Наши партнеры:
Твой уютный мир предлагает купить женские резиновые сапожки. . Теннисный стол купить дешево.
новости веб-чат СЕРДАЛО карта заставка
 






 

Когда "мифы" становятся реальностью.


Уважаемый читатель! Передо мной статья А.А. Туаллагова - доктора исторических наук (если судить по монографии: "Сарматы и аланы в IVв. до н.э. - Iв. н.э." и филолога, если судить по монографии: "Скифо-сарматский мир и нартовский эпос осетин"): "Ингушская алания и ингуши - аланы (от реальности к мифу и от мифа к реальности)", изданная в выпуске 24 сборника Северо-Кавказского Научного центра Высшей школы, г. Ростов-на-Дону,2004г. Статью автор начинает с огульного обвинения ингушской интеллигенции в популяризации идей утверждения " о генетической связи ингушей с аланами, которые сами представляются нахоязычным народом. Видимо, среди основоположников данного "нового направления" следует признать чеченского филолога Я.Вагапова, неоднократно обращавшегося в своих статьях к известным из научной литературы данным по аланской ономастике, топонимике и т.д." (с.107). "Приемы доказательств Я.С.Вагапова, стали практически общепринятыми для его последователей. Им, прежде всего, присуще полное игнорирование законов исторического развития языка, компенсируемое личной убежденностью, что все аланское должно быть нахским а, соответственно, легко объяснимым при помощи современных ингушского и чеченского языков. Таким образом, для названия самих алан легко подбираются созвучные нахские слова" (там же). А.А.Туаллагов в пылу полемики даже не учитывает, что его оппоненты "легко" подбирают созвучные нахские слова, и это означает совпадение аланского и нахского языков.

Приемы попытки перевода дискуссии в удобное для себя русло для Туаллагова не новы. Так в своей рецензии на книгу Н.Д.Кодзоева "Магас: по археологическим и письменным источникам", Магас, 2003// Вестник Владикавказского научного центра, Владикавказ,2004.Т.4.№1 А.А.Туаллагов таким же образом начинает с упрека Н.Д. Кодзоева в "изначальной убежденности автора в нахоязычности алан и прямой генетической преемственности алан и ингушей". Попытки эти есть не что иное, как стремление дискуссию по этнической идентификации осетин свести в хорошо освоенное русло языковой атрибуции. При ознакомлении с этой рецензией меня сильно удивило совершенное незнакомство или умышленное игнорирование А.А.Туаллаговым современной теории этногенеза и положений этнологии, разработанных великим русским ученым Л.Н.Гумилевым. Я подготовил довольно резкую рецензию на многостраничную рецензию А.А.Туаллагова и она начала выходить в прессе, но по просьбе Н.Д.Кодзоева она была приостановлена, так как ко мне попал сигнальный, а не опубликованный экземпляр рецензии и Н.Кодзоев, считая это не совсем соответствующим этике, попросил прекратить выпуск нашего отклика на рецензию Туаллагова. Просьбу эту поддержал и главный редактор "Ингушетии" А.Ю. Гадаборшев. Отредактированный материал был издан в "Ингушетии" под названием "К вопросу происхождения кавказских алан".

При глубоком изучении и тщательном анализе работ Л.Н.Гумилева, особенно "Этносфера (история людей и история природы)", М., 2002 и "Этногенез и биосфера земли", М.,2003, написанных Л.Н.Гумилевым в 60-70 годы прошлого столетия, хранившихся в Гохране и опубликованных только в демократической России с учетом опыта различения этносов, приобретенного в начале 80-х годов при выполнении воено-научной работы "Астра", одним из исполнителей и редактором которой я был, для меня стало совершенно очевидным, что этносы возникают и исчезают, отличают себя от других этносов и для этнической идентификации могут быть использованы только этническое самосознание (самоопределение) и стереотип поведения - фундамент этнической традиции, передающийся путем сигнальной наследственности и изменяющийся в историческом времени под влиянием изменения условий обитания этноса.

Понятия этнография и этнология разнятся, примерно, как география и геология. Это хорошо осветил Ю.В.Бромлей в введении в " Этнографию", М.,1982г. и примечании I, с.4. Описывая значение языка, культуры, характера для этноса он подчеркивает особо, что "каждый из указанных этнических признаков совсем не обязательно должен быть специфическим только для одного этноса" (там же,с.5). Соглашаясь, в основном, со сказанным следует отметить некоторую нечеткость определения границ допуска. Видимо, это дань марксистско-ленинской литературе (см.примеч.№1,с.4), а также личной критике И.В.Сталина положений "нового учения о языке" Н.Я. Марра и обрушившегося вслед за этим на Марра "залпа орудий главного калибра" (Аланы: история и культура, Владикавказ,1995, с.21). Н.Я.Марр в своей статье "Осетика - Яфетика" утверждал, что несмотря на иранский язык в этногенезе осетин сыграли весьма значительную роль автохтонные кавказские племена" (там же).

Указанное положение Н.Я.Марра противоречит теории "чистого" аланского происхождения осетин и разрушает цепочку "скифо-сармато-алано-осетины". Это положение блестяще подтверждается теорией этногенеза Л.Н.Гумилева, которая гласит, что этнос, как и каждый человек, не может происходить от одного предка: "Равным образом не нужен системный подход тем историкам, которые ищут предка изучаемого этноса. Эти историки считают французов потомками кельтов (галлов), а русских - потомками сколотов (скифов). При этом они забывают, что и те и другие смешивались с соседями, меняли культуры и языки и, наконец, что монолитный этнос равноценен расе, особенно если у него был один предок, а не сочетание древних этнических субстратов. Такая патологическая склонность к партеногенезу весьма распространилась в XIX веке среди полуобразованных людей и породила шовинизм как карикатуру на патриотизм". (Л.Н.Гумилев, Этносфера…,с,24). Очевидно, что первое звено цепочки-скифы (кочевники, царские, земледельцы, пахари) закончили в III веке н.э. свой этнический процесс под ударами надвигавшихся с востока сарматских племен, ведших против скифов тотальную войну на поголовное уничтожение, а затем готов, довершивших разгром, и растворились среди народов, оказали какое-то влияние на поглотившие их народы. Считаю неправомерным утверждение, что "одно из скифских наречий легло в основу осетинского языка" (Большой энциклопедический словарь (БЭС),М.,1997,с. 1105), так как между скифами и осетинами, по канонам осетиноведения, находятся сармато-аланы, которые должны были перенять у скифов и передать осетинам скифское наречие, что противоречит фактам и не логично, так при языковой ассимиляции превалирует язык победившего и захватившего политическую власть этноса.

Очень интересные факты обнаруживаются в БЭС в статье "иранские языки". "Это группа родственных языков, в истории которых выделяются 3 периода: 1)древнеиранские языки: мидийский, авестский, древнеперсидский, скифский (2тыс. до н.э.-4-3вв. до н.э.); среднеиранские: среднеперсидский, парфянский, бактрийский, сакский, согдийский, хорезмийский, среднеосетинский (аланский) (4-3вв до н.э.-8-9вв.н.э.); новоиранские: персидский, таджикский, фарси-кабули, пушту, белуджский, курдский, осетинский, татский, талышский, ягнобский, памирские (с 8-9вв.)". Первое: скифы - тетракситы в Крыму продолжали существовать до 3в. н.э., а скифский язык уже исчез. Второе: в 4-3 вв. до н.э. появился среднеосетинский язык и это при отсутствия на Северном Кавказе алан, явившихся по предположению осетиноведов, предками осетин и, соответственно, после гибели аланского государства в 13 веке передавшие, происшедшим от одного предка - алан, осетинам свой язык. Возникает вопрос - если это осетины в древности и в начале средневековья, то где же аланы, а если аланы, то где же осетины? Ответ один - это нелепый социальный заказ и он растиражирован в советских энциклопедиях и энциклопедических словарях, во многих научных изданиях после пресловутой речи И.В.Сталина и "залпа орудий главного калибра" советской науки (см.выше) по "новому учению о языке" и идеям Н.Я.Марра о происхождении осетин. Здесь уместно вспомнить слова А.В.Арциховского "одно из орудий главного калибра" по поводу статьи Н.Я.Марра: "Исторический процесс обесцвечивался и упрощался предельно". (А.В. Арциховский. Пути преодоления влияния Н.Я.Марра в археологии// Против вульгаризации марксизма в археологии. М.,1953,с.59). Слова эти можно было бы расценить как похвалу Н.Я.Марру, т.к. этногенез процесс естественный по своей сути и, следовательно, предельно простой, если бы не грозил в те времена последователям Н.Я.Марра (Е.И.Крупнов и др.) преследованиями за "вульгаризацию марксизма".

Однако, остается и проявляется стремление сохранить основанную на ираноязычности цепочку скифо - сармато - алано - осетины и теорию аланского происхождения осетин. Это и названная выше статья в БЭС, статья А.А.Туаллагова, и многие другие публикации осетиноведов. Вековое заблуждение, о котором мы писали в "Правде об ингушах и осетинах", Назрань,2004г., продолжается и А.А.Туаллагов, знакомый с этой работой, вновь пытается в своей статье направить дискуссию о происхождении осетин в русло их аланского генеза, основанной на языковой атрибуции. Для разрешения этой проблемы попробуем раскрыть природу зримого проявления наличия самых этносов - противопоставление себя всем другим этносам: "мы" и " они не мы". Что лежит в основе этого проявления, что порождает и питает это противопоставление? Может язык? Но хорошо известно, что разные народы часто говорят на одном языке. Например, англичане и ирландцы; мексиканцы, перуанцы говорят по-испански, но они не испанцы; малоазийские греки (до 1921г.) говорили по-турецки, а македонские турки - по-гречески; на арабском языке говорит несколько разных народов. Часто один народ говорит на разных языках, французы на четырех: французском, кельтском, баскском, провансальском, причем это на мешает их этническому единству; англичане на двух - английском на юге и норвежском в Нортумберленде; бельгийцы - на французском и фламандском и т.д. Кроме того, есть сословные языки: французский - в Англии 12-13 вв; греческий - в Парфии II-I вв. до н.э.; арабский в Персии с 7 по 11 века и т.д. Поскольку целостность этноса не нарушалась, надо сделать вывод, что дело не в языке (Гумилев. Этносфера…, с.136).

В пылу спора о языке Зеленчукской надписи и происхождении нахского слова фурт - сын, потомство А.А.Туаллагов дошел в своей статье до утверждения о "научной доказанности" отсутствия в нахских языках буквы "Ф" и заимствовании нахами слов, начинающихся с "Ф". Даже мне - "природному носителю ингушского языка", познания в филологии которого сводятся к знанию двух-трех языков и правил орфографии и синтаксиса, совершенно понятно, что слова - обозначения части тела, потомства, семени, древних инструментов, сказок, своих соплеменников, соседей, предметов пищи и других из обихода даже древнейших людей этносы обозначали только на своем языке. Примеров этому в ингушско - русском словаре А.С.Куркиева, Магас,2004г. много: фата-барабан, бубен; фашкарг - клещ; фаьлг-сказка; фаьппе - фяппинцы (племя ингушей); фе - чутко, воздушный; фийг - зернышко; фо - воздух; фоарт-шея; форд-море; фос - добыча; фост - тавро, метка; фу - семя, потомство и много других. Но этого уже достаточно для доказательства присутствия у ингушей буквы "Ф" и ложности измышлений А.А.Туаллагова. А изменение ф на п в арабских словах фатиха (молитва) и Фатима объясняется просто диалектными особенностями языка горных чеченцев, через которых шло распространение ислама из Дагестана. Доказательства того, что аланы не являются прямыми предками осетин нами в работе. "Правда об ингушах и осетинах" строились не методами языковой эквилибристики, а основывались на теории этногенеза и положениях этнологии, разработанных Л.Н.Гумилевым. После приведения соответствующих примеров (с.4) мы подчеркнули, что этнические определители - язык, территория, внутренние экономические связи и особенно культурные особенности (специфика)- весьма существенны при характеристике любого этноса. Но все эти признаки должны находить свое выражение в виде очень важного общественного явления - этнического самосознания (самоопределения), которое обязательно при определении этнической принадлежности. На с. 16-18 мы еще раз проиллюстрировали указанное положение и заострили внимание на стереотипе поведения - фундаменте этнической традиции, передаваемой из поколения в поколение с помощью сигнальной наследственности и способствующем осознанию этносом своего этнического единства и лежащем в основе отличения своего этноса от других.

Учитывая, что этнос-это биологическая система (системный подход, внедренный Л.Н.Гумилевым) и не может происходить только от одного предка и, главное или основное, самосознание (этническое самоопределение) и стереотип поведения осетин не соответствуют аланским, мы уверенно установили, что аланы не являются прямыми и единственными предками осетин:

1.Самоназвание осетин - дигорцы, иронцы, кударцы- исключает аланское самосознание (этническое (аланское) самоопределение), следовательно, осетины не являются и не могли быть аланами. А.А.Туаллагову оказалось легче вступить в привычные словопрения, чем аргументировать неправильность изложенного выше из нашей работы и основным аргументом оказалось, что нет у осетин кударцев. Однако со мной учились осетины из Южной Осетии и они себя называли кударцами, да и другие осетины так же. В книге Б.А.Калоева "Осетины",М.,1967г. на с.55 приведены слова В.И.Абаева: "Это подтверждается не только данными археологии и этнографии, но и наличием здесь отдельного джавского наречия, имеющего глубокие фонетические различия с северо-иронским диалектом осетинского языка", на с.13 " Даже собственные названия осетинских племен - ир, дигор, туал, по мнению В.И.Абаева, "не имеют ничего общего с иранским миром и представляют старые местные этнические названия"., на с. 47-58 многократно повторяются слова: туал, кударец, кударо.
Сентенция А.А.Туаллагова мне и Р.С.Плиеву по поводу тохаров прямо касается его монографии "Сарматы и аланы в IV в. до н.э. - 1в. н.э.", где часть первая главы третьей так и называется "Тохары - юэчжи", в которой автор - А.А.Туаллагов, опираясь на словесную эквилибристику различных исследователей, без должной критики принимая их предположения, обосновывает тохаро-юечжийское происхождение ранних алан и допускает ираноязычность и принадлежность тохаров к кочевникам, трактует тохаров как предков дигорцев (с.161-182). В заключении (с.276) А.А.Туаллагов высказывается еще определеннее: "Начало собственно аланского этапа (?!) в истории Восточной Европы обусловлено миграцией сюда центральноазаиатских народов, среди которых выделяется в первую очередь юэчжи-тохары… привели к актуализации в их среде понятия, выражаемого термином ачуа-алан… Видимо, именно в этот период улавливается начальный импульс аланского этногенеза предков осетин - дигорцев через их генетическую связь с юэчжами - тохарами". Приведенная цитата из работы Туаллагова - яркий пример вековых усилий поверхностного отношения к реальности, теории этногенеза и системного подхода в этнологии, блестяще разработанных в трудах Л.Н.Гумилева: "Этногенез и биосфера земли" и "Этносфера, история людей и история природы".

А на запутанную проблему тохаров - юэчжей "проливает свет небольшая работа Бертольда Лауфера, изданная в виде брошюры тиражом 500экз.". Автор этой работы (Л.Н.Гумилев,Ю.Т.) выписал ее фотокопию, которая ныне хранится в ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Шедрина. Б.Лауфер проанализировал пять юэчжийских слов, сохранившихся в записях династии Хань, и пришел к выводу, что эти слова принадлежали языку североиранской группы. Шестое - юэчжи- он восстановил с учетом особенностей древнекитайской фонетики, как…Согд, и отметив отличие этой группы от тохарского языка, более близкого к западноевропейским и, следовательно, далекого от иранских". (Л.Н.Гумилев "Тысячелетие вокруг Каспия", М.,2003,с.72-73). Совершенно ясно, что юэчжи-согдийцы, а тохары - не иранцы. Но признание этого - полное опровержение работы А.А.Туаллагова и он решил спрятать все за словесной шелухой. А ведь мы писали об этом в своей работе более сокращенно, но с указанием библиографии.

2.Стереотип поведения - система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, это фундамент этнической традиции и специфичен для каждой этнической системы (этнического коллектива). Стереотип поведения складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей природной (ландшафтной) и этнической среде, которая определяет неповторимость облика каждого этноса, что лежит в основе противопоставления себя всем другим этносам.
Собственный стереотип поведения воспринимается членами этноса как единственно правильный, нормальный во взаимоотношениях, жизни и действиях. Особо острая реакция, как правило, возникает на чужие стереотипы поведения в области взаимоотношения полов, отношения к умершим, к старшим, детям, женщинам, к правилам (кодексу) чести, отношения к иноплеменникам.
Стереотип поведения этноса меняется в историческом времени в зависимости от фазы этногенеза, этнических контактов и изменения окружающего ландшафта.
Стереотип поведения осетин не соответствует аланскому, и к тому же "наиболее активная и неукротимая часть алан ушла после 371г. в Испанию, чтобы избежать подчинения гуннам. А как мы знаем, пассионарность - признак наследственный. Следовательно, потомков пассионарных аланов следует искать в Кастилии, а не на Северном Кавказе (Л.Н.Гумилев, Этносфера…,с.388). Проверим, так ли это? По мнению составителей сборника "Кавказ и Дон в произведениях античных авторов", Ростов-на - Дону, 1990,с. 368: "Особое значение имеют сообщения Аммиана о взаимоотношениях скифо-сарматских племен, характеристика алан". В "Деяниях" Аммиана Марцеллина в XXXI книге (см.с.383-385 сборника) говорится, что аланы получили свое название от гор и мало помалу постоянными победами распространили на соседние народы свое название (видимо, он говорит об аланах - танаитах Ю.Т.). В другой стороне близ поселения амазонок живут аланы, владения которых приближаются к азиатским землям и достигают до Ганга (видимо, речь о "аланах-массагетах".Ю.Т.). Разделенные таким образом аланы, как номады, перекочевывают на далекие расстояния и теперь все называются аланами за свои обычаи и дикий образ жизни и одинаковое вооружение. Далее Аммиан описывает быт кочевников. Ошибочно приписывается персам скифское происхождение.
Возвращаясь к аланам он подчеркивает их сдержанно-грозный взгляд, подвижность и похожесть во всем на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни. А стариков и умерших от болезней они (аланы Ю.Т.) преследуют жестокими насмешками и украшают своих боевых коней содранными с головы убитых противников кожами (это, видимо, повторение описания обычаев скифов Геродота, перенесенных Аммианом на алан Ю.Т., см.примеч. на с. 384, 385). И, наконец, они (аланы Ю.Т.) не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения.
Прежде чем перейти к анализу, необходимо внести уточнение термина "аланы-массагеты", который использовался не только Аммианом, но и многими современными исследователями. Массагеты - не существовали, название это есть только у Геродота и Страбона (причем последний переписал у первого) и означает буквально: "Большая сакская орда" (см.: Тревер К.В. История Узбекистана. Т.1, Ташкент, 1950, с. 46) (цит.,по Л.Н.Гумилев, История Хунну,Т.1,с.337).
Следует учесть, что к началу войны с гуннами аланы имели городища и крепости, следовательно, не были кочевниками и занимались отгонным скотоводством и по этому использовали кибитки для летнего проживания, что мне приходилось наблюдать в 60-х годах прошлого века у грузин-овцеводов, перегонявших отары на Черные земли. "К 370 году стало ясно, что аланы войну с гуннами проиграли, но до полного разгрома и покорения было очень далеко…. Но предгорные крепости взяты не были, не была захвачена и пойма Дона". (Л.Н.Гумилев, Тысячелетие вокруг Каспия, с.143 и примеч. 2,3 там же).
Из приведенной выше характеристики алан - танаитов, обращают внимание, за исключением приписываемых Аммианах варварских-скифских, две черты стереотипа поведения - неуважительное отношение к старшим и единое социальное положение - отсутствие понятия о рабстве и одинаково благородное происхождение всех. Первая черта не осетинская - они чтут предков. Вторая тоже не осетинская - у них кроме раннего упоминания царей, князей еще живы воспоминания о алдарах, фарсаглагах, кавдасардах и рабах - кусагах. А сдержанно - грозный взгляд не этническая, а индивидуальная черта.

Изложенное подтверждает сказанное выше о несовпадении стереотипа поведения алан и осетин, а вместе с отсутствием аланского самосознания (самоопределения) у осетин это прямо указывает на генетическое различие алан и осетин. Подтверждение наших выводов мы находим в книге Э.Хара-Даван "Чингис-хан как полководец и его наследие". Элиста 1991, с. 178: " По свидетельству летописца - сербского епископа Даниила, князья Бранчевский и Шишманский пожаловались своему суверену кн. Ногаю, что сербский король посягает на их княжества. Кн. Ногай ответил на это приготовлением в поход отряда конницы из монголов, половцев, алан, осетин и русских для разгрома Сербии". Монголы уж точно знали кто аланы и кто осетины. Это свидетельство бесспорно. Эти выводы на основе теории этногенеза и положений этнологии Л.Н.Гумилева и легли в основу нашей работы: "Правда об ингушах и осетинах". Они и являлись отправным пунктом и мотивацией поиска ответов на вопросы происхождения алан, а затем и осетин. В поисках ответов на эти вопросы мне помогли работы ингушских, чеченских, осетинских, кабардинских, балкарских, карачаевских, грузинских, армянских и других народов Кавказа исследователей, в том числе и упомянутый А.Туаллаговым Хасан Бакаев (статья "Забытая война забытого народа"), многих отечественных, зарубежных и античных авторов, но направляющими были работы и идеи Л.Н.Гумилева, Ю.В.Бромлея и др.
Не найдя никакого опровержения неоспоримому значению самосознания (самоопределения) и стереотипа поведения народа в проведенной нами этнической идентификации осетин А.А.Туаллагов делает еще одну попытку увести дискуссию в сторону, обвинив нас в умышленном умолчании факта, что ингушам так же приписывалось некоторыми авторами семитское происхождение. Но, во-первых, мы писали о происхождении осетин, а не ингушей, а во-вторых, в работе Е.И.Крупнова "Средневековая Ингушетия", М.,1971,с.40 действительно упомянут В.А.Алборов, который заключил, что часть осетинского и ингушского народов прибыла из тех мест, где сильно было религиозное влияние шумеро-аккадов (семитов). Мы полностью согласны с Е.И.Крупновым, что это звучит совсем неубедительно в отношении ингушей и других нахов. А предположение И.Пантюхова о происхождении ингушей и чеченцев от халдеев и татов Е.И.Крупнов считал совершенно справедливо весьма неправильным. Но об этом будем говорить в истории ингушей.
На страницах 4-10 своей работы мы привели данные из трудов античных, средневековых и современных авторов (историков, археологов, архитекторов, лингвистов, антропологов и др.), из трудов которых можно уверенно констатировать, что нахские племена - потомки древних хурритов и урартийцев начиная с 3-го тысячелетия до н.э. волнами перемещались на южные и особенно северные склоны Центрального Кавказа. На рубеже старой и новой эр туда же мигрировали из восточной Анатолии, севера Армении и Колхиды: мосхи, ганахи, махелоны, моссиники, цанары (саны, цаны, халды, халибои, макроны). Все эти племена отличались воинственностью, независимостью, жили в укрепленных местечках, а последние - цанары с помощью бандажей искусственно удлиняли головы, считая длинно - головых более благородными, моссиники строили деревянные башни с ступенчато- пирамидальными крышами, подобные ингушским боевым башням. Здесь следует напомнить и упоминание (с. 10) нами этнонима "алан" как производного от ингушского ала, чеченского эли (бог, господин, князь) + суффикс принадлежности "н"=божьи (принадлежащие богу) люди.

Антрополог профессор В.В.Бунак в 30-х годах XXв. отметил: "Среди ингушей этот собственный кавказский тип сохранился более чем у кого-либо из других северо-кавказских народов" (Грозненский рабочий 5.7.1935) антрополог профессор Г.Ф.Дебец признал, что кавкасионский (ингуши Ю.Т,) антропологический тип "самый кавказский из всех кавказских" (Антропологические исследования в Дагестане". ТИЭ. Т.23.М.,1956,С.214). Приведенные данные почти полностью совпадают с высказанными Н.Я.Марра, Р.М.Мунчаевым, И.М.Дьяконовым, Е.И.Крупновым, Г.А.Меликашвили и др.
Логически доказанное и подтвержденное многочисленными примерами Л.Н.Гумилевым теоретическое утверждение о значении самосознания (самоопределения) и стереотипе поведения этноса, как определяющих и обязательных составляющих этнической диагностики (этнической идентификации этноса), дает нам основание предложить название этого положения этнологической теоремой Гумилева, и это будет данью памяти великому русскому ученому.
Этническое самосознание - алан, характерные черты аланского стереотипа поведения - воинственность, свободолюбие, независимость, неуплата дани, строительство укрепленный, городищ и др., переместившихся на рубеже эры с юга на Центральный Кавказ нахских племен, приведенные антропологические данные нахов, обычай искусственного удлинения черепов у цанаров (макронов), четко аргументированная этимологизация этнонима "алан" с критикой имеющихся версий на основе иранского, осетинского, тюркских и нахских языков, приведенная в работе Н.Д.Кодзоева: "К вопросу о происхождении этнонимов "алан" и "гIалгIа" (Ученные записки школы - гимназии г. Назрань, В. I, Назрань.2002,с. 76-86), отсутствие сведений античных и закавказских авторов о миграции алан на Северный Кавказ с какой - либо другой территории (Наглер А.О. и Чипирова Л.А., Гаглойты Ю.С. Вагапов Я.С. и др.) позволяют нам уверенно утверждать: нахи-аланы или аланы-нахи, а также безупречность этнологической теоремы Л.Н.Гумилева и в некоторой степени реабилитировать Н.Я.Марра, писавшего об осетинах: "нельзя отождествлять с ними кавказских аланов, или точнее ал-ов, так как алан, как теперь выяснилось, есть одна из форм множественного числа коренного кавказского этнического термина, в основе звучащего аl или с сохранением спиранта hal" (цит. по Н.Д.Кодзоеву, указ. сочинение, с.86), подвергшегося в 30-х годах прошлого века незаслуженным гонением и на которого И.В.Сталин спустил свору ученных и тем самым почти убил у советских ученных стремление к истине в решении национальных вопросов, которое оживилось только с началом перестройки.

Вы, Алан Ахсарович, если изучили нашу работу "Правда об ингушах и осетинах", должны были заметить, что после исключения прямого генетического происхождения осетин от алан, повторенного в кратком изложении выше, мы начали поиск генетических корней осетин (с.21-23 указ. работы) с выявления собственно осетинских остатков стереотипа поведения (этнической традиции), сохранившихся после длительного контакта с кавказскими народами и обнаружили их в "Этнографии и мифологии осетин" (Владикавказ,1994) на с. 27,88,118,47,48,49; а также в монографии Р.Дзатиатты "Культура позднесредневековой Осетии" (Владикавказ,2002) на с.226 (неупотребление свинины на праздники, похороны и свадьбы). Празднование, а вернее освящение, субботы; избирательный запрет на свинину; забрасывание камнями ("секила"), осужденных на казнь до XIXв., распространенных в совокупности даже в Передней Азии только у евреев, привели нас в поиске этнического корня осетин в землю филистимлян, где евреи основали свои государства - Израиль и Иудея, а ираноязычность осетин указала на путь следования - Израиль- Вавилония. И где Вы, Туалагов, нашли это у Д.Баксана? И в "Поэме об Алгузе" написанной осетином и переизданной осетином прямо говорится о происхождении осетин от Иессея - Давида-Соломона мудрого.
Древняя история евреев (А.Тюменев; С.М.Дубнов и др.). Труды Леонтия Мровели, Вахушти Багратиони, М.И.Артамонова, В.И.Вернадского, особенно, Л.Н.Гумилева и многих других позволили нам достаточно глубоко вникнуть в историю осетин (см. с.22-29 нашей работы).
Главное в этой истории: еврейское происхождение; Вавилонский плен, проживание в Иране после разрешения Кира возвратиться в Израиль; распространение манихейства- дуализма; участие в маздакитском движении и конфликт с евреями - ортодоксами; бегство от репрессий Хосрова Ануширвана на Северный Кавказ, поселение в междуречьи Терека и Сулака и симбиоз с хазарами; нанесение с хазарами, окрепшими пассионарно из-за контакта с тюрками и превратившимися в тюрко - хазар, поражения кавказским народам и отвоевание у алан территории от Терека до Эльбруса; противостояние совместно с тюрко - хазарами нашествию арабов; полный переход в язычество; имитация противодействия Святославу при разгроме последним Хазарского каганата; поиск своей ниши в Алании - торговля, ремесло, сельское хозяйство; разгром монголами алан (ингушей, чеченцев) и бегство части осетин, мешавших монгольскому хозяйствованию, в горы; расселение на равнинах и предгорьях Северного Кавказа кабардинцев и вытеснение ими с равнин в предгорья и горы осетин и оставшихся на равнине и предгорьях алан (ингушей и чеченцев); эпидемия чумы среди алан в горах к западу от Терека; нашествие Тимура, жестокие удары по аланам (ингушам и чеченцам) и яростное противодействие их войскам Тимура, горы защищены от захватчиков; аланы начинают оттеснять и освобождать свои земли от кабардинцев, осетины остаются в горах и частью переходят на южные склоны в Грузию, где арендуют земли.
Приведем цитату из "Географии Грузии" Вахушти Багратиони (Тбилиси,1904, с. 198) "А (во время) нашествий татар Чингис-хана, а более (того) Батыя и Охрана (Борхана?) были истреблены и опустошены города и строения их, а царствование осетин в правление (владетелей), и бежали осетины в эти Кавкаси (Двалетия Ю.Т,), и большинство (областей) опустело, какой является и ныне Черкесия. И опять же после пришествия Лангтемура и взятия Константинополя стали притеснять осетин - с одной стороны Татархан (Крымский), а с другой стороны - Лангтемуровы магометане-кочевники, и бежали (осетины) в Кавкасию, и завоевали они родичей кавказцев, которые суть двальцы. И после этого Осетия стала называться Черкессией или Кабардией и разделилась и превратилась во множество княжеств… Хеви и Двалети остались за грузинскими царями и эти места платили дань до сегодняшнего дня царям (грузинским) и их владетелям.… Но (глигвинцы) никому не должны были платить дань и больше подчиняются черкесам. Также и другие осетины. Но Дигор слегка подчиняется рачинским эриставам, ибо владеет Рача Дигором. И до сегодняшнего дня это так,…".


Цитата Вахушти, достаточно хорошо знавшего осетин, подтверждает наши выводы из других источников о волнообразной миграции осетин в горы и ассимиляции ими ослабленных племен двалов.
Этот вывод подтверждает и В.П.Алексеев в своем труде "Этногенез", М.,1986,с.101: "Антропологические наблюдения демонстрируют непрерывную последовательность поколений от местных популяций древности, говоривших, бесспорно, на каких-то кавказских языках, к современным тюркоязычным народам Северного Кавказа и осетинам. Для карачаевцев, балкарцев и, особенно, осетин мощный субстратный слой местного кавказского происхождения выявлен и в языке, и в культуре".
Многочисленные данные отечественных, в том числе ингушских и чеченских, зарубежных исследователей различных гуманитарных и естественнонаучных специальностей, приведенные в нашей работе "Правда об ингушах и осетинах" и в настоящей статье позволяют уверенно утверждать: - нахские племена, перемещавшиеся волнами начиная с 3-го тысячелетия до н.э. на Центральный Кавказ и на северные его склоны принесли с собой Кобанскую культуру, а с последней волной (цанары - длинноголовые, моссиники, ганахи и др.) на рубеже эры принесли и этноним аланы - божьи людей и, само-сабой разумеется, нахские языки и стереотип поведения они имели и поэтому при иммиграции на Северный Кавказ новых нахских племен древние источники не отмечали военных столкновений;

-осетины-потомки евреев колена Симонова, прошедших вавилонский плен, оставшихся в Иране и перенявших иранскую речь, отошедших от иудизма и перешедших в маздакизм, бежавших от репрессий Хосрова Ануширвана на Северный Кавказ, проживавших на равнинах и предгорьях Северного Кавказа и, при вынужденном переселении в горы, ассимилировавшие остатки нахских племен двалов (дуалой и дугарой);
-этнологическая теорема Гумилева универсальна для специалистов работающих по проблемам этносов.
В своей статье А.А.Туаллагов на с.121 отмечает, что в заключении своей работы "Правда об ингушах и осетинах" мы попали в пикантное положение из-за незнания своих соседей-балкарцев и карачаевцев, обращающихся друг к другу "алан", потому что чтут своих предков алан. Да, пикантность действительно имеет место быть, но со стороны доктора Туаллагова, который не мог даже предположить: во - первых, что в высылке я много лет прожил рядом с балкарцами и карачаевцами и многократно слышал обращение "алан" к своему отцу, владевшему кумыкским языком в совершенстве, и к самому себе, знавшему только ингушский и русский языки, и ни разу при обращении к киргизам, узбекам, крымским татарам и др.; а во-вторых, доктор исторических наук при знакомстве с нашей работой искал к чему можно прицепиться и совершенно не уяснил, что суть этнической диагностики заключается (по методу Л.Н.Гумилева) не в идентификации языка этноса, а выявлении наличия этнического самосознания и стереотипа поведения. А при рекламе подобных "исторических" методов исследования Туаллагова наука история очень много потеряет, тем более при отрицании новых, современных методов исследования. А.А.Туаллагову, уверен, никогда и не приходила мысль, почему И.В.Сталин депортировал из ЧИАССР ингушей и чеченцев; из Дагестана нахов-аккинцев; из КБАССР только балкарцев, а кабардинцев оставил; из Карачаево-Черкессии -только карачаевцев? Как мусульман? Не подходит, так как дагестанцы, кабардинцы, черкесы, да и дигорцы мусульмане. Как предателей? А у кого из народов Кавказа их не было? На территории ЧИАССР и Дагестана гитлеровцы практически не были, да и предателей из числа ингушей и чеченцев и в абсолютных и относительных числах было значительно меньше чем у других. В чем дело? Историку народов Кавказа должно это быть интересным. Наша версия в общем ракурсе - народы эти (балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы) мешали народу, родственному И.В.Сталину, в историческом и генетическом аспекте они могли претендовать на этноним алан. Есть и другие версии, но они не упоминаются на ми из-за отсутствия общей, объединяющей названные народы, мотивации.

Ваши выпады, господин А.А. Туаллагов на с.112 статьи, где обвиняются Р.Д.Арсанукаев и М.Б Мужухоев и их "единомышленники" в приписывании кобанской культуры нахоязычным "носителям" ее в результате определенных трансформаций превращающихся в алан", а М.Б.Мужухоев еще и в недостаточном знании "…якобы, сугубо нахской лексемы "гаргар", на основе которой Мужухоев относит гаргареев к древненахскому этносу, а также и историзации "мифического образа" амазонок, производят впечатлении обозленного обывателя, а не ученного.
Дальше А.А.Туаллагов продолжает: "…ещё никому не удавалось вывести изначально аланскую культуру из кобанской". Да это и выглядело бы смешно, такие попытки называются "поставить телегу впереди лошади". И это стало бы возможным только в случае изначально кочевнической культуры алан, но мы знаем, что они занимались отгонным скотоводством, земледелием, строили городища и крепости, обрабатывали металл, изготовляли керамику и занимались другими ремеслами.
Мы и в критикуемой А.А.Туаллаговым работе и выше в настоящей статье писали, что аланы (нахи) начиная с III тыс. до н.э. волнами перемещались с юга (благодатного полумесяца)- колыбели человеческой цивилизации и принесли на север Центрального Кавказа определенные элементы культуры, которые и стали называться по с. Кобан Северной Осетии - кобанской. Но осетины к этой культуре не имеют прямого отношения, а только через ассимилированных ими двалов. С появлением на Центральном Кавказе на рубеже эры волны нахских племен, принесших этноним алан - божьи люди, она, "кобанская культура", вполне может называться аланской. Очевидно, что на границах с грузинами, дагестанцами и адыгами она (культура) должна иметь сходные черты, да и языки у них кавказские. Так думают и уверены в своей правоте многие "ингушские и чеченские исследователи"
А теперь обрадуем читателей и Вас, Алан Ахсарович, новостью истории древних нахов. Во 2-й полXIXв.- I-й пол. XXв. были сделаны значительные археологические открытия в Малой Азии, начиная с гомеровской Трои. В 30-е годы ХХ века началось изучение дохеттских культур. Выяснилось, что в различных районах Малоазийского полуострова к середине II тыс. до н.э. образовалось несколько хурритских (предки нахов Ю.Т.)государств. Последующие раскопки хурритских поселений привели к сенсационным открытиям: близ деревни Чатал-Хююк к юго-востоку от Трои была открыта одна из древнейших цивилизаций протогородского типа и, возможно, древнейшая, использовавшая металл, медь, датируемая 2-й пол. VII-I-й пол.VI тыс. до н.э. (А.Дж.Тоинби. Цивилизация перед судом истории. М.2002,с.525, пр.12). Сравните, Алан Ахсарович, древние поселения хурритов и поселения кобанской культуры- дома с жилой и хозяйственной половинами, улицами и др.
О гаргареях мы с ссылкой на Е.И.Крупнонова, В.Б.Виноградова и К.З.Чокаева писали в так неугодившей Вам работе (с.9). Цитируем: "Специально занявшись этим вопросом, я пришел к выводу, что правомерность отождествления страбоновских "гаргареев" с ингушским племенным названием "галгай" может быть признана вполне обоснованной. Аргументация этой гипотезы изложена мною в монографии "Древняя история Северного Кавказа" (Е.И.Крупнов. Средневековая Ингушетия.М.,1971,с.25). И Е.И.Крупнов четко аргументирует в своей монографии "Древняя история Северного Кавказа" М.,1960,с.72 генетическую связь между "гаргареями" Страбона и одним из ингушских племен "галгаи" с критикой противоречивых версий других авторов и исключением связи между гаргареями Кавказской Албании и гаргареями Страбона.
В.Б.Виноградов и К.З.Чокаев в работе: "Древние свидетельства о названиях и размещении нахских племен" писали: "…Гаргарей - несомненно производное от нахского термина "гаргара" - близкий, соседний, родственный" (Известия ЧИНИИ, т.7,вып.1, Грозный,1966,с.67). Можно уверенно сказать, что Р.Д.Арсанукаев и М.Б,Мужухоев и их последователи правы утверждая о генетической связи "гаргареев" Страбона и ингушского племени "галгай". И, наконец, надо сказать о "мифичности" амазонок: "Сам Гиппократ говорит, что амазонки прижигают правую грудь для того, чтобы вследствие большего притока питательных соков в ближайшую руку она делалась более сильной, так как от природы и она слаба". (Кавказ и Дон в произведениях античных авторов, Ростов-на-Дону,1990,с.338 "Афоризмы Гиппократа и объяснения к ним Галена") Для справки: Гиппократ (ок.460-ок.370 до н.э.) древнегреческий врач, реформатор медицины, ему приписывается "Клятва Гиппократа"; Гален (131г.-201г.) знаменитый врач. Уверен, что Гиппократ уж совершенно точно знал, что делают амазонки с правой грудью, если он выдвинул свою гипотезу для объяснения причин, а Гален оставил ее без комментариев. Значить опять прав М.Б.Мужухоев и амазонки не миф а реальность. А.А.Туаллагову будет целесообразно и полезно для работы изменить свое отношение к подбору базовых источников и не игнорировать свидетельства таких специалистов типа Гиппократа и даже мельчайшие факты, которые могут стать основами непротиворечивой версии.
Дальнейшие словесные упражнения А.А.Туаллагова, насыщенные казусами, ляпсусами и нонсенсами, можно бы оставить без комментариев. Однако в третьей, большей части своей статьи, подтверждая приведенную нами выше цитату Л.Н.Гумилева о историках, ишущих предка изучаемого этноса: "Такая патологическая склонность к партеногенезу… породила шовинизм как карикатуру на патриотизм", А.А.Туаллагов муссирует необоснованные ничем слухи об объединении Ингушетии и Чечни, подспудной боязни ингушских элит снова оказаться, как в ЧИАССР, на вторых ролях, чего в ЧИАССР и не наблюдалось (с.123); находит в Ингушетии центростремительные (?!) силы, определяющиеся разобщенностью по родам, обвиняет ингушей в стремлении "присвоить" историю алан, а руководство Ингушетии в объявлении себя правопреемником исторической Алании основанием своей новой столицы под названием Магас (с.124,125), наличии "территориальных претензий к Северной Осетии, и уже имевшей место попытки решить их силовым путем" (с.127). Ингушские исследователи Н.Д.Кодзоев и Б.Д.Газиков обвиняются в выполнении государственных (Республика Ингушетия Ю.Т,) заданий по "введению паранаучных знаний в процесс государственного образования", а В.Б,Виноградов- в примиренческом отношении к параисторикам и обвинении своих коллег за противодействие квазинаучным концепциям.
Все эти бредовые измышления А.А.Туаллагова объясняются отсутствием аргументов для опровержения доказательств и выводов, основанных на теории этногенеза и положениях этнологии Л.Н.Гумилева - этнологической теореме Гумилева: 1)исключающих прямую генетическую связь алан и осетин; 2) участие алан (двалов) в этногенезе осетин в качестве кавказского аборигенного субстрата; 3) аланы - нахские племена - носители кобанской культуры; 4) "аланы" - коренной кавказский этнический термин - обозначает "божьи люди".

Цель измышлений А.А. четко определяется на стр.130,131:
- ввергнуть Россию в тоталитаризм;
- запретить думающим иначе, чем А.А.Туаллагов и его единомышленники, заниматься наукой, ввести научную цензуру;
- расширить и укрепить роль Северной Осетии, как южного форпоста России, для чего:
а) перевести во Владикавказ Представительство Президента РФ по ЮФО;
б) создать во Владикавказе Институт кавказоведения, где сосредоточить ведущих специалистов исторической науки;
в) разместить во Владикавказе представительства МИД РФ для выработки и проведения внешней политики в южном направлении.
В заключении хотелось бы обратить внимание на вопрос, как такой историк-"радетель" дел народных в России ни разу даже не намекнул, что передача И.В. Сталиным в 1933г. Северной Осетии общей с Ингушетией столицы г. Орджоникидзе, лишило ингушский народ практически всей базы - экономической, образовательной, здравоохранения, науки, культуры и политической, и даже в целях сохранения исторических памятников ингушей не подал голос о возвращении по принадлежности Пригородного района, где находится с. Ангушт (Тарское), по которому русские и назвали ингушей.

Юсуп Тимерханов

 

----

??????.???????
Новости |  Наш Президент |  Пишет пресса |  Документы |  ЖЗЛ |  История
Абсолютный Слух |  Тесты он-лайн |  Прогноз погоды |  Фотогалерея |  Конкурс
Видеогалерея |  Форум |  Искусство |  Веб-чат
Перепечатка материалов сайта - ТОЛЬКО с разрешения автора или владельца сайта и ТОЛЬКО с активной ссылкой на www.ingush.ru
По вопросам сотрудничества или размещения рекламы обращайтесь web@ingush.ru