узнать про твои грехи или про твои злые мысли в этом мире, ведь Аллах знает про все это, и он опозорит тебя в День Суда перед всеми людьми, на виду у всех.

5). Если у тебя возникает мысль совершить показуху, то старайся освободиться от нее и старайся побороть ее, потом обратись к Аллаху с чистым сердцем. И знай, что шайтан в первую очередь призывает тебя, чтобы ты оставил дела, а если он не сможет этого сделать, то он призывает тебя к показухе в этих делах. Если шайтан увидит, что ты искренен, он скажет тебе, что в твоих делах нет искренности, что у тебя одна только показуха и что твои старания пропадают даром, и он будет внушать тебе это, пока не заставит тебя бросить эти дела. Так что, будь внимателен, пусть Аллах сохранит тебя от козней шайтана.

ДЕСЯТАЯ ДВЕРЬ:

САМОЛЮБИЕ

Самолюбие отличается от высокомерия, которое состоит из трех составных элементов:

1). Человек, проявляющий высокомерие;
2). Предмет, ради которого проявляется высокомерие;
3). Человек, по отношению к которому проявляется высокомерие;

Самолюбие же состоит из двух элементов:
1). Человек, занятый самолюбованием;
2). Предмет, ради которого проявляется самолюбование. Самолюбование является первой ступенью высокомерия, и пусть Аллах сохранит нас от обоих этих пороков.

ОДИННАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

БЕСПОКОЙСТВО И СТРАХ

Беспокойство и страх являются лодками шайтана, на которые он сажает людей, и которые плывут вместе с ними в морях иллюзий и воображения, пока он не бросает их в океан растерянности и печали. А что касается верующего, то он садится на корабль терпения и покорности, пока он не доходит до океана безопасности, и там он находит берег спасения.
Беспокойство и страх являются врожденными качествами человека, они были созданы в нем, и поэтому Аллах указал нам путь спасения от них.

Всевышний Аллах говорит:
- "Ведь человек создан беспокойным, когда коснется его зло, печалящимся, а когда коснется его добро, недоступным, кроме молящихся, которые в своей молитве постоянны, в имуществах которого известно право для просящего и лишенного и тех, которые веруют в Судный День, и тех, которые страшатся наказания своего Господа, ведь наказание их Господа небезопасно, и тех, которые охраняют себя только для своих жен или для того, чем овладели их десницы, они ведь не заслуживают порицания. А кто устремляется за пределы этого, они уже преступники. И тех, которые соблюдают доверенное и договоры. И тех, которые прямо стоят со своими свидетельствами. И тех, которые охраняют свою молитву. Они в садах почтены".
(Ступени, аяты 19-35).

Кто обладает этими девятью качествами, тот с помощью Аллаха избавится от беспокойства и страха. Эти качества следующие:

1) Смирение в намазе;
2) Уплата закята от чистого сердца;
3) Крепкая вера в Судный День;
4) Страх перед наказанием Аллаха;
5) Оберегание половых органов от запретного;
6) Сохранение вещей, отданных на хранение и их возвращение;
7) Исполнение обещаний;
8) Свидетельство без прибавления и без убавления;
9) Соблюдение всех намазов в свое время.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"Когда человек избавляется от беспокойства и страха, он открывает для себя двери терпения и облегчения".
Терпение - это свет.
(Об этом рассказал Муслим).
У терпении и страстей три степени:
1) Терпение берет верх над страстями, и оно входит в привычку человека, и его не постигает беспокойство, и с ним не страшны никакие страсти. До этого степени доходят правдивейшие мусульмане, которые говорят: "Наш Господь Аллах", и потом твердо стоят на этом.
2) Страсть берет верх над терпением, и в сердце человека не остается места для терпения. Этот человек становится пленником своих страстей. Эти люди составляют большинство в наше время.
3) Борьба терпения со страстями идет с переменным успехом, иногда ты видишь человека терпеливым, иногда ты видишь его в беспокойстве и в страхе.

ДВЕНАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

СЛЕДОВАНИЕ ЗА СТРАСТЯМИ

Поистине, когда Великий Аллах создавал страсти в человеке, Он прежде всего создал для него ум, чтобы этот ум руководил человеком и направлял его. Всевышний Аллах также объяснил, что следование за страстями приводит к заблуждению и к отклонению от пути Аллаха, к несчастью и к потере обоих миров.
Всевышний Аллах сказал:
- "И не следуй за страстями, это собьет тебя с пути Аллаху"...

ТРИНАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

ПЛОХОЕ

Всевышний 'Аллах сказал:
"О вы, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей. Ведь некоторые мысли - грех; и не выслеживайте, и пусть одни из вас не поносят других за их спинами; Разве пожелает кто-нибудь из вас
"Берегитесь предположений (плохих мнений). Поистине, предположение является самым сложным среди всех разговоров и не шпионьте друг за другом, не завидуйте друг другу, не проявляйте ненависть друг к другу, не отворачивайтесь друг от друга, и будьте, о рабы Аллаха, братьями".
(Об этом рассказал Аль-Бухари).
Поистине, предположение является ловушкой, где шайтан охотится на сердца людей, потому что предположение является одним из "факторов развала джама'атйв, разрушение их связей и.разрыва братских-отношений

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ
ОТНОШЕНИЕ К МУСУЛЬМАНАМ

- Поистине, пренебрежительное отношение к мусульманину входит в число самых больших грехов у Аллаха. И поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Достаточным злом для человека является пренебрежительное отношение к своему брату-мусульманину".
(Об этом рассказал Муслим).
Уважение и признатёльность должны быть обоюдными среди членов исламского джамаата. И поэтому Всевышний Аллах сказал:
"О те, которые уверовали! Пусть одни мужчины не издеваются над другими, может быть, они лучше их! И - женщины над женщинами, может быть, они лучше их. И не выискивайте недостатки друг у друга, и не называйте друг друга оскорбительными кличками".
(Комнаты, аят 11).

ПЯТНАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ГРЕХАМИ

Одной из дверей шайтана является пренебрежение грехами. Шайтан подходит к мусульманину и говорит ему: "Это маленький грех. Соверши его - это небольшой грех". И не отстает от него, пока тот не совершит его.
Абу Хурайра рассказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, раб, когда он совершает один грех, на его сердце появляется маленькая черная точка; если он оставит этот грех и попросит прощения у Аллаха за него, то его сердце - очищается, и эта точка стирается. А если он вернется к нему, то эта точка увеличивается, пока она не покроет все сердце. Это и есть ржавчина, про которую Всевышний Аллах упомянул в следующем аяте: "Так нет же, покрыли ржавчиной их сердца, то, что они совершали".
(Об этом рассказал Ат-Тирмизи).

ШЕСТНАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ
ОТ ХИТРОСТИ АЛЛАХА

Есть люди, которые проводят все время в грехах, и когда ты советуешь ему что-либо, он отвечает тебе: "Аллах Милостивый, Милосердный, Прощающий". Этот бедный забыл, что наказание Аллаха является мучительным и вечным.
Всевышний Аллах сказал: "Возвести рабам Моим, что Я - Прощающий, Милосердный, и что наказание Мое - мучительное"
(Аль-Хиджр, аяты 49-50).
Аллах прощает грехи кающимся, проявляет милость к верующим, однако грешники подвергаются мучительному наказанию, и пусть никто не обольщается милостью Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
"Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха? Безопасность от хитрости Аллаха чувствуют только потерпевшие убыток!"
(Преграды, аят 99).

СЕМНАДЦАТАЯ ДВЕРЬ:

ОТЧАЯНИЕ В ПОЛУЧЕНИИ
МИЛОСТИ АЛЛАХА
Когда шайтан не может подступиться к рабу Аллаха через двери обольщения милостью Аллаха, он подходит к нему через другие двери и заставляет его отчаиваться в том, что нет этому человеку милости от Аллаха, говоря ему: "У тебя много грехов, у тебя большие грехи, их невозможно простить, и Аллах к тебе Свою милость не проявит". И он не отстает от этого раба, пока тот не потеряет надежду на милость, и тогда шайтан ему говорит: "А теперь наслаждайся этой жизнью, как тебе угодно, до смерти, так как после смерти ты войдешь в Ад несомненно, и поэтому наслаждайся этой жизнью". И таким образом шайтан толкает раба на преступление и грехи. Раб обязан закрыть и эту дверь, вспоминая милости Аллаха, которые охватывают любую вещь. Аллах принимает покаяние кафира, если он покается и примет Ислам. Как же Он не примет покаяние мусульманина, который совершил грех? Аллах открыл двери покаяния всем и сказал:
"Скажи: "О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он - Прощающий, Милостивый!"
(Толпы, аят 53).

Подготовил М. БАРАХОЕВ


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru