новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 







  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало  


  Общенациональная газета Республики Ингушетия Сердало
 

  3 страница

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Выходит с 1 мая 1923 года; № 72 (9593); суббота, 9 июля 2005 года

235-ЛЕТИЮ ЕДИНЕНИЯ ИНГУШЕТИИ С РОССИЕЙ

Навеки вместе

(Продолжение.Начало в № 71).

Только в начале 17 в. Кахетинскому царю Теймуразу 1 в целях обеспечения нормальных дипломатических отношений Грузии с Московским государством пришлось лично побывать во главе своего войска у соседних горцев Северного Кавказа и в особом письме к Московскому царю Михаилу Федоровичу указать их точное местонахождение. «А здесь близ Каракалканов (Дарьял) и меж черкасских мурз пребывают народы кисты. А преж сего они были християне, а ныне они не христяне, не турки.» (М.Полиевктов. Материалы по истории грузино-русских взаимоотношений (1615-1640гг.) Тбилиси, 1937, стр.118). Закрепляясь на Северном Кавказе, правительство Екатерины II вело подготовку к присоединению Восточной Грузии. Были приняты срочные меры для улучшения дороги в Грузию. Благодаря труду полутора тысячи русских солдат был проложен в течение 3 месяцев колесный путь через Дарьяльское ущелье и Крестовый перевал в Тифлис. Так было положено начало Военно-Грузинской дороге, ставшей основным путем, связывающим Закавказье с Северным Кавказом.
Архивная выписка из журнала Кизлярского коменданта по секретной части об экспедициях из Моздока в Грузию за период август – октябрь 1770 года: «А понеже сия дорога проложена чрез Ингуши есть наиспособнейшая и кратчайшая, якоже в расстоянии оная по уездам состоит обыкновенной езды, от Моздока до Ингуш день, от Ингуш до Чимов один день с половиною, от Чимов до Казбека день, от Казбека до Анапура, где уже границы грузинская-два дня, а всего (только) пять дней с половиною», (Г.Л.Бондаревский, Документальная история образования многонационального государства Российского, М. 1998, с.410). Находившиеся в Грузии российские войска под командою господина генерал – майора и кавалера графа Тотлебина отправка всех команд, разных казенных вещей в обе стороны, т.е. в Грузию и оттуда в Кизляр осуществлялось из Грузии до Ингуш, от Ингуш же в Моздок и даже в Кизляр. (Ф.Кизлярского комендантского управления, журнал исходящих бумаг по секретной экспедиции за 1770г. Св.190;, (Г.Л.Бондаревский, М.1999.с.413).
Также известно, что в грузинских хрониках население Ингушетии описаны под именами «гилигвов», «глигви». Современные грузинские исследователи также свидетельствуют, что в грузинских источниках для обозначения ингушей упоминается термин «глигви», который соответствует ингушскому «галга». (Н.Я.Марр. Кавказские племенные названия и местные параллели. М., 1922, с.33; Р.Л.Хардзе, А.И.Робакидзе. К вопросу о нахской этнонимике. КЭС. Вып.II. Тбилиси, 1968, с.20).
В 1781 году дивизионный квартирмейстер Штедер объехал в связи с данным ему поручением исследовать пути в Грузию через главный Кавказский хребет, значительную часть Осетии и прилегающие к ней с востока области, в том числе и Ингушетию: «…Я следовал берегом Сунжи через равнины и поля ингушей почти вплоть до гор. По ту сторону /Сунжи/, на 4 версты восточнее, лежали под лесистым обрывом 3 или 4 деревни ахкиюртовцев, представляющих собою смесь ингушей и карабулаков…
Через пять верст к западу /от Сунжи/ мы попали у реки Камбилеевки к ингушам или кистам, расположенным на выходе ее из лесистого предгорья… В недавнее время колония ингушей, называемых Шалха, расположилась у нее под горами… На левом берегу Камбилеевки расположено у самых гор около 200 фамилий… Отсюда открывается долина Больших ингушей и тянется на юго-восток свыше 6 верст, при ширине в 4 версты. Большинство их поселений лежит по северной стороне долины, частью на склоне гор, частью у реки. Также и на западной стороне реки Герге лежит несколько особенных селений… Под западными горами /внутри Тарской долины/ расположено селение Веппий, оттуда дорога через горы ведет к Тереку… На этой реке /Герге/ жили прежде веппинцы, некоторые из них еще остались в бесплодной маленькой долине; у них сохранились еще остатки одной маленькой церкви… Здесь /на равнине у Балты/ ингуши выпасают своих овец». (Ингушетия и Ингуши. Москва, 1999, с-90).
Данные Штедера позволяют установить и другое направление расселения ингушей, а именно вдоль Военно-Грузинской дороги и Балты.
Непосредственную связь возникновения Владикавказа с ингушскими селами отметил Я.Рейнеггс, в 80-е годы XYIII в. находившийся на русской дипломатической службе в Грузии и в силу своих служебных обязанностей вынужденный совершать частые поездки по будущей Военно-Грузинской дороге из Тифлиса в Моздок и Кизляр. «Ингуши (ингуши-авт.) считают от себя несколько селений, а именно: 200 дворов, поселявшихся при Шалгу (Шолхи) и деревне Саур (Заурово), лежащих возле крепости»,- подчеркивает Я.Рейнеггс и далее констатирует: «Владикавказ от них же начало свое получил» (ЦГВИА, ф.482, оп.1, д.192, л.55 об.). Книга Я.Рейнегсса издана 1796 г. и многие факты из нее содержатся в материалах академика П.Т.Буткова. Заметим точное совпадение данных о количестве дворов в с.Шолхи у Рейнегсса и у Штедера (см.с.28, указ. его работы), что взаимно увеличивает достоверность сообщаемых ими данных.
В 1811 году в долине реки Терек «от Владикавказа до Грузинской границы» располагались ингушские села Яндиевых, Кациевых, Батыровых, Торшхоевых, Хутиевых и др. Всего 13 сел (Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1811., с.117).
Уже с конца 18 века Ингушия представляла собою необычную картину религиозной системы. Деградировавшее за короткий срок поверхностное христианство столкнулось здесь с мусульманством, древнейший след существования которого находим в сообщении Вахушта о жителях Ангушта: «жители Ангушта похожи на черкессов, по вере магометане сунниты». (Вахушти. Кутаис, 1891, с.56-57).
С XYII в., когда мы видели, была сделана последняя попытка вернуть известную часть ингушей (жители Больших и Малых Ингушей) в христианство, до 40-х годов XYIII в., когда образовалась духовная комиссия, корни которой выходят еще к Петровской эпохе.
Это свидетельство относится, если на него вообще положиться, к той части ингушей, и говорит в лучшем случае о культурно-политической ориентации Ангушта, а не о действительной принадлежности к мусульманству. Бывший (с 4 по 7 марта 1770г.) на Камбилеевке, в районе Ангушта, Гюльденштедт характеризует религиозное состояние ингушей в следующих словах: «Их религия чрезвычайно проста, но имеет ясные следы христианства. Они верят в одного бога, которого они называют Дяла, но не признают никаких святых или замечательных в религиозном отношении личностей. Весной они имеют большой, а летом меньший период поста». Они позволяют себе многоженство. На некоторое влияние мусульманства приходится признать, по данным Гюльденштедта, существование у ингушей (кистин) имен, подобно Али, Муххамед, Фатьма и т.п. (Гюльденштедт, стр.478; В.Стршельницкий, газета «Кавказ», 1846, №43).
Через 11 лет ингушей и галгаевцев посетил Штедер, дополняющий во многом Гюльденштедта. «Они (ингуши, галгая) разводят овец, коз, ослов, мулов, лошадей и крупного рогатого скота (Штедер, с.36). Об Ангуште Штедер сообшает: «Они позволяют себя крестить и постятся весь великий пост; это все, что они знают о христианстве…»
Итак, Штедер вполне согласуется с Гюльденштедтом: «Мусульманство» Ангушта не оставило по себе, если оно и было, никаких следов. «Они почитают высшее существо, верят в загробное существование. Имеет место украшение могильных памятников по мусульманскому способу.» (Штедер, с.36).
В бассейне Терека у ингушей установились добрососедские отношения с гребенскими казаками. Большой интерес представляет мнение Л.Н.Толстого, который долго жил среди гребенских казаков. В своей повести «Казаки» он писал: «Очень давно предки их … бежали из России и поселились за Тереком. Казаки усвоили обычаи, образ жизни и нравы горцев, но удержали и там… русский язык и приняли частично и горскую одежду».
Создание казачьих поселений было следствием сознательной имперской политики.
Известный русский историк проф. В.О.Ключевский писал, что «История России есть история страны, которая колонизуется». Колонизационная политика царизма в отношении Ингушии особенно сказалась по завоевании Восточного Кавказа.
Хотя покорные аулы и получали почти всегда обещания от начальства, что они останутся на тех местах, на которые водворены, но имея перед глазами несколько примеров очищения горских земель для новых казачьих станиц, горцы плохо верили таким обещаниям.
Со второй половины 19 века характер отношений России к народам Северного Кавказа носит поэтапной колонизации.
Начиная с 1845 года, царское правительство стало переселять ингушей в район реки Назранка и в горную Ингушетию, т.к. не нуждалось в услугах горцев и решило «охрану» Владикавказа и Дарьяльского ущелья возложить на казаков. (Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1942, с.298).
В 1858 году при переселении на новые места ингуши оказали отчаянное сопротивление. Произошло восстание, известное как «Назрановское возмущение». Руководители восстания четыре человека были повешены, а многие были сосланы в Сибирь (Грабовский Н., Тифлис, 1876, вып.9, с.33). Результат колонизационного процесса в Ингушии:
На месте аула Гаджирен-Юрт основ. в 1847 г. ст.Ассиновская -//-//- Таузен-Юрт
-//-//- 1861 - Воронцово- Дашковская
-//-//- Магомет- Хите
-//-//- 1847 - Вознесенская
-//-//- Ах-Борзе
-//-//- 1861 - Нестеровская
-//-//- Ахки-Юрт
-//-//- 1859 - Сунженская
-//-//- Ангушт
-//-//- 1859 - Тарская
-//-//- Ильдир-Гала
-//-//- 1859 - Карабулакская
-//-//- Алхасте
-//-//- 1860 - Фельдмаршальская

На месте аула Шолхи основан был в 1867 году хутор Тарский. В 1845 году основаны станицы Троицкая и Слепцовская, в 1846-м – Михайловская (см.об этом у А.Берже; стр.117).
В основе колонизации лежали политические соображения - устройство клина, который разъединил бы горных ингушей от плоскостных и представлял бы собою постоянную военную опору власти на местах.
Так как по ущельям рек Камбилеевки, Сунжи и Ассы существовали единственные дороги для сношения горных ингушей с равниной, то станицы преградили ингушам свободный путь, который ранее давал им возможность быть экономически непосредственно связанными с плоскостью.
И, запертые в горах, ингуши здесь оказались обреченными на тяжелое, нищенское существование. (Г.К.Мартиросиан. Нагорная Ингушия. Орджоникидзе, 1933, с.69-82).
Известно, что одной из самых сложных проблем, порожденной колониальной политикой царизма на Северном Кавказе, являлось хроническое безземелье горцев. Наиболее низкими земельные наделы были в Чечне и Ингушетии. В начале XX века душевые наделы здесь в горной зоне составляли 0,3-0,4 десятины пахотных земель. Такое положение сложилось в результате насильственного изгнания царизмом в середине XIX века чеченцев и ингушей из их селений и водворения на их места казачьих станиц. Цепь этих станиц не только разделила Чечню и Ингушетию, но и отсекла напрочь плоскостную Ингушетию от ее горной части. Переселению были подвергнуты селения, которые с XYIII века являлись символом борьбы ингушского народа за выживание и национальное самосохранение.
Так в 1859-1867 годах в нынешнем Пригородном районе создаются станица Тарская (на месте селения Ангушт), станица Сунженская (селение Ахки-Юрт), станица Аки-Юртовская (селение Таузен-Юрт) и хутор Тарский (селение Шолхи). (См.: Сборник сведений о Терской области. Владикавказ, 1878, с.373-374.).
Все это пагубно сказывалось на экономическом положении ингушей, ежечасно напоминая об утраченных землях. О том, что они не примирились с сотворенным над ними злом, свидетельствует их обращение в Государственную думу: «В настоящее время две трети наших земель, насильственно отобранных, перешли в руки казаков, и мы, ингуши, доведены до того состояния, что для того, чтобы жить, мы должны арендовать землю у тех же казаков. В среднем ингушское племя платит ежегодно казакам с лишком 30 000 руб. арендной платы. Это ни что иное, как налог в пользу казаков, налог тем более возмутительный, что мы, ингуши, платим его за пользование землей, принадлежавшей нам тысячелетия…». («Терек», 1907, №83).
«Освобожденные» при помощи штыка земли ингушей заселяли, жители из старых Надтеречных станиц, донские и другие казаки, словом в большинстве те, которым нечего было терять на Родине. Эти люди, лозунгом которых было слово «не плошай»… не могли благоприятно влиять на ингушей», - писал Грабовский (А. Грабовский, Сборник сведений о Кавказских горцах. Тифлис. 1876, вып. 9, с.54).
«Сто лет назад один из исследователей Кавказа писал: «Ингуши, менее других наклонные к грабительству, почитаются за добрых и кротких людей». К этому времени ингуши, по их просьбе, уже были приняты в русское подданство, обязались охранять Владикавказ и Военно-Грузинскую дорогу от нападений враждебных русских племен и получили обещание, что земли, занятые ингушами на плоскости, останутся навсегда в их владении. Ингуши сдержали свои обязательства и в 40-х годах прошлого столетия приняли самое деятельное участие в отражении наступавшего на Владикавказ известного борца за независимость горцев Шамиля. Однако 20 лет спустя часть ингушей из крупных селений у выхода из гор была насильственно выселена, и на освободившихся землях по приказу русских властей расположились 4 казачьи станицы. Таким образом, часть ингушских земель была несправедливо отобрана, и жизнь ингуша сделалась очень тяжелой. Земли, годной для обработки, стало меньше, а кормиться на ней должно было то же число ингушей, что и прежде. Часть из них к тому же была разорена переселением. Если подсчитать всю площадь земли, занятую ингушами, то окажется, что в Ингушии на каждую квадратную версту приходилось 44 человека. А при такой густоте населения с трудом можно кормиться земледелием при низком его уровне, обычном у нас в России. Ингушу же, кроме земли, кормиться нечем: ни кустарных, ни других промыслов он не знает, а фабрик и заводов на его родине нет. Тяжелые условия жизни отразились и на приросте ингушского населения. Ингуши увеличиваются в числе значительно медленнее, чем их соседи – казаки, осетины и кабардинцы, имеющие больше земли и живущие гораздо богаче.» (Н.Яковлев. Ингуши. М. 1925, С.14, Саратов. Ингуши. Сборник статей и очерков, 1996, с.194-197). По свидетельству известного этнографа 19 века М.Ковальского, миграция осетинского населения с 18 века шла на восток. Он писал, что осетины изгнанники- абреки «поселялись в Куртатинском ущелье», откуда «часть населения выселилась в Тагаурское ущелье». (Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М.1886-т.1, с.37).
В 1807 году по происшествии немалого времени после основания крепости и принятия по договору ингушами обязательств по охране ее и близлежащих дорог, осетины обратились к генералу Дельпоцо с просьбой разрешить им поселиться у крепости.
…Заметим, что в Северной Осетии земельный вопрос предполагалось решить за счет изъятия у казачества в пользу осетин земель, никогда не принадлежавших последним. Нарком земледелия ГАССР осетин И.М.Датиев в 1921 году говорил: «единственный выход-это выселение казачьих станиц: Архонский, хутора Ардонского, станиц Николаевской, Змейской и Александровской. Осуществление этого переселения признать как революционную необходимость и закончить его к маю 1921 года. (ЦГА СОАССР, ф.50, оп.1, д.71, л.61.)
Таким образом, на протяжении нескольких веков Осетия решала свои земельные вопросы, за счет никогда не принадлежавших им земель соседних народов. По данным Л.П.Семенова, осетинская фамилия Дударовых имеет ингушское происхождение (Л.П.Семенов. Археологические этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах. Грозный. 1963, с.78; Б.В.Скитский. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г. ИСОНИИ, т.XI. Дзауджикау, 1947, с.57; Е.И.Крупнов. Средневековая Ингушетия. М., 1971, с.55). Такое же происхождение имеет и фамилия Андиева от Яндиевых (Б.А.Колоев. Указ.соч.,стр.45; Е.И.Крупнов. Средневековая Ингушетия. М., 1971, с.55).
Так, В.Тменов (Проблемы этнографии осетин… стр. 124) пишет: «В Тагаурии и Куртатинском ущелье некогда жили ингуши. Земли лежащие в долинах рек Камбилеевки, Сунжи и Терека являются исконно ингушскими. Совершенно очевидным является то, что территория Пригородного района и г.Владикавказа являются древними ингушскими землями.».
После покорения Кавказа, горные ингуши, отрезанные от плоскости русскими поселениями, долгое время переживали острую земельную нужду и прорывались на равнину… В период революции …они спустились с гор и теперь уже при поддержке Советского правительства заняли ряд казачьих станиц, земли которых как например, Ангушт (бывшая станица Тарская) и другие, раньше принадлежали ингушам…». (В.П.Пожидаев. «Горцы Северного Кавказа». М., Л., 1926г. с.15).
Земли станиц Тарской, Воронцово- Дашковской, Сунженской, Фельдмаршальской и хутора Тарского, исторически принадлежавшие ингушскому народу, отведены были ингушам, причем отвод завершился в 1923 году.
Сейчас, когда Ингушетия идет трудным путем возрождения, очень важно не забывать и бережно относиться к своему прошлому, внимательно изучать опыт сложных взаимоотношений ингушей и соседних народов. Восстановление исторически правдивой картины своего прошлого -верный путь к самопознанию народа и обретению им своих корней.
Стремление Ингушетии вернуться в Пригородный район с точки зрения истории законно и справедливо. Но вопрос в том, как добиться этого разумным и цивилизованным путем.
Все вышеизложенные работы приведены для восстановления исторической памяти и правды, являются бесценными источниками, т.к. они служат отповедью современным сочинителям истории.
Публикуемые документы позволяют понять всю многогранность значения присоединения Северного Кавказа, в том числе Ингушетии к Российской империи – как для народов Северного Кавказа, так и для народов России. Документы свидетельствуют, что контакты между Россией и ингушским народом – была взаимная заинтересованность и искреннее стремление к прочному союзу.
Р.Ш. АЛБОГАЧИЕВ,
депутат Народного Собрания, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор

(продолжение следует).



ЖИЗНЬ И СУДЬБА СВИДЕТЕЛЬ ТРЕХ ВЕКОВ

В России давно отмечено, что кавказские народы всегда отличались своим гостеприимством и особым уважением к старикам. В Ингушетии в данный момент проживают 111 человек, возраст которых превышает 100 лет.
В 2004 г. 12 января по поручению Президента РИ М. М. Зязикова члены общественной организации «Даймохк» во главе со своим руководителем Атиговым Хасаном и Илиевым Магомедом посетили дома долгожителей, вручили им денежные вознаграждения, ценные подарки. В числе наших дорогих стариков есть любимица всей родни – умная, мудрая женщина Либи. Она 1899 года рождения, ее совет и напутствие, как и раньше, сегодня дороже золота.

- Я свидетель трех веков, говорит она, улыбаясь, стеснительно пряча свои незрячие глаза. – 19 век - это мое детство, начало жизни. 20 век – это испытание – век любви. 21 век – это переход от одной жизни к другой. Так Либи определила свой жизненный путь. – Прошло 106 лет, а кажется, только вчера я стояла в подвенечном платье. Кажется, только вчера меня увозил товарный поезд в далекую Сибирь. Только вчера, кажется, я вернулась на Кавказ.
Все это преодолеть и при этом остаться той же, мне помогла любовь к Всевышнему и к мужу. Я вышла за человека с большой буквы, - особо подчеркнула она.
– Оздоев Исраил был благородным и состоятельным человеком. Но у меня не было расчета, у меня была любовь к нему. Сеть его торговых точек, его деньги и золото приносили нам одни неприятности, вечное преследование властей, ссылка, тюрьма… Она всегда следовала за мужем, грамотные ингуши называли ее декабристкой, аристократкой.
– Будучи раскулаченными, только тогда мы зажили человеческой жизнью, – рассказывает Либи.
В этот момент мне показалось, что или я не так поняла свою собеседницу, или что-то у нее с памятью.
- Нет, дочка, в любви важно понимание, внимание. Деньги не делают человека счастливым, если нет покоя. Дороже этих денег мне была его забота и внимание, - сказала она.
Когда я спросила Либи, помнит ли она о своем возрасте, она ответила: “Да, мне 55 лет”. Точно, что-то с памятью стало, подумала я.
- Я прожила 55 лет с мужем, - улыбаясь, продолжила она, – и этот отрывок времени я называю – Жизнь. Он был старше меня на 18 лет. За эти 55 лет совместной жизни мы не только не поругались, мы даже плохо друг на друга не посмотрели, подчеркнула она. Любое горе я готова была перенести, если он рядом, потерю дочери и сына я перенесла как должное, как тяжкую, непосильную работу. Я хоронила их, радуясь тому, что не хороню его. Но когда Либи потеряла самого Исраила, вот тут-то она и сдалась судьбе, от горя она ослепла и навсегда опустились руки. Сегодня она не может отличить день от ночи. Красивая старушка прожила тяжелую жизнь, а в волосах только легкая проседь. А почему? - спросил меня ее сын. Действительно, столько лет прожито и столько всего пройдено, наверное и здесь любовь не оставляла места седине.
Меня удивила феноменальная память моей собеседницы, она подетально и по датам рассказывала о рождении своих внуков. Рассказала в какой день и в каком году был избран Президент М. М. Зязиков. Какого числа к ней приезжали с организации «Даймохк».
С радостью вспоминала о бывшем главе администрации с. Зязиков-Юрт, как Эльджеркиев Муса часто навешал ее, по праздникам обязательно заходил к ней, как к матери.
- Сколько президентов сменилось за мои века. И могу уверенно сказать, что хорошо жилось при Брежневе Л. И. и хорошо живется сегодня.
Я по жизни людей сужу о работе президентов, тут не надо быть грамотным, надо только послушать и посмотреть как живут люди.
Мы жили в Сибири, тогда и не верилось, придет ли день, что когда-нибудь сытно поешь кусок хлеба. Одну булку делили на девять человек, а сегодня нет ни голода, ни холода, ни войны, люди как пчелки делают деньги, имеют право строить, продавать, покупать.
Я не видела Путина и Зязикова, но я слышу их по телевизору и мне приятно, они мне родные, как сыновья, - искренне говорила Либи.
У Либи нет никакого статуса, она не получает ни пенсии, ни по инвалидности, у нее нет никаких наград. Но она имеет любовь и уважение.
Семья Оздоева Юнуса (сына Либи) несостоятельная, они переселились из оползневой зоны в с. Зязиков-Юрт на ул. Албогачиева №21. Его две дочери и два сына имеют духовное и светское образование.
Бабушка Либи все годы говорила сыну и снохе, что самое большое богатство – это образованные дети. Сегодня в этой семье царит мир. Либи живет с сыном Юнусом и снохой Фатимой. Юнус не работает и не ездит по друзьям и родственникам – он знает, что в любой момент он нужен матери, тяжелая по весу Либи не дает себя поднимать снохе.
- Даже в этом она ко мне внимательная и добрая. Она очень многое дала мне и мои детям, это клад нашей семьи, более благородного человека чем мама, я никогда не встречала, говорит Фатима. – Она никогда не была мне свекровью, она мать любому из нас и очень тяжело мне смотреть, как в последние три месяца она сдала сильно. Нас уже берет страх за нее, – сказала она волнуясь, вытирая слезу.
Мне самой показалось, что этого благородного человека я знаю много лет, мне было приятно общение с ней. И тяжело от мысли, что я бессильна помочь ей. Полная потеря зрения, сильные отеки, слабое движение рук тоже наводили страх. Когда я извинилась перед ней за то, что переутомила ее, она взяла мою руку в свою и спросила: - Дочка, а Президент знает, что я есть? - Конечно, знает, бабушка, а когда мы напишем в газете, весь Северный Кавказ узнает и пожелает вам здоровья, - ответила я.

-Пусть в вашей жизни придет счастливое время, -пожелала она нам всем, уважаемые жители, и проводила меня с улыбкой, которую я не забуду никогда.

Ася ГЕЛИСХАНОВА

P.S. Статья моя была готова к публикации, когда мне сообщили тяжелую весть: Либи Оздоева ушла из жизни 4 июля… Прошло лишь несколько дней.
ДАЛА КЪАХЕТАМ БОЛБА ЦОХ.
ДАЛА ГЕШТ ДОЛДА ЦУННА
ЙИЙРЗА МОТТИГ ДАЛА ДАЬКЪАЛА ЙОЙЛА ЦУН.



МЕЧТА И НАДЕЖДА КАЖДЫЙ ИЗ НАС ИЗБЕГАЕТ ОДИНОЧЕСТВА

И боль, и грусть…
И летний день так светел,
И голубями брызжет из-под ног!
Да, это – счастье –
Жить на белом свете!
Но человек без дома - одинок.

Очень часто к нам в редакцию приходят читатели разных возрастов. Бывает с теплым откликом на ту или иную статью, с жалобой или пожеланиями. Гостившая у дальней родственницы в Малгобеке Зина Куртаева, 78 лет, жительница ст. Орджоникидзевской, узнав о том, что в Малгобекском районе три года как организована опека и уход за одинокими и престарелыми стариками, решила поделиться своим мнением с нами.
- Слушай, дочка, – начала она свой рассказ, – разве было бы плохо, если построили у нас в республике дома для престарелых?! С одной стороны, конечно, хорошо, что родные заботятся о близких стариках – для нас это дело святое. Но с другой, времена, как мы видим, меняются, да и не у всех бывают прямые наследники. А становиться обузой для дальнего родственника - дело незавидное. Очень отрадно, что во всех районах республики есть социальные отделы опеки и по уходу за одинокими стариками, я об этом не знала. Ведь сколько бы мы ни говорили, человек на самом деле – слабое, беззащитное существо, испытывающее страх перед одиночеством. И вся жизнь – борьба за то, чтобы не оставаться одному в большом мире. И не секрет, что чувство страха заставляет нас держаться ближе друг к другу, ценить тех, кто нас окружает. Может быть поэтому мы любим одних, дружим с другими, приручаем братьев наших меньших. Каждый из нас так или иначе избегает одиночества. В 27 лет я похоронила мужа. А сына, еще раньше. Родственники, конечно, есть, но быть обузой не хочется. Вот и приходится думать о завтрашнем дне. Знаю, и не сомневаюсь, что добрые люди не оставят меня наедине с бедой, а разве плохо и то, что государство должным образом, по-человечески заботится о пожилых людях.
Мне очень хотелось поделиться с вами, сказать безграничное спасибо руководству республики в лице Президента РИ М. М. Зязикова за заботу и внимание к нам, пожилым. Он настоящий сын своего народа. И, пользуясь случаем, у меня к вам большая просьба поздравить Мурата Магометовича с переизбранием на пост главы республики. Наш народ – мудрый народ, он никогда не забудет те великие дела, творимые Президентом во благо своего многострадального народа. Счастья, здоровья и долгих ему лет! С такой женщиной, как Зина, всегда приятно беседовать. Наши читатели не только пассивные созерцатели, но и активные деятели и собеседники.

Р. КАРТОЕВА


 
----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru